Мишка нервно ходил из угла в угол. На дворе уже темнело, а важный обоз с Княжьего Погоста задерживался, хотя должен был прийти к обеду. Даже посланные проверить всё-ли в порядке гонцы всё никак не возвращались. И только когда окончательно стемнело, появился долгожданный груз в сопровождении грязных по самые уши обозников и посланных им на помощь. Обозлённый до исступления Бурей, спрыгнув с повозки, направился в сторону дома, толкнув по пути Мишку плечом и выругавшись – В следующий раз сам будешь из грязи пять раз вытаскивать! На дворе стояла ранняя весна. Лёд на речке ещё не сошёл, а снег уже изрядно подтаял, превратив дороги в исконно-русские грязевые направления. Михаил понимал, что везти что-либо по такой погоде то ещё мучение, но вынужден был отправить за ним обозников в имение боярина Федора, ведь груз этот нужен был здесь и сейчас. Мишка не сомкнул глаз всю ночь. В его голове кружили мысли о состоянии Погорынских дорог. - Итак, уважаемый Сэр. Сегодня в очередной раз Вы убедились, что местные дороги Вам никак не помогают. Весной, когда нужно везти товар на продажу, ни на ладье не проехать, ни на обозе не провезти. Если Вы хотите из Ратного и Академии сделать центр Погорынья, то без дорог, по которым можно проехать в любое время года, не обойтись. Значит, будем строить дороги. Как там строили в Риме? Из кирпича говорите? Ну, глины у нас хоть отбавляй, значит будем перенимать опыт. На следующее утро промышленная слобода напоминала разоренный муравейник. С первого взгляда, мельтешение людей и повозок с лошадьми вносило в происходящее немалый элемент хаоса, но на самом деле, каждый на “стройплощадке” выполнял свою задачу, внося в хаотичное с виду движение упорядоченность. Лис переключил на создание кирпичной мануфактуры практически половину жителей крепости, благодаря чему дело пошло очень быстро, и уже через неделю первая глиняная печь для обжига была готова к выпуску кирпичей. Ещё несколько дней заняли эксперименты с временем и интенсивностью обжига, после чего новое производство было готово работать на полную мощность. Лавр и Демьян, с головой ушедшие в строительство и налаживание печи, стояли довольные, понимая, что последняя партия кирпича получилась очень хорошего качества. Мишка, едва сдерживая улыбку, решил созвать совет. - Итак, господа Совет – начал молодой сотник. Теперь мы можем делать свой кирпич и выкладывать из него дороги. - Дороги? А как же стены? – Илья аэ открыл от удивления рот. - Илья, помнишь, как недавно вы с Княжьего Погоста обоз везли? - Да как такое забудешь? Раз пять в грязи застряли, пока доехали. Кто же по весне с грузом ездит? - А вот чтобы и весной и осенью проехать можно было, и в любую погоду, мы и построим дорогу. Из кирпича. Дорога твёрдая, ни грязи не слякоти. Не езда – красота одна! На лицах “священного совета” читалось явное недоумение. - В Риме дороги из булыжников и кирпича делают – решил утешить присутствующих Мишка. - А разве кирпичи под повозкой не сломаются? – в очередной раз проявил природную смекалку Демьян. - У Римлян не ломаются, а мы чем хуже? – провокационный вопрос явно дошёл до “аудитории”, и недоумение на лицах присутствующих сменилось желанием доказать, что они не хуже Римлян. - Но есть проблема – продолжил Мишка – нужно показать деду на примере, что дорога это хорошо, а то он не разрешит построить. Илья, ты сам знаешь, что скоро на Княжий Погост каждую неделю придётся ездить с товаром, и прекрасно понимаешь, каково это по такой погоде. В общем, если мы хотим, чтобы к Боярину Федору была дорога, то давайте докажем деду, что без неё никак не обойтись. - И как же? – опять быстрее всех отреагировал Демьян. - А мы построим небольшую дорогу. Сперва, в крепости проложим дорожки вместо тропинок, заодно и научимся. А потом, от крепости до Ратного выложим, чтобы можно было быстро добраться. Давайте пойдем, подсчитаем, сколько нам нужно кирпичей. Совет вышел из Мишкиного кабинета и с энтузиазмом начал вымерять длину тропинок в крепости. Уже под самый вечер подвели итоги: - Итак, господа. В Академии нам нужно уложить 400 метров дороги шириною метр с половиною. Значит, на метр нужно 80 кирпичей, а всего три тьмы и две тысячи. До Ратного три километра дороги двухметровой ширины – получится 300 тысяч. Сейчас у нас три печи, каждая за день может обжигать тысячу, итого три тысячи в день. Значит, за одиннадцать дней мы сможем выложить тропинки внутри. Но для дороги в Ратное нужно гораздо больше кирпича. Выдели три десятки отроков на строительство дополнительных печей. Все в крепости говорило о грандиозной стройке – чадящий дым из промышленной слободы, отроки, тут же строящие новые печи, бесконечные обозы с песком и кирпичами, мельтешащие как муравьи “дорожные строители”.