Альбом карты: http://foto.mail.ru/community/otrok-krasnickij/2
Сюда тащить наверное не стоит - ресурсы ограничены
Тут все 6 частей: http://idrisi.narod.ru/a1.gif http://idrisi.narod.ru/a2.gif http://idrisi.narod.ru/a3.gif http://idrisi.narod.ru/b1.gif http://idrisi.narod.ru/b2.gif http://idrisi.narod.ru/b3.gif
Хотя история Новогрудка XI-XII вв. неизвестна, можно предположить, что он, как и большинство других дреговичских земель, входил в состав Туровского княжества [9, с. 13 (карт)], известного позже под названием Полесья. Интересно, что в описании похода русско-татарских войск на Новогрудок в 1275 г. Полесьем называется Новогрудское княжество или его часть («Мьстиславъ ... шелъ бяшеть вот Копыле воюя по Пол€Сью ») [10, стб. 873]. Принадлежность Новогрудка к Турово-Пинской земле косвенно подтверждает первое упоминание о Новогрудке, действующем вместе с ополчениями Пинска и Турова в 1228 году.
Т. Баранаускас (по мнению коллеги Мафусаила сей автор вызывает сомнения)
Новогрудок в XIII веке: ИСТОРИЯ И МИФ
Похоже, что Клецк, Городно, Пинск на настоящий момент под Туровом, несмотря на своих князей из других династий, как и Берестье, Дорогичин, Слуцк, Новогрудок. Как и Минск. Есть ли в нем Глебовичи - я сомневаюсь.
Воинское поселение[2], укрепленный пункт[3], стоящее на реке Пивени[4], расположенное в Турово-Пинском княжестве[5], потихоньку становится городом[6]. До Турова более ста верст[7], до Княжьего погоста налегке - полтора дня пути[8], Кунье городище стояло в двух днях пути[9], Нинеина весь - полдня пути[10], Выселки - в пяти километрах[11], новая весь[12]под огороды выше по течении Пивени - полторы версты[13], новые боярские усадьбы в двух днях пути[14]. Основанно по повелению Великого князя Киевского Ярослава Мудрого около ста лет назад[15] для прикрытия рубежа с Волынью, наведения порядка и распространения христианства[16]. Основная задача - воинская служба князьям Киевским и Туровским[17], за это село не платит налогов[18] живет за счет своего хозяйства и является серьёзной военной силой[19], сами ратненцы живут зажиточно[20]. За сто лет породнились с окружающими дреговичами[21], став неотличимы друг от друга[22]. Сейчас как воинская сила - неполная сотня[23], но было время когда сотня насчитывала полутораста человек[24]. Мальчишек приучали к военному делу с двенадцати лет[25], обучали грамоте[26], причем принимали в обучении со стороны[27]. Для молодежи открыт учебный центр[28] - Младшая Стража[29]. До разгрома Куньего городище проживало около пятисот человек[30], после - тысяча[31]. Открыта торговая лавка[32], но лодочное место для разгрузки - одно[33]. Чужаков в Ратное не берут[34], строится и покупать дома запрещают[35], только девушек замуж приводят[36]. Имеет своего приходского священника[37] но для него очерчена грань дозволенности, преступать которую им не дозволялось[38]. Необходимо еще три-четыре церкви[39], причем вопрос о строительстве новой церкви уже вызывает конфликты[40]. Все важнейшие вопросы решались на собрании ратников[41], староста отвечает за хозяйственные дела, сотник - военные[42] но старики могли отменять решения схода.[43]. За все время существования, село переезжало трижды[44], случался мятеж полусотника, уведшего полсотни ратников на Волынь[45]. Мишка о Ратном:
Ратное для Никифор[46]. Кто населяет Ратное[47]. Опасность возникновения двух общин[48]. Женщины в Ратном[49][5]
Почему земли Погорынья входят в Полесье? Их надо выделить в самостоятельное "Сплошьболотье"(мысли вслух).
Уважаемые форумчане! Карта, с которой работаю, дюже старинная, пока не восстановлю по ней всю картину "Отрока", засекречу как ценный документ. Не просите!!! Еще работать и работать. Если только для экспертов....
