Записи пятидворок деревни Мицухори уезда Кацусика провинции Симоса[1] за 4 год гэнроку (1691)[2]
Документ, представленный начальству
2. Дайканы, а также их помощники (тэдай), старосты, крестьяне-землевладельцы (хякусё-дзинуси) и малоземельные крестьяне (сёхякусё) не должны совершать никаких, даже мелких сделок, не говоря уже об уплате подати, без оформления соответствующими документами.
3. Каждый обязан тут же, не стесняясь, заявить, если дайкан, а также его помощники или вообще все вассалы и нижестоящие, вплоть до старост и их помощников, попытаются сделать что-либо свыше той власти, которая им положена.
4. Ежегодно в каждое село передаются по два списка крестьян на выполнение разных повинностей, заверенных печатью дайкана. В них должны быть расписаны все работы по повинностям. Староста, его помощник и крестьяне ставят на списках свои печати. Один список хранится у старосты, другой остается у крестьян. Расчеты должны проверяться в соответствующие сроки, чтобы не было никаких недоразумений.
5. Нельзя самовольно менять печати, оттиск которых был поставлен в записях пятидворок и в других официальных документах. Если же вдруг кто потеряет свою печать или (по другой причине ее нужно) заменить, то коли уж появилась такая необходимость, замену надлежит делать так; староста и его помощники (отона-бякусё) представляют новую печать чиновникам дайкана, а крестьяне предъявляют оную старосте.
6. Рис, выдаваемый как пособие для работающих на постройке колодцев и дамб и расчистке рек, (надлежит) сразу же делить между малоземельными крестьянами, взяв с них расписки в получении. Вообще все, что выдается господином правителем[3] как пособие и подлежит выплате, нельзя рассчитывать как вздумается.
7. Что касается измерения количества...[4]
Нельзя вывозить рис на сторону до уплаты всех податей. Если кто продаст хороший рис и при внесении подати заменит его плохим, за это отвечает не только сам виновник, но и староста и члены пятидворки. При сдаче подати в государственную кладовую в рисе не должно быть раздробленных зерен. Надлежит заранее приготовить мешки и, как указано в распоряжении, хорошо все увязать и сдавать, как только поступит указание. После засыпки риса в государственную кладовую дайкан ставит печать, сдача подати заносится в податную книгу (ниватё), выдаваемую для этого, и каждый крестьянин должен поставить (в ней) свою печать.
8. Что касается отмеривания риса для уплаты подати, то на деревенских сходах устанавливается правильная мера, по которой должна платить подать вся деревня. Не следует грузить податной рис на отдельное судно, если даже деревня большая. Нужно договориться с соседней деревней и вместе с нею произвести погрузку и отправить подать. А если по дороге будут потери или по каким-либо иным причинам образуется недостача риса, то все крестьяне должны ее возместить. (На этот случай) должны быть оставлены излишки риса. Они должны быть разверстаны соответственно числу мешков, внесенных каждым крестьянином. Если после окончания всех дел этот рис будет продан чиновникам по сбору или посредникам, то отвечать будет не только виновник, но и староста деревни и крестьяне.
9. Разверстку подати делать с великим радением, перед всеми крестьянами, с пересчетом потерь прошлого года. Если же староста сделает распределение один, тайно от других, об этом тут же надобно заявить. После того как все крестьяне ознакомятся с разверсткой, они должны поставить свои печати на оборотной стороне документа. Во время раскладки налога крестьянам должна быть показана разверстка, полученная от дайкана.
10. Может статься, что в деревенской кладовой прохудится пол, случится пожар или кража. Чтобы этого не было, всей деревней нужно содержать сторожа. При всех происшествиях надлежит улаживать дела так, чтобы господину правителю никогда не причинять ущерба. В противном случае убыток должен быть срочно возмещен. Вместе с тем, когда нужно взять рис, заложенный для нужд правительства, и помощников дайкана в это время нет, а дело не терпит, староста один не должен срезать бирку и брать рис. Делать это можно только в присутствии старшего пятидворки (кумигасира), помощника старосты (тосиёри) и крестьян, а затем снова всем вместе прикрепить бирку. Если близко от государственной кладовой начался пожар, вызывать всех мужчин и женщин не только из этой, но и из соседних деревень и сделать заслон вокруг кладовой. Опоздавших срочно разыскать и доложить о них.