Мишка был доволен. По его расчетам, выходило, что один “каменщик” кладёт около метра дороги за час. Значит, чтобы построить дорогу до Ратного длиной три километра, нужно 4-5 дней, при условии, что пол сотни отроков кладут дорогу, а остальные пол сотни занимаются снабжением, обжигая кирпичи и подвозя их с песком непосредственно к стройке. На удивление, но дорожные работы в крепости завершили за семь дней. В основном, благодаря тому, что раньше ввели в строй новые печи для обжига. Мишка тщательно хранили сюрприз для деда, поэтому нужно было, чтобы Корней уехал куда-нибудь на несколько дней, пока Младшая Стража строит дорогу до Ратного. Решение пришло само собой – Алексей съездил к Боярину Федору, и, договорившись с ним, от его имени “пригласил” Корнея погостить на несколько дней. За пару дней, пока “шло приглашение” в промышленной слободе вовсю обжигали кирпич, заготовив четверть нужного объема. И едва Воевода Погорынский направился в путь к другу, как в крепости закипела работа, в которой принимали участие все её жители и не малое количество холопов из Ратного, с владельцами которых об “аренде” договаривались Аристарх с Листвяной в обмен на готовый кирпич. С первыми лучами солнца работа оживала, и лишь заход солнца и смертельная усталость трудящихся заставляли стройку замереть. Аккурат к концу шестого дня “общевойсковая строительная атака” была завершена, выжав последние соки из участников грандиозного строительства. - Кхе! Лёшка, глянь! Что это? – Корней от удивления сморщил лоб и начал теребить себя за ус. Алексей, знавший о предстоящем строительстве, удивился не меньше Погорынского Воеводы. А удивляться было чему. Со стороны Академии шла красная мощёная дорога, проходящая в Ратное и ведущая напрямую ко двору Корнея… который тоже был вымощен. Причём, практически весь. Корней, а с ним и Алексей с Федором, пришпорили коней что есть мочи, и остановившись у забора, с большим удивлением оглядывали двор и идущую к нему дорогу, то теребя себя за бороду, то скручивая усы… А посмотреть действительно было на что: ровные вымощенные дорожки к хоз. постройкам, красивое красное панно от забора до крыльца дома и отсутствие грязи и слякоти, несмотря на моросящий дождь. Мишка ожидал увидеть деда в двояком настроении: довольным стройкой и очень не довольным его самоуправством. Он ещё не знал, что в Ратном и по дороге в крепость Корнею расскажут, как в тайне от него организовали производство кирпичей, как учились кладке дорог и что целую неделю от зари до заката над дорогой от Ратного до крепости трудилась вся Младшая Стража и около сотни холопов из Ратного, договариваться о “прокате” которых в обмен на кирпичи ходили по селу Аристарх с Листвяной. Вот именно поэтому, выезд делегации в крепость не мог рассматриваться, как “показательная порка”. Все, включая самого Корнея и Алексея с Федором, понимали: это дорога – не просто очередная стройка Младшей Стражи. Это Мишкин экзамен на самостоятельность на способность организовывать что-то одному, без помощи деда. И все отлично понимали, что выдержал он этот экзамен на отлично. Но так же, все они понимали, что этот столь успешно сданный экзамен – щелчок под нос. Для всех них. Даже не щелчок, а удар с ноги с разбега. Они, взрослые мужики, бояре и воеводы, за столько лет ничего не смогли сделать, а тут отрок, буквально за четыре недели организовал производство и умудрился выложить дорогу. И эти битые жизнью и видавшие виды мужики, почувствовали на мгновенье даже некоторую зависть, ведь их вчистую обошёл отрок. Сильно подслащало щекотливую ситуацию лишь то, что этим отроком