Завершила милиорацию части современных болот в Погорынском воеводстве. Пока осушала территорию, дабы состояние земель соответствовало "историческому документу" (то биш "Отроку"), многие реки и притоки перетекли в свои "старицы", существовавшие в 11-12 века. Надо же как меняется природная среда за 9 веков! Оказывается, по старому руслу Случь впадала в Горынь под самым г.Столиным. Дойдя от истока до точки слияния с р.Корчак (старинное название-р.Кипень), вместо того, чтобы продолжить западное направление, делала кульбит на север, пожирая своим старым руслом современные р.Буки, р.Бунев и часть р.Льва. (Место слияния р.Бунев и р.Льва- точка, где р.Пивень впадала в старую Случь).
Стащила в этнографическом музее старинные пояса, разложила на карте и получилось, что Корней все правильно про расстояния говорил(почти). Просто надо было сомневающимся не попугаями мерить, а поясами! Береста исторического документа настолько повреждена временем, что неразличимы названия многих рек, хуторов и селищ, поэтому сверху ставлю современные наименования (в окончаниях "Ъ"). Те названия, что указаны в иных истор.докумах нанесла смело. Только все ли нашла?
На обозначенных в карте дорогах между селищами Миша проставил расстояния (как на атласах автодорог), но не понятно в чем, то ли км, то ли верстами. Подскажите, может оставить в верстах, а внизу дать современную ссылку для пересчета в км?
Домик лекарки Настены слева от дороги ведущей из Ратного. (– Капрал Петр! – Мишка постарался изобразить уверенность, которой, на самом деле не чувствовал. – Эта дорога приведет прямо к селу, если гнать галопом, где-нибудь за час-полтора доедешь, лошадь не жалей, только раньше времени не загони. В село не заезжай. Справа в низине домик лекарки, с дороги его из-за деревьев не видно, но подъедешь ближе, разглядишь. Лошадь у нее есть, обратно поскачете на свежей. Все понял?)
Мастерская Луки Говоруна, но может и вдоме находится. («Блин! У него же и так целая мастерская по изготовлению луков – сам, два сына, три племянника, два холопа с женами. Теперь он еще и самострелы клепать наладится, и племянника в десятники пропихивает. Ну, силен Лука Говорун! А об авторском праве, Лука Спиридоныч, вы, конечно, и понятия не имеете. Или вид делаете?».)
Подворье Афанасия Романыча - сеновал, пристройка к дому, есть место для нового строительства. (– На сеновале можно, еще пристройка есть, но холодная… в сенях… там тоже холодно. Летом-то построимся, а сейчас. Да-а-а, в избе всем тесно будет…)
Подворье старосты Аристарха - помещается 67 ратников. (Мишка, с непривычки неловко опираясь на костыли, стоял в углу двора старосты Аристарха Семеныча. Присесть было нельзя - по обычаю сидеть сейчас могли только двое: сам староста за столом, на котором стояли широкогорлые кувшины с жеребьями, и сотник – верхом, командирским оком оглядывающий собрание с высоты седла.)
Имеются мастерские кожевенные. (– И мастерские туда же! От кожемяк вонища – не продохнуть!)
Увеличение подворья Корнея. (Соседнее с дедовским подворье он с приплатой обменял на бывшее жилище Немого, свой двор расширил в две стороны – в сторону дома главы семейства, перегородив переулок и в сторону кузницы, около которой тоже был свой двор, а весь получившийся комплекс дополнительно раздвинул до самого тына, окружавшего село. Для этого пришлось выкупить у хозяев насколько сараев и явочным порядком захватить пространство вдоль самого тына, которое не было ничем занято. Но и этого ему, видимо показалось мало и Лавр нахально присоединил к площади родового гнезда и второй переулок, отделявший его от соседнего подворья. Таким образом, род Лисовинов заполучил в свое распоряжение целый квартал, в котором Лавр запустил процесс коренной реконструкции. Все мало-мальски пригодные к тому помещения переоборудовались под жилье, промежутки между постройками накрывались крышами, оснащались торцевыми стенами, и то, что еще недавно было улицей, становилось жилищем.)
