О плотине. Одних свай будет мало. Мой рисунок с простыми подпорками для оси был просто концептом. Надо будет зауживать русло создавая стремнины - делать быки. Перепад уровней воды все же предпочтительней. Пусть это будет не 5-7 метров, но 1-3 сделать надо. Кинетическую энергию падающей воды не заменить зауживанием. В этом случае мы возвращаемся к плотине и водоводам... просто сделаем ее иначе. Лопасти колеса делаем в виде черпаков. Это даст дополнительный вес-усилие для вращения колеса. Сами колеса располагаем уступом как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом самое нижнее-дальнее колесо будет получать наибольший напор/удар воды, а ближнее-верхнее наименьший. Правда колеса придется делать разного диаметра, но это можно использовать как дальнее-меньшее колесо станет приводом быстроходного вала, где нет надобности в большой мощности, а ближнее-большее колесо станет приводом большой мощности, но малой скорости.
Идея Петровича мне по душе больше - колесо будет плавать - следовательно терние меньше и подшибник не в воде - можно смазать и т.д. Такие колеса можно ставить последовательно - повышая КПД системы. К стати - можно ставить колесо под углом к воде тогда рабочие лопости в воде а холостые - на воздухе. Водоводы (особенно мои ) лучше - там где вода переливается через плотину нет запаса - малейшее повышение и вода пойдя через верх неминуемо разрушит плотину (сброс - не поможет, воду в водохранилищах сбрасывают ЗАРАНЕЕ и то часты аварии когда просчитываются) при снижении уровня - вообще не работает. Водоводы от середины - хоть дают 2,5 - 4 м хода уровня. Поднимать плотину надо повыше - минимум 5 м. 0,5 атмосферы и 5 т на м2 - для наших габаритов - 250 (верхний предел) - реально 100 - 150 кг на колесо - должно хватить.
Хотя тот же пар - вполне реальная альтернатива 1 кг древесного угля это 32000 кДж - в 640 раз мощнее чем наша плотина (с перепадом в метр) - она вырабатывала такую работу за 10 минут - без учета потерь мощности уголь тоже не прогорает мгновенно, но тут можно брать объемом - так чтобы за 10 мин сгорал килограмм угля И котел можно поставить где угодно - речка ему не нужна
так что утилизация тепла домен или прямое преобразование тепла в движение - может дать вполне неплохую независимость от воды и колес хотя если есть подходящее для плотины место место (перекат в ущелье например) - не использовать просто глупо
Возвращаясь к теме. Вариант с комбинированным приводом очень хорош. Паровой привод действительно может оказаться более удобным и востребован в зимний период. Летом задействуется плотина и делается профилактика паровой турбины. Зимой привод переключается с плотины на паровую турбину, а плотине делается профилактика (со снятием колес). Уголь же можно закупать или обменивать на доски. Для этого есть Никифор с купцами. Информацию о месте добычи угля ГГ может указать. Про Донбасс он точно знает, правда тот регион в начале 12в. под половцами. Есть еще Львовско-Волынский бассейн. Если смотреть карту залежей угля, то можно увидеть что место действия находится в зоне наличия каменного угля. Остается только найти тех кто станет его добывать. О способах добычи угля. В старой советской книжке "Когда деды внуками были" (... были внуками") дается краткое описание добычи угля в конце 19 - начале 20 вв. Заступ, кайло, брусы-подпорки и салазки доступны и в 12в. Так что технически реализуемо.
Дальнейшие споры по виду плотины и способу установки колес лично я считаю бессмысленными, поскольку они только запутывают автора идеи и тормозят развитие его фанфак-проекта.
P.S. кто желает может взять "морскую тематику" для своего фанфика ГГ ведь намеревается идти в прибалтику и Польшу, а там Балтийское море. Понадобятся корабли с большим водоизмещением и большей парусной оснасткой. Для ГГ, как бывшего яхтсмена, открывается огромный простор для творчества. А там глядишь нанесет и превентивный удар по крестоносцам чтоб на Русь не лезли
Единственный выход - это искать горнорудцев либо византийских либо немецких
В целом же мое мнение о влиянии ГГ на тех.прогресс должно быть подобным пасеке - посмотрел что имеется, внес рац.предложение. Но никаких нововведений. Его дело находить таланты/специалистов в окружении и помогать им развиваться, направляя (управляя) в нужную сторону. Автор книги вроде так и ведет сюжет.
Наиболее неблагоприятной, в климатическом отношении, как на Руси, так и в Западной Европе, была вторая треть XIII в.
В начале XIV в. и Русь и Западная Европа страдали летом от переувлажнения, а во время необычайно холодных зим замерзали Балтийское и Адриатическое моря. " к сожалению более подробно надо метеоролог спрашивать ...
по колесам пробую рисовать...
схема горизонтального колеса (там сразу два варианта - нижненаливное и с водоводом) схема установки на водовод - лопатки колес образуют подвижный затвор - для увеличения КПД