был Михаил Лисовин, в подобных успехах которого они были кровно заинтересованы. Так что публичная, да и любая другая критика Мишки приравнивалась к публичному высказыванию о собственной никчёмности. - Младшая Стража, Ровняйся! Смирно! Равнение на середину. Господин Воевода, Младшая Стража построена – отрапортовал Мишка. - Вольно – ответил Корней - Разрешите доложить - Ну, докладывай - едва сдерживая ехидную ухмылку, согласился дед. - По Вашему приказу Младшей Стражей была построена каменная дорога от Ратного к Академии. Так же Младшей стражей уложены дорожки по территории Академии. Извольте посмотреть - Кхе! – воевода не на шутку удивился такому рапорту – Во как выставил всё! И не скажешь теперь ведь, что не приказывал, а это он сам задумал такую штуку хорошую построить, от того, что самовольничать вздумал – подумал боярин, и ему ничего не оставалось, как отправиться на осмотр крепости - Ну, показывай - Ну, за дорогу! Корней поднял чарку медовухи – Мишка, а ты вот печей аж 20 штук поставил. А нахрена тебе столько? - Так деда дальше дорогу надо делать - Ну и куда ты её делать собрался? - А хотя бы на Княжий Погост - полупьяный Фёдор икнул и прищурился в Мишкину сторону от удивления - Да до погоста раз в десять дальше, чем до Ратного. Эдак ты всё лето будешь дорогу строить, вместо того, чтобы военной грамоте учиться - А нам люди Журавля помогут - Пффф – только набравший медового напитка Рудный Воевода выплеснул его на пол от удивления - Деда, ты же сам знаешь, Журавля сейчас нет, а остатки его дружины можно добить в крепости, взяв её штурмом. Если мы захватим крепость, то и люди на его земле наши. Ты ведь знаешь, у него почти все – холопы. Мы можем им пообещать свободу в обмен на участие в строительстве дорог. У нас на строительстве было около 150 человек, делая по пятьсот метров в день. До Боярина Федора около 30 километров, значит дней шестьдесят работы при хорошей погоде. У Журавля отличная крепость и много разных производств. Можно было бы отдать эти земли Алексею и сделать его воеводским боярином. Дядька Алексей, ты же сам говорил, что не женишься на матери, пока не наладишь быт. А тут и земля, и холопы и крепость. Налаживай – не хочу! Тогда нам нужна будет дорога до крепости Журавля. Лучший путь через Нинеину весь, это десять километров, а дальше километров 10 через болото и около 20 до крепости. - Ну и как ты по болоту дорогу класть собираешься? - А я в книжке у отца Михаила читал, что северные народы песком засыпают болото в месте, где хотят дорогу проложить. Так вот, у нас получается 60 километров дорог и 10 по болоту. Как раз до осени работы для человек ста пятидесяти. А ближе к осени в Турове купим еды на зиму для рабочих и определим на землях Алексея. Ну, а зимой местным особо заняться нечем, можно будет нанять их на работу – с Княжьего Погоста нужно будет прорубить просеку напрямую к Турову, чтобы летом выложить дорогу. - Кхе! Складно говоришь – в очередной раз убедился в смекалистости внука Корней. – Ну, Журавля, так Журавля. С ним давно надо было что-то делать. А раз он нам живым мешает дороги строить, будем умерщвлять. Застолье продолжилось своим чередом, а Мишку радовало согласие деда на выпиливание “пернатого боярина” и по совместительству, так мешавшего ему современника.
На дворе стояла ранняя весна. Лёд на речке ещё не сошёл, а снег уже изрядно подтаял, превратив дороги в исконно-русские грязевые направления. Михаил понимал, что везти что-либо по такой погоде то ещё мучение, но вынужден был отправить за ним обозников в имение боярина Федора, ведь груз этот нужен был здесь и сейчас.
Мишка не сомкнул глаз всю ночь. В его голове кружили мысли о состоянии Погорынских дорог. - Итак, уважаемый Сэр. Сегодня в очередной раз Вы убедились, что местные дороги Вам никак не помогают. Весной, когда нужно везти товар на продажу, ни на ладье не проехать, ни на обозе не провезти. Если Вы хотите из Ратного и Академии сделать центр Погорынья, то без дорог, по которым можно проехать в любое время года, не обойтись. Значит, будем строить дороги. Как там строили в Риме? Из кирпича говорите? Ну, глины у нас хоть отбавляй, значит будем перенимать опыт.