Перестройка дома Корнея. (Самой же грандиозной частью проекта реконструкции лисовиновской усадьбы было, уже заметно поднявшееся над землей, здание, соединявшее собой в одно целое дома деда Корнея и дядьки Лавра. Получалось оно несуразно длинным, стоявшим как-то вкось, но зато, судя по тому, что уже было сделано, должно было стать самой крупной постройкой в Ратном.)
Сарайчик где сидел куньевский волхв. (Нынешней ночью Мишка совершил преступление – выпустил пленного волхва, захваченного в Куньем городище. Дождавшись, пока все шумы на подворье затихнут пришкандыбал на костылях в сарайчик, где держали пленного волхва, долго чиркал кресалом, наконец зажег огарок свечи. Волхв – нестарый еще мужик, закутанный в традиционный для волхва плащ из белой шерсти, сильно перепачканый, лежал в углу связанный по рукам и ногам, на свет и произведенный Мишкой шум даже не обернулся.)
От ворот к Корнеевому дому дорога направо. (– Пойдешь налево вдоль тына, – продолжил Мишка с того места, на котором прервался – пока не выйдешь к речным воротам. Там увидишь мостки через реку, а на том берегу дрогу. Эта дорога выведет к Нинеиной веси. Знаешь Нинею?)
Мельница расположена за пределами Ратного. (– Кхе! Ну… могу и надвратную. Потом с тобой вдвоем сядем и все сочтем: кому – сколько. Все понимаете, к чему дело идет? Городок у нас получается! А потому, будем ставить и посад. Перво-наперво, вынесем за стены мастерские. Мельница у нас и так там, и ничего – стоит, работает. А если кто захочет внутри мастерскую оставить, пусть платит в сотенную казну. Но кожемяк уберем непременно – больно уж промысел у них вонюч.)
Кузница Лавра на подворье Корнея. (В кузнице поговорить не вышло. Лавр уже приставил к работе не то свежеиспеченных холопов, не то вновь обретенных родственников (Мишка еще не научился их различать), и закопченное помещение было наполнено лязгом металла, сипением мехов, и прочими кузнечными шумами. Тут же ковылял, опираясь на один костыль Кузька, раздавая какие-то указания работникам. Лавр привел отца и племянника в какое-то помещение на втором этаже недостроенного «главного корпуса» усадьбы, послал крутившуюся здесь девчонку на кухню за горячим сбитнем и усадил всех на расстеленные прямо на полу, чьи-то постели.)
Подворье Корнея все застроенно. (Из глаз Аньки брызнули слезы, она подхватилась и кинулась бежать куда-то между многочисленных построек.)
Отец Михаил живет в церковном доме. (Дед действительно перебрал с пивом и после обеда прилег вздремнуть, а Мишка решил навестить отца Михаила. Роська с санями уже привычно исполнил роль водителя начальственного лимузина, с шиком подкатив к крыльцу церковного дома. Помог Мишке выбраться из саней и, как, и положено начальническому водиле, остался ждать на улице.)
На подворье Корнея конюшня. (Собственно конюшни, в привычном понимании человека более поздних веков, на подворье у сотника Корнея не было. Архитектурная мысль XII века до таких изысков еще не развилась. Был просто навес, под которым ставили лошадей, да несколько жердей, не дававших им разбрестись. Но даже это было роскошью: в большинстве семей скотину вообще держали в загонах под открытым небом.)
Дорога на Нинеину весь узкая и извилистая. (Дорога в Нинеину весь, узкая и извилистая, шла среди высоченных деревьев, и весеннее солнышко сюда почти не заглядывало, поэтому снег, посеревший и ноздреватый, не был покрыт настом, таким опасным для лошадиных ног. Ночью немного подморозило, и Рыжуха легко тащила сани, с шипением перетирающие полозьями многократно подтаявшие и подмерзшие кристаллики льда.)
Дорога на Выселки - в другую сторону от Нинеиноой веси. (– Не только сюда, у деда до морового поветрия еще на выселках народ жил, это в другую сторону от Ратного. А сюда поселим, если Нинея разрешит. И воинская школа здесь будет. Да отойди ты от лошади, сколько можно упряжь дергать? Вон уже и Рыжуха удивляется. Подойди сюда, покажи: где тут что уложено, а то я и посмотреть не успел. Только спиной, спиной к тому дому!)