11. Если под предлогом смены дайкана либо по случаю Нового года, праздников сэкку, или иной причине староста станет облагать крестьян, не давать (ему) ни одного мона денег ни одного го риса. А если староста будет насильственно вымогать, тут же сразу донести об этом.
12. Когда в деревню по делам господина правителя приедут его вассалы, давать им топливо, еду и питье из того, что имеется на месте. Отнюдь не следует только для них покупать что-либо и готовить. А если они будут требовать того, чего на месте нет, то доносить об этом.
13. Про дайкана и говорить нечего, а если из челяди его супруги или кто из чиновников будет заниматься вымогательством в деревне, понуждая давать им заимообразно, заставляя покупать у них или продавать им что-либо, то без утайки докладывать о том.
14. Надлежит созывать народ, когда (в деревне) появятся воры или злоумышленники. В таких случаях должны выходить и жители окрестных деревень. Кто схватит злодеев, по приказу получит награду, а если по тревоге крестьяне не выйдут, то отвечает вся деревня. Если кто заметит в округе подозрительных лиц, которые шатаются вокруг храмов, замков или же в горах и лесах, то крестьяне вместе со старостой должны обсудить дело и, захватив этих людей, доложить дайкану и даже, если нужно, — сопроводить их в Эдо и доставить в бугё. Расходами на дорогу крестьян не обременять: согласно указу, средства на это дает правительство. Если не удастся схватить злодеев на месте, то преследовать их докуда бы ни было, доложить куда следует и сделать все, чтобы задержать подозрительных. А если проглядели и прослушали, а злодеи скрылись и власти потом узнают об этом, то известно, что за это последует наказание. А коли случится, что дадут приют монахам (сюккэ, комосо), отшельникам (ямабуси), нищенствующим пилигримам (гёнин), нищим (кодзики, канэтатаки) и всяким другим воровским людям, или случится, что (в деревне) окажутся оные, то всегда таких людей проверять и о подозрительных докладывать.
15. Коли кто найдет краденые вещи и заявит об этом, вещи должны быть осмотрены в присутствии старосты и членов пятидворки, и все должно быть выяснено. Кто бы ни пришел заявить о находке, нельзя оставлять сего без внимания. Если промешкали, а воры тем временем скрылись, то за это отвечают староста и пятидворка.
16. Если в деревню явятся беглые (кэцураку), будь то мужчины или женщины, схватить их и доложить дайкану. Или если из других мест известят, что там есть такие, то и в этом случае сразу же, подучив указания от дайкана, собраться, произвести дознание и решить дело. Не следует давать ночлег в своем доме даже на одну ночь ни одному человеку, а тем более подозрительным людям. Если же придут ронины — близкие или дальние родственники или знакомые из других мест, — то, откуда бы они ни были и пусть даже не вызывают беспокойства, все равно староста, его помощник и крестьяне должны собраться, разузнать все о них, составить точный документ, а от них взять расписку.
17. Сразу же записывать в книгу донесений не только тех раненых, которые приходят со стороны, но и тех, кто получил ранение в своей деревне, даже случайно. Точно также если скончается бродяга в дороге, об этом нужно записать в книгу донесений и получить указание свыше.
18. Если кто из прохожих в драке или по другой причине зарежет человека и (попробует скрыться), то те, кто находился здесь или поблизости, должны собраться и задержать (виновного). А если он вырвется и убежит, то идти за ним следом докуда бы ни было и доставить, куда следует. В таких случаях должны собираться и жители соседних деревень. При этом виновных нельзя избивать до смерти.
19. Ни одного бу суходольного или заливного поля нельзя оставлять незасеянным. Об излишках пригодной для обработки земли ежегодно докладывать дайкану в течение первого месяца. А если не будет доложено и земля останется незасеянной, то подать брать как всегда, а виновные в запустошении поля должны отвечать за это. Бывает, что крестьянину-одиночке трудно обработать поле, а посему не только пятидворка, но и все жители деревни должны помогать друг другу в обработке земли и делать так, чтобы подать была уплачена.
20. Бессрочная купля-продажа заливных полей существующими законами не разрешается. Нельзя навечно ни покупать, ни продавать их.
21. Если заливное поле или усадьба отдаются в залог на установленный срок, староста и пятидворка обязаны поставить печати на закладных и обе стороны должны обменяться документами. Более чем на 10 лет закладывать землю нельзя. Если в то время когда писали закладную, староста и пятидворка в корыстных целях не поставили печати, о том должен быть предупрежден дайкан. Если же земля будет заложена без соблюдения сего, то отвечают обе стороны.