На следующее утро промышленная слобода напоминала разоренный муравейник. С первого взгляда, мельтешение людей и повозок с лошадьми вносило в происходящее немалый элемент хаоса, но на самом деле, каждый на “стройплощадке” выполнял свою задачу, внося в хаотичное с виду движение упорядоченность. Лис переключил на создание кирпичной мануфактуры практически половину жителей крепости, благодаря чему дело пошло очень быстро, и уже через неделю первая глиняная печь для обжига была готова к выпуску кирпичей. Ещё несколько дней заняли эксперименты с временем и интенсивностью обжига, после чего новое производство было готово работать на полную мощность.
Лавр и Демьян, с головой ушедшие в строительство и налаживание печи, стояли довольные, понимая, что последняя партия кирпича получилась очень хорошего качества. Мишка, едва сдерживая улыбку, решил созвать совет. - Итак, господа Совет – начал молодой сотник. Теперь мы можем делать свой кирпич и выкладывать из него дороги. - Дороги? А как же стены? – Илья аэ открыл от удивления рот. - Илья, помнишь, как недавно вы с Княжьего Погоста обоз везли? - Да как такое забудешь? Раз пять в грязи застряли, пока доехали. Кто же по весне с грузом ездит? - А вот чтобы и весной и осенью проехать можно было, и в любую погоду, мы и построим дорогу. Из кирпича. Дорога твёрдая, ни грязи не слякоти. Не езда – красота одна! На лицах “священного совета” читалось явное недоумение. - В Риме дороги из булыжников и кирпича делают – решил утешить присутствующих Мишка. - А разве кирпичи под повозкой не сломаются? – в очередной раз проявил природную смекалку Демьян. - У Римлян не ломаются, а мы чем хуже? – провокационный вопрос явно дошёл до “аудитории”, и недоумение на лицах присутствующих сменилось желанием доказать, что они не хуже Римлян. - Но есть проблема – продолжил Мишка – нужно показать деду на примере, что дорога это хорошо, а то он не разрешит построить. Илья, ты сам знаешь, что скоро на Княжий Погост каждую неделю придётся ездить с товаром, и прекрасно понимаешь, каково это по такой погоде. В общем, если мы хотим, чтобы к Боярину Федору была дорога, то давайте докажем деду, что без неё никак не обойтись. - И как же? – опять быстрее всех отреагировал Демьян. - А мы построим небольшую дорогу. Сперва, в крепости проложим дорожки вместо тропинок, заодно и научимся. А потом, от крепости до Ратного выложим, чтобы можно было быстро добраться. Давайте пойдем, подсчитаем, сколько нам нужно кирпичей. Совет вышел из Мишкиного кабинета и с энтузиазмом начал вымерять длину тропинок в крепости. Уже под самый вечер подвели итоги: - Итак, господа. В Академии нам нужно уложить 400 метров дороги шириною метр с половиною. Значит, на метр нужно 80 кирпичей, а всего три тьмы и две тысячи. До Ратного три километра дороги двухметровой ширины – получится 300 тысяч. Сейчас у нас три печи, каждая за день может обжигать тысячу, итого три тысячи в день. Значит, за одиннадцать дней мы сможем выложить тропинки внутри. Но для дороги в Ратное нужно гораздо больше кирпича. Выдели три десятки отроков на строительство дополнительных печей.
Все в крепости говорило о грандиозной стройке – чадящий дым из промышленной слободы, отроки, тут же строящие новые печи, бесконечные обозы с песком и кирпичами, мельтешащие как муравьи “дорожные строители”.Мишка был доволен. По его расчетам, выходило, что один “каменщик” кладёт около метра дороги за час. Значит, чтобы построить дорогу до Ратного длиной три километра, нужно 4-5 дней, при условии, что пол сотни отроков кладут дорогу, а остальные пол сотни занимаются снабжением, обжигая кирпичи и подвозя их с песком непосредственно к стройке.
