В долине Случи можно увидеть серых и белых цапель, на седых надслучанских скалах гнездятся соколы. Вдоль берегов тянутся замечательные песчаные пляжи. В хорошую погоду вода хорошо прогревается. Из недр кристаллического щита, который выходит здесь наружу скалами, бьют лечебные радоновые источники. Одно из них питает ручей в урочище "Щербовець".
Губковский замок - каменная версия, построенная в XV столетии на месте старых деревянных укреплений X - XIII ст. Не раз уничтожался и восстанавливался, пока в 1708 году шведы окончательно не поставили крест на его светлом будущем. На дворе замка остался глубокий колодец, построенный из каменьев. Под замком были погреба, тюрьма. Относительная высота утеса, на котором высится замок, над летним уровнем реки - 32 метра.
Вскоре после замка , попадаемся к подножию горы, которая носит название "Дзвонецкая". Говорят, что в солнечную погоду, приложив ухо к земле, можно услышать далекий отголосок колоколов. На вершине горы - склоненный от "тягости столетий" дряхлый каменный крест. давайте и другие места предлагать
главный минус Губкова - слишком далеко на юг... уже либо за границей воеводства либо на самой границе (но тогда даже логично())))
а поскольку Венды - у германских народов, славяне Северной и Центральной Европы. Известно, что у франков так назывались все полабские славяне. то они для нас естественный союзник и первый кандидат на место обоснования. А по месту и вся земля назовется - Вендией
ПС: Ну а если столица Туров - назовите Турией, все лучше Туровии
Добавлено (14.08.2009, 00:14) --------------------------------------------- А в принципе можно взять любое племя отсюда http://linguarium.iling-ran.ru/maps/baltic-10-c150.gif и приписать в конце ...-ия Скажем, Скалвия (по племени в устье Немана)
Добавлено (14.08.2009, 16:56) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- А это хорошая карта Туровского княжества с городами и датами первого упоминания http://www.turov.by/sitefiles/65.jpg Только в описываемое время Минская земля Минскими головешками тоже у Туровского князя
Добавлено (14.08.2009, 17:29)---------------------------------------------Хороший сайт: Древнерусская литература http://old-rus.narod.ru/index.html Можно почитать, проникнуться духом эпохи. Там, в 12в есть и творения ровесника и земляка ГГ Кирилла Туровского
– Северная граница тоже понятно – там, где Горынь в Припять впадает. – Дед расстелил на полу свой оружейный пояс. – Это Припять. – Дед требовательно пошевелил пальцами в воздухе, сын и внук догадливо распоясались и сунули Корнею в руку «материал» для макета местности. – Вот так в Припять впадает Горынь. – Пояс Лавра прилег одним концом к поясу деда, а другой конец загнулся на Запад. Дуд ткнул в него пальцем и пояснил: – Но верховья Горыни не наши – волынские, значит, по Горыни получается верст 75-80. «Это ж, примерно, километров 120. Нехило!» – Тогда восточную границу можно по Случи считать? – Мишка приткнул свой пояс к «Горыни» и расстелил его на юг. – Можно. – Дед немного сдвинул «место слияния Горыни и Случи». – Случь подлиннее Горыни, но течет вот такой загогулиной: от истоков, сначала, течет почти точно на восток, чуть к северу, а потом сворачивает на северо-запад. – Дед соответствующим образом изогнул мишкин пояс. – А между истоками Горыни и Случи сколько? – Верст 40 или около того, да пока Случь на север не повернет, еще верст 60 будет. – Выходит, южная граница в сотню верст получается? – Выходит так. Ядрена Матрена, я и не думал, как-то, что тут земли так много! – Сам изумился собственным подсчетам дед. «Так, сэр Майкл. Получается, что графство Погорынское имеет форму близкую к треугольнику со сторонами примерно 120, 160 и 140 километров. Площадь, дай Бог памяти, половина произведения основания на высоту… Это – для прямоугольных треугольников, но других формул я не помню. Значит, будем считать треугольник прямоугольным, особой точности не требуется. Где-нибудь сто двадцать на сто шестьдесят и пополам… Что-то около десяти тысяч квадратных километров, может, чуть больше. Впрочем, если мы называемся «Погорынье», то надо приплюсовать еще и земли на левом берегу Горыни – между Припятью и границей с Волынью, а так же правобережье – между той же Припятью и слиянием Горыни и Случи. Пожалуй, тысяч 13 – 15 набежит. Совершенно случайно помню, что Люксембург – две с половиной тысячи. Выходит, мы впятеро или вшестеро больше Люксембурга! Этак на целую Голландию или Бельгию тянет[5]».