22. В законах указано относительно присоединения заливных полей, оставшихся после бегства крестьян-бедняков, об обработке хороших участков (на них) и запуске плохих. С давних пор (земля, усадьба, постройки) одиночек, даже в случае их смерти, остаются в крестьянстве и должны передаваться в том виде, как они есть. Если деревня не распорядилась имуществом, то все оно — дом, усадьба, поля — должно быть переписано, (и опись) представлена дайкану для получения его указаний. Коли окажется, что сказанное выше не выполнено, дом снесен и все вокруг него разрушено, то виновные будут привлекаться к ответственности. Разумеется, обо всем подобном должен принести жалобу кто-нибудь из членов пятидворки.
23. Не следует занимать заливные поля под посевы табака.
24. Нельзя выставлять ни одного человека для работы и ни одной почтовой лошади, за исключением тех случаев, когда на то имеется требование с красной печатью (госюин), или же в случае дел государственной важности, когда документ выдается господином Хандзюро или его чиновниками[5]. В частности, всем почтовым станциям по пути следования особо строго соблюдать дух законов, изданных господином правителем, проверять, чтобы не угоняли обратно поставленных в наряд лошадей. Лошади и возчики должны быть на месте без опоздания, безразлично днем или ночью, при следовании туда или обратно. Когда господа останавливаются на ночлег, будь то гостиница или постоялый двор, делать все для них учтиво, без задержки и, сверх установленной, никакой дополнительной платы не брать. Само собой разумеется, что ямщики не должны быть непочтительны с проезжими.
25. Откуда бы ни прибыл чиновник по государеву делу, нельзя задерживать его сверх указанного времени. Нужно быстро передать подорожную дальше. В случае изменения указанного часа или дня виновные привлекаются к ответственности.
26. Если порублены деревья или бамбук в государственных заповедниках, то за это должны отвечать как за преступление. И вообще если вырублены даже старые деревья, растущие поблизости от села, сеянцы или черенки, посаженные по государеву велению, то по расследовании дела виновные должны приговариваться к высидке в холодной[6] или к штрафу рисом.
27. Коли в заповеднике находится собственный участок, то даже на нем самовольно рубить деревья нельзя. Если без этого никак не обойтись, то рубить можно только тогда, когда об этом доложено всем, вплоть до дайкана, и записано в книгу.
28. Каждая деревня должна старательно чинить мосты и дороги, за которые она отвечает, если (даже) не было специального приказа на этот год. Особенно следить за малыми и большими дощатыми мостами, построенными по распоряжению господина правителя, постоянно очищать их от грязи и лошадиного помета. При любой неисправности взыскание накладывается на старосту и крестьян той деревни, которая отвечает за мост.
29. Нельзя спускать и отводить воду по своему усмотрению не только из водохранилищ, это само собой разумеется, но и из запруд и вообще из любых водоемов. Даже воду для (орошения) самовольно отводить не следует. А уж коли есть крайняя нужда в отводе, то просить у дайкана разрешение и открывать воду по его указанию. После пользования водоемом надо хорошо заделывать все отверстия.
30. Деревни, в ведении которых с давних пор находятся распределительные устройства для орошения, должны заботливо собирать и укладывать хворост, мешки с землей и камыш; когда спускают воду, нужно непрерывно выправлять (ее течение). Если из-за нерадивости вода прорвется, течение не будет выправлено вовремя и это нанесет ущерб урожаю, то отвечают все деревни, пользующиеся этой водой. Кроме того, если по оплошности учинена помеха воде на путях орошения из-за постройки дамб или из-за закидывания сетей и сбора раковин, то повреждения следует починить, выделив по 30 работников из каждой (деревни).
31. Если кто незаконным путем увеличит урожай, расширив свое поле за счет дорог и водоемов, то виновнику грозит высидка в холодной, а староста, его помощник и крестьяне будут также наказаны.
32. Настрого запрещаются азартные игры и любые игры на деньги. Если такие люди есть, то отвечают не только они сами, а также староста и члены пятидворки.
33. Если в селении начался пожар, жители, захватив все, что нужно, должны выйти все до одного на место пожара и потушить его. А коли кто не вышел, то по расследовании будет наказан.
