вообще это просто мой вариант развития, который я строю исходя из ресурсов, а ресурсы у ГГ - торговое общество Никифора в свое время российская американская компания могла и калифорнию захапать но центр не дал а у нас центр запретить что либо будет не в состоянии
ПС мнение сугубо моё... не умаляет ваших и очень интересных постов, но приводит к мысли что вы сами только очень хорошо используете поисковики...а краткость- сестра таланта.. еще вами не освоена в полной мере...
ЗЫ. Еще "академиков" необходимо учить языкам. Особенно греческому и латыни, - языкам "международного общения" и языкам богословия, науки и дипломатии, того времени. (Вот только, боюсь, с латынью, будет некоторый идеологический напряг).
Источником элиты станут, во-первых, поднявшиеся хозяева, землевладельцы. Для этого нужно поощрять оседлость, переход от подсечно-огневого земледеля к полновесному хозяйству. Для этого - эффективная защита усадеб и хуторов - это естественные формы расселения русского народа, большие сёла создавались искусственно для госнадобностей; и доступ хозяев-земледельцев к знаниям, умениям и услугам мастеров (см. мой пост в теме "Общение с писателем » Идеи и предложения").
Во-вторых, выпускники Университета, как его ни назови, хорошо показавшие себя в деле управления.
И в-третьих, заслуженные офицеры. Были бы, при достаточной интенсивности боевых действий, но тут могут быть сомнения. 18 век одно, а 12 возможно другое.
Какие права может получить элита? - не платит налогов - преимущество при исполнении государственной гражданской и военной службы (здесь хотелось бы отметить, что преимущество не означает обязательность, князь волен назначать кого угодно, но если у человека талант к управлению, работоспособность, его принадлежность к элите должна быть поощрением и всячески приветствоваться и пропагандироваться). - повышенная доля при распределении военной добычи
Неисполнение элитой хотя бы одного из своих обязанностей должна строго наказывается. Рубить головы я думаю, наследует, а воспользоваться все той же клановостью, клан отвечает за человека, проступок одного человека ложится на весь клан. Нарушитель лишается сам и лишает возможности других членов клана возможности попасть в элиту. Наказывать таким способом только за серьезные проступки, а пренебрежение службой и невыполнение приказов - понижением в "табели о рангах". (Если это станет нормой, не будет таких ситуаций как в книге: Лука всеми способами проталкивает своего племянника Тихона в десятники, а тот явно не способен к управлению. Будь система коллективной ответственности, такого не случилось, Лука трижды подумает прежде чем предлагать назначения своих людей). Еще один из способов контроля над элитой - каждый новый князь подтверждает обязанности и права элиты, причем имеет право ввести новые обязанности, но, не изменяя обязанности и права уже закрепленные за элитой.
Христианство и пропаганда его ценностей тоже большой плюс. Не православный - в элиту путь закрыт.
KES, да нет, это общерусское мнение, сложившееся сразу по факту террора опричников и в последствии не менявшееся. Наоборот, выступления в жанре оправдания опричнины это новинка 20 века по заказу красных душегубов и лично товарища Сталина. Увидели что-то подобное себе.
Знакомо ли вам произведение Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"? Вот такой образ опричники и имели - насильник, беспредельщик, отморозок.
"— Выходит, опричники мы… — Как ты сказал? Опричники? Опричь иных воинов… Опричники. — Дед, словно пробовал новое слово на вкус. — Опричники. Правильно назвал! Есть у меня, кроме Ратнинской сотни, другое войско! Молодец, Михайла, в самую точку! Сам придумал? — Нет, деда, не сам. Был такой царь, Иоанном звали. При нем бояре да князья большую власть забрали. Воеводу во время войны назначить нельзя было, чтобы кто-нибудь не возмутился: мол, мой род древнее, заслуг больше, не стану худородному подчиняться. Вот Иоанн и учредил опричнину — свое личное войско. Там все рядовыми были: князья, бояре, всякие нарочитые мужи. А начальных людей Иоанн выбирал по двум признакам: преданность и способности. — Правильно сделал! — Одобрил дед. — Иначе это не войско, а… бабы по грибы пошли! — Правильно-то правильно, но ненавидели опричников люто. Они же усадьбы Иоанновых супротивников разбивали так же, как я усадьбу Устина. Бывало, что и по ложному навету, бывало, что и корысти ради. — Ну и что? — Деда мишкино уточнение не смутило ни в малейшей степени. — Преданных людей награждать надо, а врагов в страхе держать. Все так делают: князья, короли, императоры. Только все эти россказни про наветы и корысть надо на пять делить, а то и на десять. И царевы супротивники слухи преувеличенные распускали, и царевы люди тоже, чтобы страху нагнать. А опричники — слово правильное. Где этот Иоанн царствовал? — В Московии. — Не слыхал. Заморская страна какая-то дальняя? — Нет, не дальняя. Мы с Иоанном не по расстоянию, а по времени разошлись. На четыре века. — Угу. Боишься, что и тебя ненавидеть будут? — Уже ненавидят, деда. — Кхе… Наплюй. Умные поймут, а дураки и завистники… Сам говорил: мусор. "
Автор описывает 12 век - никакого негатива в слове опричник нет.