честно сказать, взяв карту в руки, не смог до конца разобраться. суть в том, что СЛучь впадает в Горынь задолго до впадения Горыни в Припять. точнее сказать, рядом с современным городком - Дубровица, а затем еще порядка 100 км от слияния Горыни и Случи до Припяти. по словам Корнея - земли воеводства тянутся по Горыни до впадения ее в Припять, это видимо западная граница???? а восточная в таком случае где? может по Ствиге? или как?
самое главное - 120 км по Горыни от Припяти на юг - это не так много, потому что от припяти до точки слияния Случи и Горыни - почти 70-80 км. получается довольно криво. вот если считать от слияния Случи и Горыни на юг - другое дело... к слову - Горынь - имеет протяженность 659 км))) так что Волынянам принадлежат не верховья, а большая часть Горыни. а Случь - 451 км. воть.
"Уставная грамота великого князя киевского Владимира Святославлича об основании Туровской епископии", который приведён в монографии Я.Н.Щапова. "Туровские уставы…": "О поставлении Туровской епископии Се аз, князь великий киевскии Василии, нарицаемыи Владимер, умыслих со своею княгинею Анною и з детьми своими: с сыном Изяславом и Мьстиславом, Ярославом и Всеволодом, Борисом и Глебом, и со всеми детми, и з боляры своими третие б[о]гомол[и]е епископию постави(х) в Турове в лето 6513 [ 1005 г.]. И придах к неи городы с погосты в послушание и священие и благословение держати себе Туровскои епископии: Пинск, Новгород, Городен , Слоним, Берестеи, Волковыеск, Здитов, Небле, Степан, Дубровица, Высочко, Случеск, Копыл, Ляхов, Городок, Смедян. И поставих перваго епискупа Фому. и придах села, винограды, земли бортные, волости со всеми придатки, озера, реки, тако и в мыте, и на торгу, и на перевозах десятую неделю, десятыи пеняз и от жита десятая копа святому Спасу и святеи богородицы..."
Появление Столина как городского поселения на археологической карте и упоминание в 1156 г . «городов погорынских». В летописи сказано, что в 1156 г. великий князь киевский Юрий Владимирович Долгорукий дал князю Владимиру Андреевичу «волость» – Дорогобуж, и Пересопницу, и все города погорынские, а своему сыну Борису – Туров. «Все города погорынские» – это города, которые находились на реке Горынь и существовали в то время. Может быть не абсолютно все, может к ним не относится Давид-Городок, который находится в низовьях Горыни и который скорее всего входил в те времена в состав Туровского удела. Но Столин всегда относился к Среднему Погорынью и политически, и экономически, и этнографически. Если он в 1156 г . существовал, то вряд ли его не получил тогда Владимир Андреевич, хотя бы на короткое время. Но существовал ли в то время Столин? Если существовал, то можно считать почти очевидным, что в 1156 г . во «все города погорынские» он включен и что этот год можно условно считать годом первого упоминания о Столине. Ответ на поставленные вопросы могут дать результаты археологических исследований. На счастье, разрушено не все, кое-что осталось, хотя и очень мало. Вот что пишут известные ученые, в их числе такие маститые исследователи, как Ю.В. Кухаренко и М.А. Ткачев.
Ю.В. Кухаренко об этом пишет: «В городе [Столине], в обрыве берега р. Горыни, начиная от бывшей Базарной площади и примерно до городского парка, хорошо виден культурный слой мощностью до 1 м. Слой насыщен поздними отложениями, но местами в нем прослеживаются и остатки поселения более раннего времени: обломки гончарных сосудов обычного городищенского типа». Гончарная посуда «обычного городищенского типа» – это посуда типичная для городских поселений Киевской Руси ХІ–ХІІІ вв. В монографии «Древняя Русь. Город, замок, село» из серии «Археология СССР», опубликованной в 1985 г. в Москве, приведена «Сводная карта древнерусских укрепленных поселений Х–ХІІІ вв.» и их список. Среди укрепленных поселений на этой карте под номером 902 значится «Столин».
