Петрович, спасибо за пояснение, теперь понятно зачем ГГ искал место с крутыми берегами. Однако, повышение уровня воды будет размывать эти берега - придется укреплять. Течение тихое, значит перепад уровня воды низкий и повышение уровня затопит довольно большую площадь вдоль берегов выше по течению (вспомни рыбинское водохранилище - там целый город затопили). Второй момент. Созание дамбы с другой стороны острова перекроет транзитное судоходство, а реки в те времена были главными транспортными артериями. Лучше тогда сделать систему шлюзов, но как это реализовать в 12 веке?.. Хватит ли умения тем плотникам сделать из дерева довольно сложные гидротехнические сооружения...
Старый, все верно. Водяное колесо существует давно и достаточно надежно, но это годится для малых скоростей вращения (жернова мельницы). При скорости вращения от 1000об/мин никакой деготь не поможет, а ведь развитая промышленность предполагает и гораздо большие скорости.
и есть вот такие
Скальные выходы создают достаточное превышение. Вобщем фотки лежат где то в "Крепости" выкладывал Кержак. Там перепады не хилые бывают. Погорынье не в степи чай. И найти такую речушку можно. Ну и то что эти скальники из гранита состоят снимает проблему размыва берегов.
Про период строительства - о том что Саяно-Шушунскую строили "со льда" знала в то время вся страна - ГГ это точно должен помнить. Так что зимой как встанет лед (а в те времена морозы ОГОГО) а всем будет нечего делать - накатываем зимник, Ставим прямо на лед машину для забивания свай и вперед - сначала сваи потом отсыпка гранитным щебнем... к лету будет нормальная плотина - на следующий год можно перекрыть второе русло ...
Со стороны участников форума недостаточно конструктивной критики, она очень помогает предлагать действительно технически реализуемые в условиях 12 в. проекты.
Зимой с ледостава забиваем сваи. Сначала забиваем сваи выше того места, где будет плотина. Первый ряд - подпорные. забиваются под углом навстречу течению и обрезаются на высоте 4/5 высоты будующих опорных свай. Второй ряд - опорные. забиваются вертикально в плотную к подпорным сваям. Третий ряд - приемные. Забиваются под углом по течению реки так чтобы верх сваи ложился на опорную. Эти сваи будут принимать на себя льдины во время ледохода. Между опорной и приемной сваями можно добавить сваи-распорки для упрочнения конструкции. Распорка ставится от основания опорной сваи (место где свая входит в дно реки) к точке 3/5-2/3 приемной (от дна реки). Это предотвратит излом приемной сваи под весом больших льдин. Все стыки скрепляются железными скобами. Получаются конструкции из двух треугольников - большего со стороны течения и меньшего со тороны плотины. Расстояние между получившимися конструкциями должно составлять 1.5-2 метра. Мелкие льдины не угрожающие плотине будут проскакивать, а крупные задерживаться. Возможно даже что очень большие льдины будут наползать на приемные сваи и ломаться. Или таять, а потом ломаться. На воздухе лед быстрее тает чем в воде.
С защитой плотины закончено. Теперь сама плотина.
Сначала вбивается вертикальный ряд свай с шагом в одну сваю. Это позволит воде свободно течь. верх свай связывается между собой поперечными балками для прочности конструкции. Это временная обвязка поэтому лучше делать веревками. Затем вбивается вертикальный ряд свай с шагом в 1 метр и обрезается на высоте 3/5 от уровня воды. Сверху делается поперечная обвязка. Теперь вбиваем сваи под углом навстречу течению реки, так чтоб они ложились на обвязку второго ряда. Эти сваи вбиваются с шагом в одну сваю. Сверху делается временная обвязка. Для большей прочности можно поставить распорки от основания второго ряда к середине первого и от вершины наклонного ряда к вершинам первого.
Первый шаг закончен. Теперь ждем ледохода. Пока ждем, заготавливаем засыпку - камни+глина, дополнительные сваи, доски из моченого дерева (чтоб тонуло), большие шкуры (можно использовать негодные для прочих надобностей), короба водотоков и колеса.
Лед сошел, вода спала. Проверяем состояние всех свай, где надо подправляем, вынимаем нижние распорки. Затем вдоль первого ряда плотинных свай горизонтально укладываем доски (бруски) из размокшего дерева и накрываем их шкурами. Таким образом мы перегораживаем реку. Шкуры служат пластырем закрывающим щели между досками (так заделывали пробоины на парусных кораблях) Теперь вбиваем вертикальные сваи в промежетки первого ряда. Получаем сплошную стену. На время вбивания снимаем обвязку чтоб не мешала. Потом можно будет сделать постоянную. Аналогично делаем наклонный ряд свай. Получаем - два сплошных ряда свай (второй наклонен навстречу течению) полностью перегораживающих реку, точнее часть реки (проток). Теперь откачиваем воду из пространства между этими рядами, засыпаем камнями и глиной (можно поэтапно с просушкой огнем каждого слоя), ставим короба, колеса и прочую механику.
Плотина с водоходами и установленными в них колесами готова. Если теперь перекрыть второй рукав реки, то уровень воды поднимется и плотина заработает. Перекрытие второго рукава можно делать таким же образом. Сваи забивать зимой, а саму плотину делать летом. Но следует учитывать что вторую плотину будет строить сложнее из-за того что перекрыв первый рукав мы усиливаем течение воды во втором.
Можно по окончании работ вынуть закладные доски и шкуры, а можно оставить для большей защиты плотины.
P.S. При строительстве защитного ряда следует принять во внимание дальнейшее повышение уровня воды перед плотиной. Чтоб защитный ряд не оказался потом под водой и не потерял функциональность.
Кроме того, риск работы дает целую главу описания Холоп покалечившийся упавшей балкой или героическое заделывание пробоины )))))