Арабская алхимия отличалась от александрийской пристальным вниманием к точности измерений и тщательности проведения экспериментов.
Количественный подход, старательные и конкретные описания обеспечили алхимикам Востока выход на качественно новый уровень исследований.
Любите слушать музыку онлайн бесплатно? Посетите наш сайт. Огромная коллекция музыки, ежедневные обновления базы, удобный интерфейс.
Восточные мастера составили точнейшие описания процессов и вывели целый ряд физико-химических констант. Так, алхимик Абд ар-рахман аль-хазини в книге «Весы мудрости» (1121 г.) привел величины плотностей металлов, которые почти не отличаются от современных данных: Первым арабским алхимиком считают халида ибн Йазида (665-704), изучавшего эту науку под руководством александрийского ученого Стефаноса. Благодаря ибн Йазиду и его греческому учителю арабские алхимики унаследовали теорию Аристотеля о первоэлементах и первое время попытались адаптировать ее к своим экспериментальным данным.
Так, Аюб аль-рухави (769-835), известный европейцам как иов из Эдессы, предпринял титанические усилия, чтобы увязать данные о цвете, ковкости и плавкости металлов с аристотелевским учением. В своей «Книге сокровищ» он писал: «Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото желтое, а серебро белое, так как первое содержит больше тепла, а второе - больше холода.
Медь суше, чем серебро или золото, и ее цвет более красен, т. к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом; это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, и с трудом поддается действию огня».
Однако подобные наивные построения мало удовлетворяли арабских ученых, им все сложнее становилось втискивать свой опыт в прокрустово ложе античной натурфилософии. В конце концов алхимикам Востока пришлось создать новую теорию металлов, и сделал это выдающийся алхимик арабского мира, «дедушка химии» Абу Абдаллах Джабир.
|