Как тут было отмечено, но я добавлю, Анна она не просто Мать, а Мишка не просто пацан,не забывайте, многие ратнинцы, Мишку приняли как Михайлу Фролыча! И многие вопросы в том числе и Анна , обсуждали с ним, не как с сопливым мальчишкой, а как с мужем.Не забывайте, кто семью вытащил, статус ее поднял, да и собственно, боярами всех сделал? Вспомните, кто вообще про грамоту, боярскую Мишке рассказал? И Вы думаете, Анна об этом забыла? Да, она сына любит, да, не прочь и приласкать... Но воспринимает она его как мужа взрослого и осмысленного! А разговор о Перваке? Это ведь прямое свидетельство, что для Анны, Мишка уже не просто сын и не просто сопляк! А мужчина! И еще момент. В данной конкретной ситуации, Анна видит в Мишке даже не просто взрослого сына-мужчину, а Фрола, а тот в отношениях с ней и не всегда церемонился, хоть и любил, мог и поучить.... И вот это все в совокупности, просто "выбрасывает" Анну мгновенно в состояние и восприятие не просто матери, где такое одергивание сыном ее могло и обидеть, но Боярыни! И тут обидам нет места. есть Цель, есть Дело, есть Смысл. Но, это, конечно, мое личное мнение.
У каждого человека, после прочтения книги складывается свой образ персонажа. Мой образ совпадает с образом sov-ы, ваш с образом ke-и.
т.е. вы нарисовали психологический портрет Другой Анны, чем мы с sov-ой. Поэтому вам кажется все логичным, а нас "царапает" несоответствие с "нашим" образом.
Это вопрос субъективного восприятия :о). Я же уже написала, что не буду больше спорить по поводу рук. Ну вот и не буду.
Второе, что бросается в глаза - первая часть от имени Мишки, а вторая - от имени Алены. Уж если решили, что у Вас два героя книжки - то только от их лица мысли и пояснения и пишите. И с их взгляда. Ато получается черти-что и с боку бантик... сознание как будто вселяется во всех героев и читает их мысли. Просто странная глава получается - первая часть со взгляда Мишки, вторая после того как завалили татей - Алены. Хотя в анотации написано что женский взгляд, в данном случае ГГ - Аленка, и при чем тут Мишка...
Третье. Выводы Аленка делает как-то быстро, будто уже в курсе всего, и как сторонний наблюдатель. Сказал Мишка одно, пусть и очень дельное предложение - "Мишка странный". Разве так мысль человека, пусть и женщины, работает? Нигде не описано, почему она решила что он странный. А где небольшие детали, вроди -"Аленка сидела у костра, едва различая разговор мужей с молодым старшиной брата" - и описанием разговора, который дает понять, что здесь не так - что не советуются бывалые мужи с отроком, что не таскаются вооруженные до зубов мальчишки за пацаном и не зовут старшиной, соблюдая при этом железную дисциплину. В общем - покажите ход мыслей Аленки - покажите что она живой человек, и повествование идет от её лица. Пусть она думает по своему, по бабьи, но она должна думать, а не причитать без края - "Андрюша такой, Андрюша мой", чем она только и занимается все 2 главы. Ато мы словно слушаем обрывки её мыслей - и не просто обрывки, а уже выводы. А весь смак как раз в том, КАК она к этим выводам пришла.
Четвертое - с пинанием отрока и "прокалыванием языка" - это уже совсем ни в какие ворота не лезет. Вообще-бы выкинуть этот эпизод, бредовый очень. Описание малолетним пацаном сексуальной бабы - абсолютно нормальное явление в любом мужском коллективе, а уж пинание до полусмерти и отрезание языков умудренными мужами курсанту платного отделения за это описание - вообще феерический бред в квадрате. По крайней мере у меня не укладывается в голове такая ситуация. Косяк должен быть в тысячу раз сильнее.
Ну, и в заключение. ОЧЕНЬ понравилась завязка и идея знакомства Немого с Аленкой. Но над текстом ещё работать и работать... Пошел читать дальше, просто решил описать соображения по первым 2 главам, чтобы не забыть
А без князя, при вдовой княгине и малолетних наследниках, какую силу обрести это содружество может!
Теперь Ратное. Да, оно впятеро меньше Турова, но основная часть деревень на Руси - впятеро и вдесятеро меньше Ратного. Так что это совсем не захолустье.
Ситуация изменилась несколько погодя - когда Святополк умер и Киев с Туровом перешли в руки новой династии, что разорвало привычные связи. Еще несколько лет спустя и Ярослав восстали бежал к ляхам, после чего его друзья и вовсе предпочитали не светить себя. Ратное еще сильнее замкнулось. Наконец, после ранения Корнея, когда поставили во главе ненадежной сотни не пойми кого и едва ее не угробили - сотня не могла не оскорбиться и еще более отдалиться от нынешней власти. Вот такой постепенный процесс ослабления роли Ратного в Турове за время княжения Мономаха, а значит уже после женитьбы Фрола и Анны.
Теперь же, при Вячеславе, когда Ярослав мертв и не опасен - начали налаживаться новые связи, обоюдовыгодные.
Поэтому соответствующая часть разговора Мишки с Анной нуждается в коренной переделке. Даже княгиням не зазорно был носить одежду, испещренную языческими оберегами.
В общем тут надо перелопачивать соотв. разделы Рыбакова "язычество древней Руси", где этим вопросам уделено много внимания.
Да и Лисовины - род новый и ранее в боярстве не замеченный, а брак - дело серьезное. Кроме того земского боярства в эту эпоху почти нет, оно только зарождается, основной контингент - служилое при князьях, постоянно кочующее по Руси и корней не имеющее. Процесс оседания бояр только набирает силу и лет через 100 станет значительным явлением.
Не всегда и не во всем. О-о-очень зависит от матери и целях ее ребенка.
Убивать он уже научился. Правда не стилетом в спину, но научился.... а вот для того, что бы идти по трупам, надо ему свой характер ломать(менять?), но без этого ни в какую политику играть нельзя. Сожрут другие игроки.
в сухом остатке имеем " курс придворных интриг" тут и Анна, и Нинея, и Никифор, и рудный воевода подсобить может, да и другие связи наработает (иначе и быть не может).
В деда веры не особо много. А Рудный Воевода ничему, кроме как махать мечом и держать в узде отморозков, не научит. Вот он сам, едва стоило в политику полезть - еле ноги унес.
Все остальное у ГГ в наличии :о).