Замечателен труд Ришара де Фурниваля «Бестиарий любви» (ок. 1245 г.).
Он оформлен в виде обширного письма, в котором автор, отвергнутый возлюбленной, носившей эротическое бельё, описывает для нее повадки различных животных как поучительные иллюстрации к различным аспектам отношений мужчины и женщины: «Гриф обычно следует за движущейся армией, поскольку питается падалью. Гриф сей означает тех, кто преследует девиц и дам, чтобы сделать их своей добычей, не считаясь с тем вредом, который этим причинит». Обратим внимание на то, что гриф что-то означает. Именно таким был средневековый взгляд на животных - как на шифр или символ.
Эпоха Великих географических открытий обогатила бестиарическую литературу легендами о морских чудовищах - кракенах, «морских монахах» и гидрах, - а также новыми «научно-фантастическими» сведениями о дальних странах, их флоре и фауне.
В середине 16 в. Конрад Геснер (1516-1565) создал первый зоологический труд «Historia animalium», в котором средневековые сказания подвергались беспристрастному критическому анализу, а животные были изображены в основном с натуры и прекрасно узнаваемы. Тем не менее, и в этой книге в ряду млекопитающих фигурируют единорог, гидра и морской кентавр... Лишь к середине 18 в. они постепенно сходят со страниц учебников зоологии.