пришли ратнинцы пришли черниговцы договор крестильник конфликт
с годами не скажу но по моему так
А вместо 20 годов, я придумал следующее: "Было это, как рассказывают, когда сотником в Ратном стал человек, очень уж до христианской веры рьяный. Перед тем вражда с дреговичами потихоньку угасать стала... не то, чтобы совсем примирились, но уже как-то поспокойнее стало, без крайностей. А при новом сотнике все опять закрутилось, вплоть до полного озверения". Вроде бы и есть намек на сотника Ивана, но, в то же время, и не обязательно, что все случилось при нем. Сказка, легенда, хотя и имеющая под собой какую-то реальную основу (крест-то сохранился) но уже сильно подправленная "изустным творчеством" (как и положено легенде), и к конкретному времени привязываемая с трудом.
Критика и контрпредложение САМОГО НАЧАЛА отрывка
ПО БУКВАМ вырисовывается такая картина - Владимир пропагандировал Перуна верховным богом; потом вдруг передумал и нежданно- негаданно всех киевлян крестил (за 1 день, опп- ля). Перед этим устроил массовые резни "под покровом ночи" (причем перунисты резали перунистов, христиан вроде как еще нет). После крещения, несогласные, уцелевшие сели на коней и организованной толпой поскакали прочь. А вслед им погоня - догнать и уничтожить. Погони, засады (???), текут реки крови. Потом уцелевшие опять- таки организованной толпой занимаются разбоем, выкупают жен и детей, сражаются с дружинами, скачут по степям, чтобы замучить работорговцев. Потом, опять-таки организованной, сплоченной толпой селятся в Погорынье. Потом бьют Добрыню. И т.п.
Контр- предлагаю такое:
Осэрэдки христианства были на Руси задолго до Владимира, и к моменту его княжения Христ. имело уже какое-то количество верующих и мощь. С другой стороны язычество не было монолитным - были десятки богов со своими ритуалами и жрецами, что грызлись друг с другом + "неславянские морды" со своими верами. Владимир пытался продвинуть Перуна, но что- то не срослось (то ли с верой, то ли с проповедниками ее); тогда взял курс на прогрессивного (в то время) Христа. И начал "закручивать гайки", - крещение Киева под угрозой мечей было после сколько- то лет предв. подготовки, НА ПИКЕ этого процесса.
После этого вероятно могло быть 2 штуки: 1), - могла начаться "охота на ведьм" снизу- вверх, - на всех уровнях общества. Под лозунгом "изыскать и искоренить крамолу" - многие люди могли расправиться с обидчиком, соперником, конкурентом; отнять и поделить его жену, людей, земли, имущество; переделить по- новому и т.д., - князь и церковь в доле от добытого. Тут ЛЮБАЯ ПАКОСТЬ возможна - можно еще больше СГУСТИТЬ КРАСКИ, чем это сейчас автор написал.
С другой стороны - 2), - "чистка рядов", террор сверху- вниз.
И тут могло быть такое: а) могли договориться по- мирному и какое- то количество ненадежных воинов могли (с женами, походным барахлом и т.д.) откомандировать, обменять "по бартеру" другому правителю, воины- интернационалисты так сказать. Идея в том, что эта кодла до пункта назначения не дошла, а "потерялась" по дороге. б) сколько- то воинов могли сбиться в толпу, и двинуть из Киева организованно - с боем, грабежом, погоней и т.д. Нюанс в том, что таком раскладе жен, детей, барахла и т.п. было ничтожно. Человеку, даже воину, у которого на руках жена, сколько-то детей, старики, родичи в городе, друзья- христиане; нажиты барахло, скот, бизнес, дом, двор, холопы и т.д. - залупатся невыгодно, боязно. Проще перекреститься. А безземельные, безсемейные, безбашенные - да, могли подорваться; князь скурвился - айда отсюда, братия! И заниматься разбоем купцов и населения (потому, что больше ничего не умели + всеобщая смута), и воевать с княжьими людьми (не потому что язычники, а потому что разбойники), и осесть подальше от крупных воинских сил и крышевать какой- нибудь городок. Довели городок до разорения - вот и пришлось внукам землю пахать. в) Если например в Киеве и окрестных землях расзвернули "большой террор", то народец мог СТЕКАТЬСЯ и ОСЕДАТЬ по всяким "медвежьим углам". И Погорынье было в числе прочих многих. А когда пошла "зачистка" по второму этапу - в рамках всей страны, этот кусок могли пропустить - по тысяче причин - отбились, отгородились болотами, откупились, руки не дошли, родичи оказались и т.д. А может наоборот, не пропустили - был городок и не стало городка. А спасшимся профессиональным воинам пришлось на пепелище за плуг браться.
Суть контр- предложения - описать картину так, чтобы читатель мог видеть меживо вариантов, наслоение видений, трактовок разных людей. Какие там конкретно литприемы - ?, - то ли разные люди; то ли объективное изложение рассказчика, то ли критич. обработка слушателем, то ли полунамеки изложения............... ..............
Благодарю за внимание. Превосходно и замечательно.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем
ПС: А легенда черниговцев - имхо меч Мстислава, и княжьей руке, способной его поднять и повести людей (см посты по теме меча и ссылки на источники)...
А так как раз вырисовывается политика Лисовинов. Корней, в пику отцу сходится с черниговскими и узнает о Мстиславовом мече и Княжьем плече. На родство с язычником Туры он опереться перед ними не может, потому обеими руками хватается за вариант с княжной, не сводя дела к интрижке а доведя до свадьбы, тем самым давая детям возможность стать в глазах черниговцев тем самым княжьим плечом, в принципе могущим стать достойным меча. Достойным же по его намерениям должно сделать их его воспитание. Но гибель Фрола подкашивает планы, пока в Мишке он не находит того, кто в силах принять такой груз. Потому воспитание такое жесткое и требовательное, ожидания такие высокие и с каждым разом выше. Для перуничей же Михайло - Окормля, от крови Лисовинов - непростой крови, отличающей его от других родов, несмотря на всеобщее родство. Т.е. в Михаиле Корней пытается слить Мифы обеих частей сотни, слив тем самым в одно и саму сотню