P.S Только валик был металлическим.
Старый, РОВНЫЙ металлический лист искомого размера при технологиях 12 в. получить ну очень трудно. В связи с отсутствием металлопроката как такового. Именно поэтому в 12 в. еще нет бригантин, а все варианты "дощатых броней" набираются из довольно мелких (максимум с пол-ладони) пластин ручной ковки.
Итак олово и свинец и близко не стоят по токсичности. Кроме того пары олова черезвычайно быстро превращаются в оксид олова, который хмически малоактивен.
Мое предложение. Кирпичная печь высотой в 0,8 - 09 м высотой длиной до 1.5 ширина 1 м мечь исполняется с одним поворотом. горячие газы от сограния дров проходят под гранитной плитой погревая её. по краю делаються закладные направляющие служащие формой для стекла. Выкладывается расплав и с помощью гранитного валька/валика раскатывается в рамер формы. Этот способ потребут минимум металла. Предки умели работать с камнем.
Добавлено (14.11.2009, 23:38)---------------------------------------------Да к стати технология именно витражная. До сих пор так делают, только процесс механизирован валки металл и привод от эл.мотора.
Возращаясь к оконному стеклу. По большому счету в Киеве в то время однозначно стеклодувы были! Вероятность того, что через Никифора можно сманить кого то из мастеров в Туров ОЧЕНЬ высокая. Поэтому надо исходить из того, что технология КАК стекло варить известна, необходимо только вносить инновации. Не углубляясь в флоат технологии, когда оконное стекло тянут по расплвленному олову в специальных ваннах. Можно сделать труд стеклодува НАМНОГО продуктивней, уже просто применив более технически продвинутую печь с механическим наддувом от привода к водяному колесу. А так же варить стекло не в горшках, а соорудить ванну для расплава из огнеупорной глины. Благо каолины у нас есть. Если стекло сможем равнять как уже выше написал, можно процесс частично механизировать. Сделав привод на устройство, которое раскатывает, равняет и шлифует стекло. По идее если то что написал реально, переплеты далее можно выполнять двумя способами. Если стекло будет размером не менее чем 15Х15 см. то переплет может быть и деревянным. Собранный в прямоугольник 6х9 стекол это окно (учитывая переплет) более чем 60х90 см! Если света запустить хотим больше. То у стекла предварительно обрабатывается кромка под угол, делая фацет. В идеале с обоих плоскостей. Но это ОЧЕНЬ сложно сделать на точильных камнях (с водой) акуратно, так что бы грани совпадали. Только тогда когда мастерская наберет МНОГО опыта. А вот с одной плоскости фацет сделать проще. После обработки таким образом, стекла можно собирать в ВИТРАЖИ! Если вдруг есть возможность цветное делать, то можно рисунок делать! Витраж собирают на столе, по кондукторам, деревянные штапики. А потом промежутки между стеклами заполняют свинцом. Свинец можно попытатся заменить оловянной пайкой как на современном Тиффани. Оотовый витраж вставляем в рамы.
но все эти способы - зачем) берем олово, свинец, серебро - что есть. плавим в тигеле (обожженном горшке или железном корытце - что есть), на него сверху выкладываем кусок стекла - назад в печку, подождать пока стекло разойдется, достать, подождать пока остынет (но метал еще жидкий), алмазом (рубином сапфиром) - вырезать стекло (если края прихватываться), повторять пока не кончится стекло
качество - готовая зеркальная поверхность или пластинки для шлифовки линз