Карта района
проблема как раз в том, что Автор сильно отклонился от реального расклада в Погорыньи. на тот момент, там было куда больше серьезных поселений и тд. да и такую огромную территорию отдать сотне - это круто. но - этот факт - авторское допущение, получается, ГГ еще предстоит "открыть" для себя целый ряд населенных пунктов.
Несмотря на это, о болоховской стране, ее жителях, Б. князьях и т. д. мы имеем весьма скудные и разноречивые сведения. Главная причина тому, конечно, заключается в скудости о ней летописных сведений. Из всех летописей одна только Галицко-Волынская летопись содержит несколько упоминаний, из которых самое первое находится под 1150 г., когда Владимирко, кн. галицкий, шел из Галича в Киев через Болохово: "и приде Изяславу весть, еже Володимирко перешед Болохово, идеть мимо Мунарева к Володареву". Второе упоминание — под 1170 г., когда Мстислав II через Болохово бежал из Киева ко Владимиру Волынскому, третье — под 1231 г., четвертое — под 1241 г., относительно более подробное, по поводу нападения Даниила Галицкого, и наконец последнее — под 1257. Из сопоставления этих летописных известий более работавший над вопросами о Б. земле Дашкевич приходит к тому заключению, что Б. земля лежала по верховьям р. Бога и по притокам обеих его сторон до поворота его на Ю., по верхнему течению Случи до впадения в нее Хомора и по верховьям Тетерева и его притокам не далее Гниломета. Таким образом Болохово (в собир. смысле: Б. земля) граничило с древними землями: Галицкой, Волынской и Киевской и занимало южную часть тепер. Новоград-Волынского уезда, восточ. часть у. Староконстантиновского и Проскуровского, весь уезд Летичевский и, быть может, даже юго-запад. часть Житомирского и зап. Бердичевского. Несомненно, что указанные пределы Б. земли не были всегда одинаковы и в XII и XIII вв.; вероятно, что в последнем веке они увеличились, но насколько, определить невозможно. Из городов ее Галицко-Волынская летопись под 1241 г. называет следующие: Деревич, разоренный Даниилом в отмщение за нападение, которое сделали Б. князья вместе с Ростиславом Михайловичем Черниговским, претендентом на галицкий престол, на приднепровский город Бакоту, Губин, Кобуд, Кудин, Божский и Дядьков. Что касается населения, то мнения о нем довольно разнообразны. Одни ученые (Шарашевич) считают болоховцев чистыми половцами, другие (Зубрицкий и Барсов) полагают, что они образовались из смеси крещеных половцев и русских беглецов или пленников, причем преобладающим остался элемент половецкий. Петрушевич вместе с Миклошичем говорит, что болоховцы были румынами, пришельцами в южные страны Подолии (преимущественно между Днестром и Южным Бугом), в начале XIII в. призванными будто бы галицким князем Романом Мстиславичем во время грозившего ему нападения со стороны воинственных влахов и куманов. И, наконец, по мнению Дашкевича, болоховцы — русского племени, в чем его убеждают: соседство Б. земли с русскими княжествами, ее независимость, оседлый образ жизни болоховцев (главное занятие — хлебопашество), славянское происхождение названий городов и т. д. Сообразно этому и Б. князей, которых Летопись упоминает впервые под 1231 г., обозначая всегда и исключительно с именем их страны, а не по имени и отчеству, как князей Владимирова дома, одни считают половецкими князьями, другие — румынскими и третьи — русскими. Последние (Карамзин и Арцыбашев) принимают их даже за потомков Олега Черниговского, а Соловьев и Квашнин-Самарин сближают с Игоревичами. Костомаров и Дашкевич утверждают, что это особая ветвь князей, стремившихся к независимости от владычества членов господствовавшей тогда линии. Они только роднились с Рюриковичами и были или потомками туземных княжеских родов или "лучшими мужами" местного населения, провозгласившего их князьями для того, чтобы иметь кого выставить в противовес Владимирову дому. Своей власти они достигли, вероятно, в то смутное время Южной Руси, наступившее после кончины Романа и продолжавшееся и после Калкского побоища, когда киевские князья далеко уже не пользовались тем авторитетом и тою силою, какую имели прежде. Причину их возвышения Дашкевич видит в общинном быте болоховцев, управлявшихся выборными людьми и стремившихся к независимости. Для большего успеха жители Болохова, как известно, соединились еще с татарами, помогшими им окончательно стать в независимое положение от князей дома Владимира. За эту помощь они приняли на себя обязательство ежегодного взноса пшеницы и проса в количестве, какое укажут татары, ограничивавшиеся одною только этою данью и совершенно не вмешивавшиеся во внутреннее управление. Историческая роль Б. земли, насколько, по крайней мере, упоминают о ней наши летописи, не была продолжительна и потому самому более или менее значительна. По летописным известиям Б. земля существовала только в XII и XIII вв.
