ну да ладно - лист еще на много чего сгодится вариант номер раз : берем дубовое бревнышко (идеально - мореного дуба) этак в два и больше обхвата (1,5 - 2 м в диаметре) и оковываем обручами на горячую (нужную серединку - остальное для веса) . Из двух полос в форме подковы изготавливаем опорный подшипник в который закладываем торцы бревен. на торцы тоже нужны кольца но скорее всего медные или латунные, более дешовый вариант - деревянный подшипник - попадание масла на вал исключено- до рабочей поверхности от подшипника минимум метр.
Перед одеванием колец будущие валы протачиваем и слегка выглаживаем - хотя можно просто собрать конструкцию и погонять в холостую
тоже касается полировки колец - прогнать в холостую (можно с мокрым песочком) и притирка обеспеченна.
нагретый до белого сляб направляем на предварительно раскрученный вал и катаем пока не остынет - качество листа будет "не очень" - но у остальных нет и такого . потом можно его повторно нагреть и распрямить на литой чугунной плите - "прокатив" по нему такой же валок Привод, нужен только на центральный вал - от лошади, водяного колеса или четырех лбов с каждой стороны - без разницы
Да, а остальные моменты как? такую конструкцию взял из за ее самоцентровки - что позволяет не сильно возится с изготовлением и полировкой с балансировкой и того сто она дает возможность катать на приличной скорости - при 1-2 оборотах в секунду (что ИМХО вполне достигаемо) скорость проката выходит 6 - 12 м/с .
Так что берем обычьный дуб которого просто валом - 40 см в диаметре после ошкуривания и проточки. такого полно - в любом смешанном лесу где дубы растут вместе с соснами и вынуждены потому "тянутся к свету".
весит метр такого "бревнышка" - 3,14х(0,4х0,4/4)х0,8= ровно сто кг. да плюс обручи - 5 мм. 3,14х0,4х5х7,6= еще 50 кг итого 159 кг метр окованной части + 2х100 = 350 кг - вполне приличный вес однако , но и не запредельный.
принципиальная схема выглядит следующим образом: в верхнем правом углу нарисовал опору для нижних валков - обыкновенные тележные колеса.
но просто составить стан - мало, на катки надо подать вращение и желательно - последние валки должны вращаться БЫСТРЕЕ - материал ведь вытягивается.
Для осуществления привода - параллельно стану строим из дерева или кирпича два желоба шириной от 0,5 метра. на висящую над желобом часть валка набиваем продольные брусья, а по желобу пускаем воду подведенную по трубе от реки выше (или из ямы аккумулятора ). при этом используем противоток - вода движется на встречу прокату от чего дальние валки от печи для нагрева слябов вращаются быстрей чем ближние. При этом скорость прокатывания вполне может быть весьма приличной 5-6 м/с и выше а размер стана - если не приближаться к современному, но вполне соответствовать гордому названию (была мысль заставить валки "плавать", но после расчетов сколько придется на них набить дополнительных поплавков - от этой мысли отказался, с баллансровкой полученной конструкции попросту не справится. Другой вариант - водяной подщипник, валы не висят над желобом а вставлены в прорезь трубы с давлением в пару атмосфер, бьющая сквозь щель вода заменяет подщибник и снимает потребность в колесной подвеске - требует длительной доводки и экспериментов). Последние и начальные валки - приводов не имеют. На первые из нагревательной печи (горна) вынимают сляб - с последних - снимают прокатанный лист ... чтобы стянуть его на телегу, откатить на восемь метров в сторону и переложить его на параллельный описанному стан и так гонять до остывания (потом еще раз нагреть и еще раз катать )
Колеса нарисовлись не очень но схема надеюсь понятна. полученный лист будет не шибко ровный но для кирас, лопат и т.д. что потом пойдет на штамп или "выстукивание" это не слишком критично - главное его будет МНОГО. Для прочих нужд, где нужен ровный лист - можно завести литую чугунную плиту по которой вручную (или с помощью той же воды) будем катать пару бревнышек - распрямлять :). З.ы. как на счет возможности приведенного варианта? Да и научившись катать лист - вполне можно переходить к прокатке профиля, токарный станок по дереву и те же обручи (чуток по сложнее) это вполне должны позволять