34. При сдаче в аренду земли или помещения для торговли требовать проверенных поручителей (за арендующих). Если так не сделано, а арендовавшие землю или помещение учинят злодейство, то взыскивается со старосты и пятидворки, не говоря уже о хозяине дома[7].
35. При приеме ронина в услужение, если (только) он не сбежал от родственников и свойственников, доложить о деле старосте и его помощникам; с их согласия взять у ронина документы и занести в книгу дайкана. При перемене места жительства ронином записи о нем в книге дайкана вычеркиваются. Без соблюдения указанных правил принимать ронинов нельзя.
36. Проверять людей, которые охотятся с соколами в государственных заповедниках соколиной охоты. Куда бы они ни пошли, следить за ними, разузнавать, где остановятся на ночлег, и доложить обо всем досмотрщикам (при заповеднике), а также дайкану. Пусть это будут и эсаси, — все равно задерживать их и докладывать, если они поймают птицу из тех, что под охраной закона.
37. Не только в поселках вблизи Эдо, но и повсюду не допускать появления ни одной блудницы. Не следует также и при банях держать продажных женщин. В случае нарушения приказа отвечает не только хозяин дома, но и староста и пятидворка.
38. Размеры кусков шелка должны быть в длину 3 дзё и 4 сяку, в ширину — 1 сяку 4 сун, а куска хлопчатобумажных тканей в длину — 3 дзё 4 сяку, в ширину — 1 сяку 3 сун. Куски меньше установленных размеров ткать не разрешается.
39. Про людей христианского вероисповедания, проживающих в данной округе, и говорить нечего. Но если такие люди появятся откуда-нибудь (со стороны), их нужно сразу же задерживать и докладывать о них. В случае сокрытия отвечает вся деревня без исключения. Необходимо всегда неукоснительно соблюдать запретительные законы[8]. Особенно следует содержать в надлежащем виде доску для указов господина правителя. Проверять арендующих землю и помещения для торговли, слуг и прочих и обязательно брать у них образцы печатей. Раз пятидворкой представлены изложенные выше записи, мы не должны ничем и никак нарушать пункты, записанные в них. Нам известно, что в случае нарушения виновные будут подвергнуты наказанию. За какие бы злодеяния (виновные) ни подвергались наказаниям, не будет ни малейшего недовольства.
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1017&page=4
Нужно учитывать исторический опыт нашей страны. Про кнут и пряник:
Реформы в период 1556 - 1560 гг
18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.
В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка правительство освободить пашню земских старост от податей и повинностей, С другой стороны злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера, На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.
http://www.roman.by/r-22343.html
Налог с дыма/двора надо менять (может постепенно) на налог с человека. Обоснование – Налог с дыма/двора провоцирует развитие самодостаточного натурального хозяйства, что нам не нужно. Наша задача – повышать товарооборот и специализацию.
P.S.Видимо надо облагать налогом и дам.
Поду́шный окла́д (Поду́шная по́дать) — форма налога, подати, которой облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).
Ввиду необходимости содержания регулярной армии, Пётр I указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад». Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным «сказкам». Эти сказки были получены и впервые сосчитаны только к началу 1722 года, всего насчитали около пяти миллионов душ[1]. C 1 января 1887 года подушная подать, как всероссийский налог, прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Подушный_оклад
переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения.С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов "на персоны", или на семьи. Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов.
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/65.htm
Введение подушной подати было вынужденной мерой, из-за желания населения уклониться от резко возросших обычных и нововведенных налогов и сборов.
Поскольку даже князь во многом - должностное лицо волости, да и в любом случае в то время традиционализм рулит.
Помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать, которая была введена для выравнивания податного обложения государевых и негосударевых крестьян. Все губернии для взимания оброчной подати были разделены на четыре класса по свойству земли, "изобилию в ней и способам для обитателей к работам и промыслам их". Оброчная подать рассматривалась как плата (государственных крестьян) за пользование казенной землею, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась по принципу подушной подати.
http://www.pravo.vuzlib.net/book_z252_page_4.html
Неплохой доход в казну государства приносили и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.
Налог на бездетность существовал в СССР как «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями.
Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не собирался.
Освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья. От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Также существовали льготы для учащихся средних специальных и высших заведений (до 25 лет), для Героев Советского Союза, для награжденных тремя степенями ордена Славы, для военнослужащих и членов их семей и т.д.
Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребенка.
С конца 80-х льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. До этого молодые жены конфузливо смеялись о необходимости родить немедленно после свадьбы.
В народе этот налог называли «налогом на яйца».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог_на_бездетность
Т.Б. РЯБОВА
ЖЕНЩИНА В ИСТОРИИ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Заметим, что, не имея прав мужчины, женщина не имела и его обязанностей в публичной сфере. Налоговые платежи за замужнюю горожанку или крестьянку платил муж (знать, как известно, освобождалась от налогов вовсе); женщина не несла ответственности за все сопряженные с землевладением службы; муж отвечал за долги жены и за ее недостойное поведение.
Вдовы и незамужние женщины обладали значительно большей самостоятельностью. Они сами платили налоги и отвечали за феодальные службы своего поместья или надела; могли предъявлять иски в суд, заключать контракты, завещать или занимать деньги.
Особенно прочным было положение вдов, которые выступали полноценными субъектами права; они не только полностью распоряжались долей наследства, отошедшей им от мужей, но и обладали экономическими привилегиями. Необходимо отметить также, что вдовы находились под особым покровительством церкви и под юрисдикцию светских властей перешли лишь с конца XIV века
http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik15.htm
Господа экономисты, просьба ко ВСЕМ - предлагая применение различных налогов расписывать , как это будет действовать. Пример: Ульфхеднар. Иначе получается, что у каждого в голове свое понимание налогов и их сбора. И каждый отстаивает именно то , о чем он думает. Получается заколдованный круг. Поэтому еще раз обращаюсь ко всем, не спешите давать ответ - лучше подумайте и напишите как Вы видите сами налоги и процедуру их сбора. Спасибо!
...Другая уставная грамота дана церкви св. Иоанна Предтечи в Опоках, построенной Всеволодом в 1127 г. По этой грамоте новопостроенная церковь долженствовала быть приходскою церковью особого торгового товарищества, которое по ее имени называлось "купечеством Иванским".
1) уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г. — о замене десятины в пользу местной епископии определенным годовым княжеским жалованьем. Грамота эта свидетельствует об исконном существовании на Руси церковной десятины, оказывавшейся, однако, неудобною в том отношении, что доходы, часть которых она составляла, были не каждый год одинаковы. 2) Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, данная в 1150 г. новоучрежденной в Смоленске епископии. Она определяет, главным образом, средства содержания епископии, частью прежние — десятина от даней княжих (но не от вир и продаж) и пошлины с судов церковных, частью новые — земли населенные и ненаселенные...
летопись под 1158 г. говорит о суздальском князе Андрее Боголюбском, что он, поставив во Владимире на Клязьме соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, "дал ей многие имения и слободы и села лучшие с данями, и десятину во всем и в стадах своих, и торг десятый во всем своем княжестве".
Проще облагать прямым налогом те вещи, которые используются для получения с них дохода.
Перечень навыков, которыми можно овладеть в процессе обучения
http://www.achababa.ru/anti_global_seminar.htm
Давайте его угробим!!!
Вторая половина XIX в. была для всех капиталистических стран временем бурного роста железнодорожного транспорта. За одно только десятилетие (с 1860 по 1870 г.) во всем мире построили около 100 тыс., а в Европе - свыше 50 тыс. км железных дорог. Это строительство было важнейшим фактором капиталистического прогресса: оно помогло ликвидировать остатки примитивного натурального хозяйства в земледелии, способствовало развитию широких международных торговых связей, создавало огромный спрос на металл, уголь, различные строительные материалы и тем убыстряло темпы роста тяжелой индустрии. Вместе с тем железные дороги содействовали небывалой концентрации капиталистического богатства.
http://www.smartcat.ru/Referat/dtsegramqw.shtml
Владелец имеет право распоряжаться предметом, то есть применить свою волю. Но Земля в народном сознании - не предмет, она имеет свои права, свою волю. Её можно обидеть, она может радоваться, быть благодарной. При этом, её социальный статус даже в христианские доромановские времена был выше княжеского.
Собственник - отрезанный ломоть. Его ничто не связывает с обществом, он - «о собь». Всем, чем он владеет, он может распоряжаться полностью.