На удивление, но дорожные работы в крепости завершили за семь дней. В основном, благодаря тому, что раньше ввели в строй новые печи для обжига. Мишка тщательно хранили сюрприз для деда, поэтому нужно было, чтобы Корней уехал куда-нибудь на несколько дней, пока Младшая Стража строит дорогу до Ратного. Решение пришло само собой – Алексей съездил к Боярину Федору, и, договорившись с ним, от его имени “пригласил” Корнея погостить на несколько дней. За пару дней, пока “шло приглашение” в промышленной слободе вовсю обжигали кирпич, заготовив четверть нужного объема. И едва Воевода Погорынский направился в путь к другу, как в крепости закипела работа, в которой принимали участие все её жители и не малое количество холопов из Ратного, с владельцами которых об “аренде” договаривались Аристарх с Листвяной в обмен на готовый кирпич. С первыми лучами солнца работа оживала, и лишь заход солнца и смертельная усталость трудящихся заставляли стройку замереть. Аккурат к концу шестого дня “общевойсковая строительная атака” была завершена, выжав последние соки из участников грандиозного строительства.
- Кхе! Лёшка, глянь! Что это? – Корней от удивления сморщил лоб и начал теребить себя за ус. Алексей, знавший о предстоящем строительстве, удивился не меньше Погорынского Воеводы. А удивляться было чему. Со стороны Академии шла красная мощёная дорога, проходящая в Ратное и ведущая напрямую ко двору Корнея… который тоже был вымощен. Причём, практически весь. Корней, а с ним и Алексей с Федором, пришпорили коней что есть мочи, и остановившись у забора, с большим удивлением оглядывали двор и идущую к нему дорогу, то теребя себя за бороду, то скручивая усы… А посмотреть действительно было на что: ровные вымощенные дорожки к хоз. постройкам, красивое красное панно от забора до крыльца дома и отсутствие грязи и слякоти, несмотря на моросящий дождь.
Мишка ожидал увидеть деда в двояком настроении: довольным стройкой и очень не довольным его самоуправством. Он ещё не знал, что в Ратном и по дороге в крепость Корнею расскажут, как в тайне от него организовали производство кирпичей, как учились кладке дорог и что целую неделю от зари до заката над дорогой от Ратного до крепости трудилась вся Младшая Стража и около сотни холопов из Ратного, договариваться о “прокате” которых в обмен на кирпичи ходили по селу Аристарх с Листвяной. Вот именно поэтому, выезд делегации в крепость не мог рассматриваться, как “показательная порка”. Все, включая самого Корнея и Алексея с Федором, понимали: это дорога – не просто очередная стройка Младшей Стражи. Это Мишкин экзамен на самостоятельность на способность организовывать что-то одному, без помощи деда. И все отлично понимали, что выдержал он этот экзамен на отлично. Но так же, все они понимали, что этот столь успешно сданный экзамен – щелчок под нос. Для всех них. Даже не щелчок, а удар с ноги с разбега. Они, взрослые мужики, бояре и воеводы, за столько лет ничего не смогли сделать, а тут отрок, буквально за четыре недели организовал производство и умудрился выложить дорогу. И эти битые жизнью и видавшие виды мужики, почувствовали на мгновенье даже некоторую зависть, ведь их вчистую обошёл отрок. Сильно подслащало щекотливую ситуацию лишь то, что этим отроком был Михаил Лисовин, в подобных успехах которого они были кровно заинтересованы. Так что публичная, да и любая другая критика Мишки приравнивалась к публичному высказыванию о собственной никчёмности.
