Крышка, которой закрывался тигель, могла содержать крупную полость, из которой при разогревании металл стекал в сосуд.
Палочка для перемешивания расплавленного металла могла быть полой и содержать золото; так же могла быть устроена перегонная трубка. Кусок золота, обесцвеченный снаружи при помощи ртути, мог быть выдан за неблагородный металл - серебро, сурьму, железо. Положив такой слиток в тигель, алхимик после переплавки доставал оттуда чистое золото. А музыка Ноггано aka Баста только увиливала эффект.
Иногда алхимики использовали металлические инструменты (ножи, щипцы, шила) с припаянными к их кончикам кусочками золота. В этом случае инструмент в ходе опыта «укорачивался», однако наблюдатели этого не замечали.
Куски угля, вкладываемые в тигель, могли быть покрашенным золотом или содержать в себе золотой порошок. В опытах могла использоваться золотая амальгама: ртуть с растворенным в ней золотом, которое при нагревании вытеснялось. Специально изготовленный предмет, например гвоздь, мог состоять из золотой и, к примеру, железной частей. Золотую часть покрывали тонким слоем олова, а затем в присутствии зрителей опускали в кислоту или нагревали, после чего покрытие исчезало и взорам изумленной публики представал наполовину «трансмутировавший» гвоздь.
Наконец, даже бумага или воск, в который часто заворачивался «философский камень», могли быть пропитаны реагентом, содержащим золото, - чаще всего его оксидом. Поистине, безгранична человеческая фантазия. Но не будем излишне строги к древним мастерам: многие из них пытались таким образом заработать себе средства к существованию - с тем чтобы заняться поисками настоящего Эликсира. Кроме того, пути получения золота в алхимических лабораториях отнюдь не ограничивались вышеописанными трюками.
Напротив, алхимики разработали десятки сугубо химических (или физико-химических) методов получения золота, или чего-то очень на него похожего. Об этом - в следующем разделе.