С этим как раз никто и не спорит.
Когда придут монголы не пользоваться пехотой? Но без пехоты кавалерия ничего не сделает с конными лучниками, Батый ее разгромит.
Зачем вы сами себе противоречите?
Стратегию можно вывести такую, что на путь основного войска выступает пехота. А мобильные конные отряды сопроваждают ее по флангам, отсекая возможные наскоки монгольских сотен. Или Вы предлагаете конно-пешему войску в кулаке гоняться за все время ускальзающими степняками?
Добавлено (05.10.2009, 22:36)---------------------------------------------Но научить и подготовить можно. Тем более заранее зная движение. А чтобы не сорвался, заманить притворным бегством, чтобы свою крутость и безнаказаность почуствовал. А вообще то все будет зависить от приемника Михайлы, и от того чему он его научит. А делать нужно уже сейчас и то, успеет ли?
Остров-град Свияжск (официальное название, используется наряду с селением). Находится на слиянии трех рек - Свияги, Щуки и Волги в 30 км выше по течению, если считать по реке. По трассе 65 км. После неудачного второго похода на Казань Иван Грозный остановился на отдых в районе будущего Макарьевского монастыря. На противоположном берегу Свияги он обратил внимание на заросший густым лесом крутой холм, который полуостровом вдавался в Волгу. Островом Свияжск стал только после строительства Куйбышевского водохранилища. Дорога на остров построена только два года назад, электричество и телефон на постоянной основе после 1998 года Всю зиму в лесах возле Углича шла заготовка леса и строительство крепости. Весной крепость разобрали и спустили плоты вниз по Волге. Более 70 тысяч человек принимали участие в строительстве крепости. Стены и башни были деревянные, внутри клети были заполнены землей и камнем. Общая площадь Свияжска в два раза превышает площадь Московского Кремля. Первой за один световой день была построена и освящена деревянная церковь, сохранившаяся до сих пор. Так что внутри церкви можно посидеть на лавках, на которых сидел еще Иван Грозный. Что я и делал В настоящее время от стен ничего не осталось. Имеется 6 церквей, еще 7 было взорвано в 30-е годы на 250 человек современного населения. Максимальная численность в конце 19-го века более 3 тысяч человек. И много что еще можно рассказывать, но это выходит за рамки обсуждения
ЗЫ.
Чем примитивнее общество, тем, в теории, более боеготово оно - производящая часть не настолько развита, чтобы присваивающая не играла большой роли. Именно на этом базируется допущение, что кочевники все до одного - воины.
Тем не менее, не всегда теория оказывается верна - например, монголы XVII-XX веков уже не могут быть поголовно воинами, несмотря на сохранение кочевого уклада. А чукчи, бывшие прекрасными воинами на протяжении всего XVIII века, в XIX веке свои боевые качества во многом утрачивют, сохраняя в то же самое время свои охотничьи навыки.
Про неземледельческие общества будем считать, что в большинстве случаев количество взрослых мужчин будет равняться количеству потенциальных охотников/воинов. Однако качества такого воина будут очень специфическими - будучи неплохим стрелком, следопытом или нездником, он, одновременно, е будет уметь действовать в открытом бою в составе подразделения. от этого надо отталкиваться при определении сравнительного потенциала войск обеих сторон.
В земледельческом обществе серьезным мобилизационным напряжением является норма 6-14% от количества взрослых мужчин в призывном возрасте (в среднем, для стран Центральной Азии и Дальнего Востока это 16-60 лет, но были и исключения - например, при Нурхаци в 1620-х брали в армию всех мужчин от 13 до 70 лет). Верхняя планка при мало-мальски затяжной войне приводит к серьезнейшим последствиям для хозяйства - оно разрушается и восстановить его очень сложно.
В случае, если мы имеем т.н. "кочевой феодализм" (термин предолжен Б.Я. Владимирцовым и активно поддержан И.Я. Златкиным), то и здесь нормы мобилизации существенно снижаются по сравнению с периодом "военной демократии" - с выделением цагаан цэрэг (профессиоанльных военных) роль хар цэрэг (ополчения) падает. Мобилизационные нормы достигают, как правило, 5% от числа боеспособных мужчин. Происходит серьезное расслоение выставляемых воинов по боеспособности - цагаан цэрэг всегда превосходят хар цэрэг. Наиболее удачливые и способные из числа хар цэрэг имеют шанс переместиться в прослойку цагаан цэрэг, пополняя ее количественно.
Таким образом, имея достаточно обширную социальную базу для комплектации войск при военной демократии, по мере развития феодализма традиционное общество неминуемо идет по пути создания профессионального войска. http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=66&t=12954