- Младшая Стража, Ровняйся! Смирно! Равнение на середину. Господин Воевода, Младшая Стража построена – отрапортовал Мишка. - Вольно – ответил Корней - Разрешите доложить - Ну, докладывай - едва сдерживая ехидную ухмылку, согласился дед. - По Вашему приказу Младшей Стражей была построена каменная дорога от Ратного к Академии. Так же Младшей стражей уложены дорожки по территории Академии. Извольте посмотреть - Кхе! – воевода не на шутку удивился такому рапорту – Во как выставил всё! И не скажешь теперь ведь, что не приказывал, а это он сам задумал такую штуку хорошую построить, от того, что самовольничать вздумал – подумал боярин, и ему ничего не оставалось, как отправиться на осмотр крепости - Ну, показывай
- Ну, за дорогу! Корней поднял чарку медовухи – Мишка, а ты вот печей аж 20 штук поставил. А нахрена тебе столько? - Так деда дальше дорогу надо делать - Ну и куда ты её делать собрался? - А хотя бы на Княжий Погост - полупьяный Фёдор икнул и прищурился в Мишкину сторону от удивления - Да до погоста раз в десять дальше, чем до Ратного. Эдак ты всё лето будешь дорогу строить, вместо того, чтобы военной грамоте учиться - А нам люди Журавля помогут - Пффф – только набравший медового напитка Рудный Воевода выплеснул его на пол от удивления - Деда, ты же сам знаешь, Журавля сейчас нет, а остатки его дружины можно добить в крепости, взяв её штурмом. Если мы захватим крепость, то и люди на его земле наши. Ты ведь знаешь, у него почти все – холопы. Мы можем им пообещать свободу в обмен на участие в строительстве дорог. У нас на строительстве было около 150 человек, делая по пятьсот метров в день. До Боярина Федора около 30 километров, значит дней шестьдесят работы при хорошей погоде. У Журавля отличная крепость и много разных производств. Можно было бы отдать эти земли Алексею и сделать его воеводским боярином. Дядька Алексей, ты же сам говорил, что не женишься на матери, пока не наладишь быт. А тут и земля, и холопы и крепость. Налаживай – не хочу! Тогда нам нужна будет дорога до крепости Журавля. Лучший путь через Нинеину весь, это десять километров, а дальше километров 10 через болото и около 20 до крепости. - Ну и как ты по болоту дорогу класть собираешься? - А я в книжке у отца Михаила читал, что северные народы песком засыпают болото в месте, где хотят дорогу проложить. Так вот, у нас получается 60 километров дорог и 10 по болоту. Как раз до осени работы для человек ста пятидесяти. А ближе к осени в Турове купим еды на зиму для рабочих и определим на землях Алексея. Ну, а зимой местным особо заняться нечем, можно будет нанять их на работу – с Княжьего Погоста нужно будет прорубить просеку напрямую к Турову, чтобы летом выложить дорогу. - Кхе! Складно говоришь – в очередной раз убедился в смекалистости внука Корней. – Ну, Журавля, так Журавля. С ним давно надо было что-то делать. А раз он нам живым мешает дороги строить, будем умерщвлять.
Застолье продолжилось своим чередом, а Мишку радовало согласие деда на выпиливание “пернатого боярина” и по совместительству, так мешавшего ему современника.
На пару лет хотя-бы такой хватит, а потом, если что, можно и "ремонтную бригаду" отправить, заменить покрошившийся кирпич.
Я вовсе не защищаю идею с дорогой из кирпича, наверняка можно придумать и получше. Логика тут такая. Был в Тамбовской области, и старожилы рассказывали, что до программы 60-х "дороги черноземья" по этим самым дорогам зачастую не могли проехать даже К700! И до ближайшего райцентра в 20 км дорога занимала безумно много времени, а весной и осенью проехать вообще никак нельзя было, и все ждали лета либо зимы. Не сомневаюсь, что в описывемом времени и местности дела с этим обстоят даже хуже. Главная задача у ГГ, насколько я помню - объединение Руси. Начинать консолидацию, наверное, нужно с себя, попытавшись объединить Погорынье, сделав Ратное его политическим и экономическим центром. Как известно, политика - производная экономики. А значит, пока у нас нет экономики, нет и политики. Это как пирамида. Не выстроив предыдущий уровень, следующий не построить. А для развития экономики очень способствует развитая дорожная сеть, и очень сильно тормозит её отсутствие или неразвитость. Надеюсь с этим все согласны. А развитая экономика уже способствует наращиванию политического и экономического влияния. Не только Ратного, Мишки, Погорынья, Турова и прочих заинтересованных лиц, но и самой Руси в целом, к чему ГГ и стремится. Как строить инфраструктуру - личное дело каждого) Мне показалось оптимальным вариантом сделать пусть и не прочную, но очень быстро возводимую дорогу из кирпича. Сырья везде - хоть завались. Поставил печь, начал обжигать, выложил. Да, такая дорога не долговечна, но главную задачу она может решить превосходно - обеспечить постоянной связью Погорынье, дав тем самым резкий толчок производству, торговле и централизации. Что, в свою очередь, приведёт к некислому увеличению бюджета, на который уже можно будет неспеша и с толком на века построить и гранитные, и какие душе угодно дороги. И это не считая увеличившейся политической и военной силы.