Поселок Любар находится в Житомирской области. Расположен на реке Случь, в 24 км от железнодорожной станции Печановка (на линии Шепетовка — Казатин). Его предшественником был древний город Болохов, упоминание о котором есть в Ипатьевской летописи за 1150 год. Приблизительно расположен посередине между ГГ и истоком реки Случь - если вести дальше, то Случь берет начало у другого полунезависимого Теребовлянского княжества - согласен немного далековато, тем более по тем временам расстояние порядка 80 км это очень серьезно, но открывает такой простор для одобрения всех действий что просто душа радуется.
о пинских болотах:
Для Пинских болот характерно чередование открытых осоково-тростниковых пространств с почти непроходимыми кустарниковыми зарослями. Во время весеннего половодья болота почти сплошь покрываются водой, поэтому местное население вынуждено зачастую переправляться по ним на лодках.
На сухих «островах» участки сосново-широколиственных лесов. Крупнейшие болота: Хольча, Морочно, Дедково болото, Городищенское болото, Дубник, Домашицы, Черневское-Леднежево.
Заречье
Самый крупный и непрерывный участок пинских болот лежит между реками Ясельдой, Припятью и Стырью, называется Заречьем. Этот участок пересекается бесчисленным множеством рек, рукавов и протоков, то соединяющихся, то снова разделяющихся. Отдельные песчаные холмы среди болот, покрытых то камышами и лозою, то представляющих открытые видные поверхности, заняты небольшими деревнями, число которых доходит до 70. При вскрытии рек, когда воды их сливаются, Заречье представляет одно обширное озеро, среди которого, как на островах, рассеяны уединенные друг от друга населенные местности. Сухопутное сообщение между ними прекращается тогда обыкновенно на 2 месяца, сообщение же на лодках сопряжено с большими трудностями, а во время бурь даже и с опасностью. То же повторяется и при осенних разливах, хотя и летом, особенно после продолжительных дождей, болота задерживают сообщение или делают его даже невозможным. Впрочем, в сухое лето многие болота превращаются в прекрасные сенокосы и пастбища, тут прокладываются дороги, так что местность утрачивает характер безусловной непроходимости, которым она отличается в дождливое время.
