Карл Оноре, канадский журналист, писатель, автор бестселлера «Похвала неторопливости», знаковая фигура движения Slow. Psycholog: Понятие Slow все популярнее. Но не окажется ли оно просто модой? Карл Оноре: Призывы жить медленнее раздаются с XIX века: они - ровесники промышленной революции. Сегодня термин Slow употребляется очень широко, поэтому есть риск, что он станет частью маркетинговых стратегий.
Но пока он работает, потому что посягает на табу и отвечает нашему единодушному стремлению сбавить темп. В сущности, речь идет не столько о том, чтобы все делать медленно, сколько о том, чтобы ничего не отвергать и не разрушать ради скорости. Философия Slow противопоставляет лучшее быстрому, а качество - количеству. Жить в своем ритме гораздо проще, если иметь секретаршу, няню, шофера...
Не получится ли так, что «медленная жизнь» по сути окажется роскошью? К. О.: То же самое говорили и про биопродукты, пока не выяснилось, что здоровая пища не обязательно более дорогая и к тому же помогает сэкономить на лекарствах. К тому же сейчас появились различные суши роллы, которые очень питательны и калорийны. Европейцы в среднем проводят 4 часа в день перед телевизором, и это хороший резерв времени, который можно использовать.
Чтобы притормозить, надо прежде всего пересмотреть свои приоритеты. Даже одинокие женщины, которые с трудом балансируют между школьным расписанием, передвижениями на транспорте, работой по дому и скромными доходами, имеют возможность пересмотреть свое отношение ко времени и к скорости. Например, можно выделить 15 минут после того, как дети улеглись, чтобы просто подышать, прежде чем бросаться мыть посуду: это позволяет «подзарядить батарейки».
Или в выходные отказаться от уборки, чтобы поиграть с детьми или просто побыть с ними рядом. Выбор медленного ритма жизни может привести к серьезным культурным сдвигам: позволяя себе просить о помощи, мы больше помогаем друг другу; распределяя по-новому семейные обязанности, мы получаем больше равенства; отказавшись от тирании перфекционизма, мы более сочувственно относимся к чужим слабостям. Мы лжем не тогда, когда говорим, что не можем снизить скорость. Мы лжем, говоря, что можно все успеть, ни от чего не отказываясь. |