У владельца есть обязанности к предмету воли, у собственника их нет. Но и общество собственника не защищает, попросту не считая человеком. Надеюсь, понятно объяснил, а то придётся лезть в раннее римское право, а там взвод чертей ноги поломает. В общем «Земля имеет право быть обработанной. Владелец обязан это право реализовать, иначе лишится воли над ней»
Собственность стала появляться явочным порядком, когда Церкви по духовным грамотам стали отписывать имения - а Церковь в другом правовом поле находится.
Господа надо договориться о как минимум двух вещах. 1. Сколько мы (Мишка) хотим получить с работающего в процентах, от всего им произведённого продукта?10%, 20% или 50%? 2. В каком виде будем взыскивать налог: деньги, произведённый товар или брать с него трудодни (отработка барщины)? Может и смешанный вариант. Как потом делить это потом разберёмся. Что церкви, что князю, а что и местной власти. Имхо отбирать надо около 30% иначе власти не выжить. Для примера, сейчас отбирают 50-60%
СТАТИСТИКА.
Проведение переписи позволит решить проблему наличия материалов для раскладки налоговых повинностей и получить сведения о продовольственных, экономических и даже военных нуждах населения. Одновременно бояре ознакамливаются с подведомственной территорией, воевода получает информацию, которую он может сравнить с той, что ему будут докладывать бояре и старосты деревень. Сразу поясняю - статистика, не сбор налогов, а информация о населении и экономике. Сама статистика будет делилится на основную и текущую. К основной будет относится сбор данных о землях Погорынского воеводства, подлежащих ежегодному обложению, а также проведение переписи всех промыслов с определением их стоимости и доходности. К текущей - сбор данных о положении сельского хозяйства воеводства за отдельный год, сбор сведений о промыслах, сборах, лавках и т. д.
Как проводится статистика. Ежегодно с боярином или проверяющим от воеводы едет два отрока Академии с наказом о заполнении по установленной форме специального отчета о каждом населенном пункте. Правильность заполнения отчета заверяет староста и боярин на земле которого находится населенный пункт.
Основная (раз в 5 лет)
деревня Смородиновка
Всего земли Обрабатываемой земли Земли под паром Лес под охоту Лес под хоз.нужды Рыбные угодья Бортничество Полезные ископаемые
Текущая (ежегодно)
Всего земли Обрабатываемой земли Земли под паром Лес под охоту Лес под хоз.нужды Рыбные угодья Бортничество Полезные ископаемые Лавка Мануфактуры
А есть ли смысл указывать данный фактор, он ведь остается неизменным, только бумагу переводить.
и изменение по количеству обработаной земли и причины этого изменения.
Тогда лес не был дефицитом, он скорее был бросовым ресурсом не имевшим большой ценности, разделение лесов по принадлежности произошло позже когда леса стало не хватать. Так, что считать его в то время смысла нет, т.к. его полно как грязи.
Только если озера и выход рыбы с них, но и то промышленной ценности не представляют, т.к. нет еще массового спроса на рыбу.
И как мы будем следить за каждым бортником? Как узнаем сколько у него бортей? Под пытками раскажет?... Нужно внедрять пасеки и облагать их.
Разве, что сообщение об открытии новых или истощении старых.
Лавка одна на все Погорынье и то большой прогресс. До этого, приезжали офени.
Ни одной еще нет и причин для возникновения их в селах тоже нет, т.к. цехов в городах тоже нет. Нужно считать мастеров, их работников, изменение и причины изменения.
P.S. Забыли про охотников, про сады, мельницы.
Деревенская драка А. К. Секацкий
Кажется, есть все основания для весьма печального вывода: накопленная энергия (например, "удаль молодецкая") бессмысленно расточается, вместо созидания вызывая лишь духовное опустошение, приводя к многочисленным увечьям и к смерти. Но не будем спешить с очередной пессимистической вариацией на тему "Эх, Россия-матушка..." Есть ряд фактов и соображений, которые должны удержать нас от преждевременных выводов.
Во-первых, ни один из тех, кто вспоминал о подобных драках, не высказывал однозначного осуждения - тем более не могло быть и речи о чьей-либо персональной ответственности за смерть. По этому параметру сражение деревень ничем не отличается от войны государств. Виновато Рожаево - ему и отмщение, но и Рожаево виновато только в задирании на драку, а не в убийстве - в убийстве же "виновата" сама драка. "Так и сгинул в драке, все под Богом ходим", - говорит бабушка Лялина о своем старшем брате3.