Более значительные города Киевской земли размещались только в некотором отдалении от Киева, в земле древлян, которые так долго сопротивлялись напору киевских князей. Исследованию «древлянских городов» посвящена содержательная статья П. Н. Третьякова. «По берегам Тетерева, Ужа, Случи и других рек Древлянской земли, - пишет он, - до наших дней высятся десятки древних городищ - «градов» древлянских, пока, к сожалению, почти не привлекавших внимания археологов». Среди них П. Н. Третьяков отмечает городища Искоро-стеня, хорошо известного по летописи. Древлянский город Искоростень известен был в X столетии как столица Древлянской земли. Он стоял в том месте, где река Уж прорезает скалистую гряду. Высокие берега подходят здесь друг к другу, русло реки завалено огромными камнями. «Городища расположены на мысах по обоим берегам реки. Это были небольшие укрепления с валами и рвами». Здесь найдены были обломки глиняной посуды VIII-X вв. Разрушенный Искоростень запустел, и во второй половине X столетия центром Древлянской земли сделался город Вручий (Овруч). Название города - славянское (глаголы - въручитися, върущатися и пр.). Вручий - один из древнейших русских городов, впервые появляющийся на страницах летописи под 977 г. 2) В это время в нём уже находился замок с городскими воротами и мостом перед ними, перекинутым через овраг; в городе сидел Олег, второй сын Святослава. После этого Вручий надолго исчезает из летописных известий и снова упоминается только в конце XII в., когда он стал столицей Рюрика Ростиславича. Раньше уже говорилось о шиферном промысле в Овруче и в его окрестностях 3). Немалое значение для развития Овруча могло иметь его местоположение в благоприятной для земледелия части - Древлянской земли, где изредка попадается чернозём и возможны хорошие урожаи. Современный Овруч стоит на высотах, окружённых глубокими и крутыми оврагами. От киевского периода в Овруче сохранились остатки церкви Василия, неизвестно когда построенной. Старое предание приписывало её построение Владимиру Святославичу, но создание её с большей вероятностью можно приписать Рюрику Ростиславичу; во всяком случае, это показатель известного процветания города. Вручий в конце XII в. сделался столицей особого княжества, где сидел, по крайней мере с 1170 г., Рюрик Ростиславич. Княжение его во Вручем было длительным, в последний раз о нём, как о князе, имевшем своей столицей Вручий, упоминается в 1195 г. 2) Возвышение Вручего было явлением временным, связанным с деятельностью этого энергичного и беспокойного князя. Некоторые города стояли на Припяти, где иногда полагают существование особой Турово-Пинской земли. Само название этой земли свидетельствует об искусственно сложившемся в исторической литературе выделении её в особую область. Единственным объяснением этого является несколько обособленное положение Турова и Пинска от Киева и Полоцка. В определении границ этой земли также нет полного согласия. М. П. Погодин вводит в её состав Мозырь и Городно, А. Андрияшев причисляет Мозырь к Киевской земле и т. д. В действительности Турово-Пинская земля как отдельная единица со своей княжеской династией никогда не существовала и является учёной фикцией, что подчёркивается отсутствием в названной земле даже единого центра. Наиболее крупными городами в бассейне Припяти были Туров и Пинск; последний город впрочем, по своему местоположению, теснее связан с Волынью и будет рассмотрен в числе волынских городов. Туров, один из древнейших русских городов, стоит недалеко от впадения реки Струмень в Припять, поблизости от того места, где в неё впадает с севера река Случь. Этим, кажется, определяется раннее возвышение Турова среди других русских городов. Верховья Случи близко подступают к верховьям Немана. Таким образом, через Туров шла древняя торговая дорога от Киева к берегам Балтийского моря. Значение дороги подчёркивается существованием на ней других русских городов - Городно и Слуцка. Название Туров летописец производит от некоего Туры, которого в нашей исторической литературе на основании летописи считают пришедшим из заморья, как и Рогволода. Но текст летописи, в сущности, не даёт для этого оснований, в летописи сказано: «бе бо Рогволод пришел и[з] заморья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры Турове, от него же и Туровци прозвашася». Буквальный перевод этого текста следующий: «Ведь Рогволод пришёл из заморья; имел власть свою в Полоцке, а Туры в Турове, от которого и Туровцы прозвались». Иными словами, говорится только о том, что Туры имел власть над Туровым так же, как Рогволод над Полоцком, а не о том, что он пришёл из заморья. Во всяком случае, имя Туры находит себе объяснение в славянском языке, хорошо знавшем дикого быка - тура. Отсюда Буй-тур Всеволод в Слове о полку Игореве, Турова божница в Киеве, Турова могила и т. д. 1)Отметим также существование села Туров в Черниговской земле, известного уже в 1283 г. Первое упоминание о Турове относится к 980 г. В конце X в. Туров сделался уже стольным городом отдельного княжества. По распределению