Другое дело, что получить Власть элита может двумя способами, - с Служа, и становясь как можно ближе к Монарху, (Президенту, Тирану Первому Секретарю), (можно так же употребить слово "выслуживаясь"), или же, беря под контроль, самого этого Монарха. Элита стремящаяся к "много получать, мало работать, и не нести никакой ответственности", это симптом упадка, а вернее, - смертельной болезни государства. Нормальная элита, должна быть напористой, жадной, и рисковой. Главное, что бы собственное благо, они ассоциировали с благом государства, или лица, которому они служат. А этого можно добиться, прежде всего тогда, когда само Государство, или Монарх, - четко осознают цели, к которым движется государство. (Вспомним разговор из 2-й книги, о цели появления Ратнинской Сотни). Тогда каждый представитель элиты, может понять, где и как он может поиметь свой гешефт, служа для общего блага. (Увы, но я циник). Если цели размыты и непонятны, - то представителям элиты, проще работать на свой карман, и поплевывать на интересы государства. Пример, - последние годы СССР. Пока всякие секретари Парткомов, примерно понимали, цели и нужды государства, - они, в меру своих сил, ему служили. Как только начался бардак, - верные коммунисты-ленинцы, быстро заделались Буржуями-плохишами, и стали грабить то, что раньше охраняли.
Плюс, - необходима правильная Идеология и Обучение. Правильная Идеология, - это опять же, в первую очередь, правильное понимание целей государства. Только чуть более высоких и отдаленных. (Не просто завоевание, той или иной области, или оборона границ, а например, - Установление Pax Romana, Распространение Христианства, Ислама, Коммунизма, Демократии, и пр.) А вот обучение и подготовка элиты, это одно из важнейших дел, любого государства. Только если Государством будут управлять хорошо обученные и грамотные люди, у него есть шанс выжить. А если их будут отбирать исключительно по способности лизать задницы, или по праву рождения, - тут то государству и кранты. Пример...., - да вся история становления, расцвета и заката Российской Империи и СССР, - это один сплошной пример, данного положения.
Ну и материальное поощрение. Те же Строгановы, Меньшиков, Потемкин, Орловы, и пр, - получали за свои дела, немалые прибыли. И люди, видя, что кто-то, работая не для себя, а для Блага Империи, очень неплохо на этом поднялся, - стремились следовать их примеру. Так что правильное поощрение, не менее важное как и наказание. (А без него тоже никак).
ЗЫ Собственно говоря, это пока только мысли. Надо будет подумать, как все это реализовать в условиях Погорынья 12 века.
Пожалуй соглашусь, то что я написал
Да и о необходимости правильной идеологии, обучения, подготовки и поощрения - согласен, согласен, согласен. Сейчас сижу обдумываю вопрос о мотивации элиты.
Действительно, никого не удивляет, что каждый человек за свой труд хочет получать вознаграждениие. Конечно, доброе слово приятно всем, но если еще подкреплено деньгами... Неудвительно, что элите, как наиболее активной и энергичной части общества мотивирование необходимо вдвойне. Вспомните как Рудный Воевода говорил: "не оценить мужа по достоинству — хуже, чем обмануть?". Так и здесь, если в достаточной мере не удовлетворить элиту, непоказать ей выгоду в выполнении тех задач которые поставит перед ней ГГ, элита скоро найдет компенсацию на стороне. Что это означает. Элиту необходимо постоянно мотивировать. Ставить перед ней новые задачи, которые они должны воспринимать не как обузу, а как вызов прежде всего самому себе. Кроме того незабывать и оценивать ее ГГ должен адекватно (слава Богу с этим проблем нет, например рассуждение Михаила при назначении поручиков МС).