Во-вторых, от поспешных выводов удерживают исторические аналогии, пусть даже, на первый взгляд, достаточно отдаленные. У многих народов, и прежде всего у народов, славившихся своей стойкостью и воинским мужеством, издревле существовали традиции, которые при поверхностном рассмотрении могут показаться просто членовредительством социального тела. Часть воинов (обычно особые подразделения "воинов ярости") как бы "тренировались на своих". И если илотов, на которых периодически "охотились" спартанские юноши, можно еще отнести к "чужим", то практика немотивированной ярости мергенов (у древних тюрков), берсерков (у скандинавов) и др. была напрямую направлена против подвернувшихся под руку собственных соплеменников.
Дело в том, что частые войны требовали культивирования неистовства, и крайне важной становилась проблема хранения неистовства в промежутках между войнами. Принцип "готовь сани летом, а телегу зимой" применим и в отношении к кондициям воинского духа. Фактически наносимые увечья и даже гибель небольшого числа "своих" можно рассматривать как вынужденную жертву, "подкормку" для поддержания мужества. Сохраненный таким образом Дух Воинственности помогал избежать гораздо больших бед - в случае войн и попыток порабощения ярость применялась по прямому назначению; но для этого она уже должна быть готовой, как телега зимой. По существу праздничные деревенские драки, будучи устойчивым и неотъемлемым элементом культурной традиции, попадают в тот же ряд, что и рыцарские турниры в средневековой Европе, и сменившие их дворянские дуэли. Только при поверхностном взгляде может показаться, что элита ослабляла себя "расточительным самоистреблением". На самом деле таким образом поддерживалась готовность к отпору и риску, и считать "легкие профилактические ранения" социального тела только деструктивным началом нет никаких оснований. Социум, как реальность исключительно высокого ранга, не поддается "упрощенному гуманистическому объяснению", при котором драки, жертвы, энергетика обмана выглядят некими эксцессами, досадными помехами, своего рода проявлениями "остаточной дурости"; на самом деле они являются альтернативным источником одухотворения, анимации социального тела, и без этого источника монада первично-человеческого не может устоять, она неизбежно переходит к инерции угасания.
http://www.mesilovo.ru/fight/articles/articles_116.html
Собрать налог с одной пасеки гораздо легче, чем со всей деревни, так как уследить за одной пасекой и оценить количества меда и долю в нем налога может любой, а ходить по лесу и искать борти, , а потом еще доказывать, что тот что-то получил с борти, а не ее медведь сломал и весь мед сожрал сможет не каждый. Т.е. из-за того, что весь промысел не на виду можно серьезно занизить количество бортей и снизить количество меда с каждой найденой, с пасекой это не пройдет.
В Погорынье одна лавка на 30 тысяч человек! Где вы еще шайдете покупателей для второй лавки? Ведь в то время господствует натуральное хозяйство и практически всем необходимым крестьянское хозяйство обеспечивает себя само. В лавке же покупают минимум товаров, которые нельзя произвести самим и весь ходовой товар можно пересчитать по пальцам.
Какой спор??? У нас дефицит людей, а не ресурсов! На одного человека приходитсе в среднем по 1 квадратному километру территории. На деревню с население в 250 человек приходится 250 километров территории, т.е квадрат со сторонами в 15-16 километров. На соседнее селение приходится примерно столько же. Какие могут быть споры об использовании земли, если между деревнями растояние около 30 километров? Ведь туда полдня идти или ехать!
САДЫ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА
Б.А. Колчин
http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/127.htm
Хочу напомнить по "Русской Правде" - "А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен". А теперь перенесем ситуацию на Погорынье с ее небольшим количеством пригодной для пахоты земли (я имею в виду естественных участков). Так, что определение земли закрепленной за поселением не только обычаем, но и зафиксированной на бумаге поможет избежать многих ненужных проблем именно для самих местных жителей.
Что касается дисскусии по меду и бортничеству то "Русская Правда" гласит - " Если кто вытащит (похитит) пчел (из улья), должен заплатить 3 гривны продажи (князю), а за мед (владельцу улья), если (при воровстве) все соты были целы, - 10 кун, а если взят только олек, то 5 кун." и "Если кто испортит бортную, пли перепишет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен заплатить 12 гривен продажи (князю).." то есть указание на существование специальных меток которыми метятся бортные деревья. Таким образом, метки указывают на владельца, и владелец меда по защитой закона. Хочешь остаться под защитой закона - плати налог.