Владимира Святославича туровский стол достался третьему его сыну, Святополку, следовательно, считался видным княжением. Согласно Ипатьевской летописи, Туров сохранял своё значение в середине XI в., когда в нём до смерти отца княжил Изяслав Ярославич 2). Относительно крупное значение Турова в Х-XII вв. подтверждается основанием особой туровской епископии. Тем не менее летопись не сохранила нам каких-либо подробностей, которые могли бы характеризовать внутреннюю жизнь Турова. В ней мы находим лишь случайные замечания о Турове, сделанные в связи с какими-либо политическими событиями. В современном своём виде Туровское городище состоит из двух частей: меньшая и древнейшая его часть расположена в виде треугольника при слиянии реки Язды со Струменью, большая примыкает к ней, заполняя расширяющееся пространство между теми же реками. Между меньшим и большим отделениями городища имеется ров в 4,8 м глубины. Такое расположение городища в Турове совпадает с нашими представлениями о городах Киевской Руси. Меньшая и более укреплённая часть Турова соответствует первоначальному Детинцу, позже прибавилась новая и большая территория предгородья 1). С Туровом связана деятельность крупного писателя XII в. Кирилла Туровского. Краткое житие его упоминает, что он был «рожден и воспитан во граде Турове», постригся в монахи и славен был по всей земле той, «умолением князя и людей града того» был поставлен в епископы Турова. Житие называет Кирилла вторым Златоустом («другий Златоустей нам в Руси паче всем восиа»). Кирилл принимал участие в церковно-политической борьбе своего времени и написал несколько посланий к Андрею Боголюбскому, обличая ересь епископа Феодорца. Сочинения Кирилла Туровского до сих пор не изучены. Е. Е. Голубинский и вслед за ним М. Н. Сперанский считали, что слова его «не могли иметь в виду широкие массы Руси, а были рассчитаны на старшую княжескую дружину, придворные круги и духовенство, и то, вероятно, в крупных центрах только». Но этот взгляд на Русь, как на полуграмотную страну, проводимый особенно Голубинским, опровергается самим текстом произведений Кирилла Туровского. В них встречается немало образов, взятых прямо из жизни. В Наказаньи Кирилла, как мы видели выше, книжное дело вменяется в обязанность не только чернецов, но и ремесленников, как раз тех людей, которые избирали Кирилла в епископы; тут же говорится о бедствиях «от человек, ли от князь». В другом слове названы «делатели с надеждою тружающиеся», рало, борозды и пр. В церковном поучении, приписываемом Кириллу, осуждается человек, который соблюдает посты, «а злобу держит и порабощает неповинных». В слове об исходе души говорится о немилосердных господах и самоубийствах рабов и пр. Сочинения Кирилла Туровского ближайшим образом связаны с жизнью горожан, «людей», давая понятие о степени городской культуры одного из центров Древней Руси.
Волынь
Пересопница впервые упоминается под 1149 г. Название своё город получил, повидимому, от земляного укрепления - «переспа» 3). Город был хорошо укреплён («бе утвержден город»), в нём сидели особые князья из числа младших членов княжеских родов. Пересопница имела значение передового замка Волынской земли; в этом смысле она и упоминается в летописях. По мнению Антоновича, древний город прежде находился на реке Струбел; здесь было большое городище, обнесённое рвом и громадным валом («переспа») до 10 м высоты с наружной стороны. Значительно больше сведений имеем о Дорогобуже, впервые упоминаемом под 1084 г., когда он был отдан в княжение Давыду Игоревичу. Дорогобуж, впрочем, возник значительно раньше и упоминается в Правде» Ярославичей. В ней говорится, что за убийство старого (старшего) конюха при стаде надо платить 80 гривеи виры, «его же убили дорогобудьци». Штраф на дорогобужцев был установлен Изяславом Ярославичем (умер в 1078 г.), по моему предположению, в связи с киевским восстанием 1068 г., для подавления которого Изяслав с войском шёл из Польши 2). Название Дорогобуж было распространено на Руси, где известен другой город Дорогобуж - в Смоленской земле. На довольно крупное значение Дорогобужа в конце XI в. указывает то обстоятельство, что он был дан Давыду Игоревичу взамен Владимира Волынского. В 1150г. «дорогобужьци» встретили крестным ходом Изяслава Мстиславича, шедшего со вспомогательным венгерским отрядом. Слова Изяслава Мстиславича, обращённые к дорогобужцам, - «вы есте людие деда моего и отца моего» - говорят о том, что под дорогобужцами понимаются летописью в первую очередь горожане 3). По словам Андрияшева, Детинец Дорогобужа стоял на самом возвышенном месте города; с севера и запада он примыкал к речке и пруду, а с остальных сторон его окружали вал и рвы. Город был расположен на восток от Детинца на низменности и занимал всё пространство до нынешней деревни Подоляне, около которой и теперь видны остатки рвов и валов 4). Название «Подоляне» можно сопоставить со словом «Подол», как нередко называлась ремесленная часть городов Киевской Руси, но для этого следовало бы более подробно изучить топографию Дорогобужа.