"– Вспомните, как отзываются родители на первый шаг, сделанный их ребенком или на сказанное им первое слово. Радуются, гордятся, хвалят. Но долго ли длятся эти радость и гордость? Долго ли звучат похвалы? Вовсе нет. Очень скоро их сменяют порицание и поучения: «Не ходи по грязи!», «Не спотыкайся, смотри под ноги!». Уже не радуются, а огорчаются, если дитя шепелявит или долго не может выговорить «р». Вот так и мы сегодня похвалили наше дитя – Младшую стражу – за первый, еще нетвердый шаг, за первое, пусть и невнятное слово. Потому, что они были первыми! Но больше за то же самое хвалить нельзя, потому, что тогда походка нашего дитя так и останется нетвердой, а речь невнятной. "
Кроме моральной мотивации, мотивации внутренних вызовов, можно использовать и внешние атрибуты, знаки, награды, принадлежности к элите (на форуме шло обсуждение и автор на эту тему отписывал). Что можно предложить - элита в основном военная - может именное наградное оружие, воинский знак или тому подобное. Причем награду заслужить - поставить тяжелые условия для выполнения, чтобы человек гордился, а остальные стремились. Есть еще предложение сделать, что то типа именного знака - выпускника Академии Михаила Архангела. Оружие, гривна, украшение на шапку - можно подумать, ведь этот зримый знак общности, принадлежности к общим ценностям, очень сплачивает. Можно на знаке изобразить год выпуска, или наоборот 1 выпуск, 2 выпуск и так далее, типа иерархия или чтото того. Это позволит незнакомым людям, окончившим Академию узнавать друг друга и это позволит выпускникам Академии поддерживать друг друга.
К чему это все, элита недолжна быть исполнителями, иначе все рухнет после смери ГГ. Необходимо заложить фундамет, базу того, что позволит наследникам Лисовина продолжить его дело. Если они (наследники и элита) не понимают (или непринимают) хотя бы общее развитие того, что планирует Михаил, то все ,что он делает это песочный замок. Вопрос? Если вообще общий план будущего развития у Михаила Лисовина. Пока развитие происходит по мере накопления проблем. Появились - ищем пути решения.
К решению проблем, возникающих на пути выполнения задач, поставленных ГГ, нужно использовать все возможные варианты. Один из источников такой помощи, автор указывает сам - женщины. Повторю банальность: мужчины с Марса, женщины с Венеры, т.е. мужчины и женщины смотрят на одну и туже проблемму по разному - такова их природа. И действительно, неиспользовать эту возможность посмотреть на проблему под другим углом зрения, Михаил как управленец неможет. Что это означает применительно к мотивации элиты, в нее должны входить и женщины. Древнерусские женщины пользовались значительной свободой и независимостью, как в правовом так и в социальном плане. Примеры пожалуйста: в середине 10 века мы видим княгиню Ольгу - регентша управляющая государством. Янка, дочь Всеволда I, основала школу для девочек в женском монастыре, который сама и заложила. К мачехе Владимира Мономаха обращаются жители Киева, чтобы предотвратить конфликт между Святополком II и Владимиром Мономахом. А если обратится к былинам, то здесь мы встречаем даже женщин-воительниц - Забава Путятишна, Поляница. Рассмотрим вопрос о женщинах применительно к писанным законам. По Русской правде, женщине гарантировались определенные права. За убийство женщины назначался половинный штраф за убийство мужчины 20 гривен вместо 40, женщины имели право собствености и наследования.
85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница вдет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.
86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не вдет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.
Даже будучи в холопском состоянии женщины ценились если не на равне то иногда и выше мужчин - холопов. 13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен. 14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба.
Согласно "Церковному уложению" Ярослава Мудрого, муж подвергался штрафу в случае прелюбодеяния. Все эти факты говорят, что женщина в древнерусском государстве имела значительные права и была в социальном отношении достаточно защищена (никакого Домостроя Средних веков!). Вопрос об отношении к женщинам христианской церкви тоже двоякий, с одной стороны на женщин за Еву возлагалась ответственость за первородный грех, с другой стороны - один из главных церковных культов православия - почитание Богородицы. Вопрос воспитания будущих девиц в книге обозначен. "... благородным девицам должно владеть посильным для них оружием, ездить верхом и уметь вести себя на людях". Кроме этого - грамота, умение вести хозяйство. И еще как предложение - первый выпуск "Института благородных девиц" Боярыни Анны необходимо выдать замуж за лучших бойцов МС (за исключением сестер ГГ). Таким образом - имеем семьи, где воспитанием детей займутся люди имеющие общие ценности и ориентиры , полученные в новых условиях.
А вообще, получается интересный момент, если брать ГГ то он по своему происхождению представитель военно - торговой элиты (со стороны отца - потомственные воины, со стороны матери - потомственные купцы, причем не из последних). Что если заложить среди отроков подобную традицию - сватовство к купеческим дочкам. Чем не формирование военно-торговой элиты?