К числу волынских городов я отношу также Пинск и Берестье, хотя и можно говорить о Пинской и Берестейской землях как особых районах.
Известия о Пинске крайне скудны и отрывочны. Впервые Пинск упоминается в 1097 г. в качестве крепкого города, выдержавшего семинедельную осаду. Название своё город получил от реки Пины: он стоит при впадении реки Струмень в Пину. Местоположение Пинска очень выгодное: к нему как бы сходятся многочисленные реки, образующие Припять. В летописи Пинск упоминается обычно наряду с Туровом и Берестьем. Во второй половине XIII в. становятся известны «пинские князья», - видимо, мелкие феодалы. В целом же письменные известия о Пинске так отрывочны, что не могут дать представления об этом городе.
Ещё дальше к западу находилось Берестье - позднейший Брест-Литовск. Название города - славянское (берестье - берёзовая кора). Своё значение он получил благодаря расположению на Западном Буге, там, где в него впадает река Мухавец. Берестье было связано этой рекой с системой Припяти. Город упоминается уже в 1019 г. в связи с бегством Святополка Окаянного в Польшу и рисуется как последний русский пункт перед Польской землёй. Опираясь на Берестье, Ярослав Ярополчич в 1101 г. воевал со Святополком Изяславичем 4). В начале XIII в. «приехали берестьяне» к польскому князю Лешку и просили на княжение детей Романа Мстиславича. По их просьбе польский князь Лешко (Лестько) Белый отпустил к берестьянам малолетнего Романа - «да владееть ими». В 1229 г. берестьяне снова вели самостоятельную политику во время княжеских усобиц и потерпели полный разгром от Владимира Ростиславича 1). Порубежное положение города приводило к тому, что Берестье нередко попадало в зависимость от соседней Польши. О походе на Берестье, совершённом в 1182 г. польскими войсками, сообщает Татищев 2). В результате этого похода Берестье было разорено. История Берестья и его земли до сих пор ещё не разработана и ждёт новых исследований.
итак - ближайшими городами на восток являются - Вручий (Овруч), Искоростень, Ушеск. расположены они даже не на Уборти, а еще дальше к востоку - на реке Уж (отсюда Ушеск) и замечу - Уж впадает почти в Днепр, точнее в Припять но очень близко от устья ее (припяти) таким образом, огромная территория остается свободной от городов.
и сейчас эти земли малонаселены и городов там очень мало (в 21 веке) к слову - Ратное это очевидно современные Сарны... так вот - большая часть севера житомирской и ровенской областей - почти пустое место... делаем выводы.
на сегодня население Сарненского района всего 30 тысяч человек... вот такие пироги.
... Северная граница тоже понятно — там, где Горынь в Припять впадает ...
... Впрочем, если мы называемся «Погорынье», то надо приплюсовать еще и земли на левом берегу Горыни — между Припятью и границей с Волынью, а так же правобережье — между той же Припятью и слиянием Горыни и Случи ...
При всем нашем желании (и мечтах Корнея) раздвинуть границы Погорынья на север до впадения Горыни в Припять не получится. Дело даже не в том, что уже существует Давид-городок, контролирующий низовья Горыни. Главное, что совсем рядом сидит Всеволод Давидович Городенский, женатый на дочери Мономаха Агафье, сын печально известного Давида Игоревича.
Летописный Городно, столица Всеволода не имеет ничего общего с нынешним областным центром Белоруссии Гродно. Сейчас это поселок Городная Брестской области. Кстати, упоминаемый выше по ветке Столин совсем недалеко оттуда.
Получившееся противоречие легче всего разрешить следующим образом - надо просто упомянуть, что раньше погорынье включало в себя и низовья Горыни до впадения в Припять. Но после ослепления Василька Теребовльского, последовавшей войны и изгнания Давида Игоревича с Волыни, тому передали часть земель на севере - между Горынью и Стырем. На этих землях он построил несколько укрепленных городов, в частности - Давид-городок (названный так в честь основателя).