Можно сделать проще, если смешать торф и известняк:
В качестве природного бетона можно рассматривать различные окаменевшие отложения, например, типа известняка или песчаника. Так из потоков грязи вулканического или иного происхождения в результате высыхания и схватывания тоже возникает природный бетон. Всякий раз, когда в результате перемешивания песчаных и других минеральных наносов с органическими компонентами (морская органика, продукты жизнедеятельности микробов и т.п.) возникали слои окаменения, мы на самом деле имели дело с природным бетонированием с органическими добавками. В случае египетских пирамид речь идет о повторении человеком этих природных процессов с небольшими изменениями: за счет органических добавок к растворенным в воде природным минеральным материалам получается природный бетон с хорошими свойствами.
http://uroboros.org.ru/Articles/geopol.htm
Торф – органическая порода, образующаяся в результате биохимического процесса разложения (отмирания и неполного распада) болотных растений при повышенной влажности и недостатке кислорода.
Торф содержит:
-Растительные волокна, улучшающие водно-воздушное состояние почвы
-Гуминовые кислоты, активизирующие рост растений
-Микроэлементы-азот, фосфор, железо, калий, кальций, магний
http://www.1nrc.ru/torf.html
Существуют также переходные образования между известняками и песчаниками
Известняк используются во многих отраслях народного хозяйства: в чёрной металлургии (в качестве флюса), в промышленности вяжущих стройматериалов — для изготовления портландцемента, в химической промышленности — при производстве соды, карбида кальция, минеральных удобрений и др.; в сахароварении — для очистки свекловичных соков; в стекольной промышленности для придания стеклу термической стойкости, механической прочности и устойчивости против воздействия химических реагентов и выветривания.
http://www.gravel.ru/limestone.html
НОВЫЕ БЕТОНЫ: геополимерные композиты с зольной пылью, армированные коротким волокном (Часть I
http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=4036
Ещё раз повторюсь - задача стояла сделать дорогу чем быстрее, тем лучше, чтобы начать экономический бум Погорынья. Все описываемые методы в данных условиях просто не реальны - представьте, что нужно везти тележку, в которой дай бог, 1-2 метра материала для дороги за 50 километров от месторождения. Нереально-же. Ну, может и реально, но дорогу строить не один век будем. А тут, мы можем прямо на месте делать кирпич и класть из него дорогу. Да, не долговечную, да, хрупкую, но быстрее, наверное, её не построить. А ведь ГГ не собирается жить 200 лет, и ему есть куда спешить. Он вроди как до конца жизни не собирается в Погорынье просиживать, значит задача лет за пять связать дорожной сетью всю подведомственную территорию. А там уже видно будет, что дальше.
Ремонт одного километра дороги в Ленинградской области стоит около 5 млн руб., строительство - около 100 млн руб.
http://saint-petersburg.ru/m...._5.html
И, конечно, одним из основных достоинств римских дорог является их большая долговечность, доказательством чего служит хорошее состояние отдельных из них в наше время. Например ремонт римских дорог в Испании проводился не чаще, чем один раз в 70—100 лет.
http://betonbeton.ru/articles/rimskie-dorogi/
Просто посчитайте стоимость строительства и содержания дороги за 100 лет....
Имение Боярина Федора - 30 км. Пинск - 70 км. Туров - 100 Км. Владимир - 200 км. Киев - 300 км.
Но что это даёт непостредственно Мишке, спросите Вы? Посмотрите на карту возможных дорог. Крайне перспективной выглядит возможность выложить дорогу до Владимира и Киева через Ратное. Ратное искуственно получит завиднейшее положение, став центром на торговом пересечении четырёх очень крупных городов и новообразованного транзитного пути с востока на запад Руси. Т.е. помимо очевидных плюшек, вроди постоялых дворов, Мишка получит куда более важную штуку, которая окупит все-все затраты на строительство любых дорог с лихвой. В связи с удобством построенного Мишкой пути, по нему будут перемещаться не только многочисленные купцы, но и не мало других важных персон, в том числе и князей. А так-как Ратное и Академией являются центром этого торгового пути, то любой, передвигающийся по дороге, увидет военную Академию Михаила. Сами знаете, что увидев небольшое представление, Туровские купцы отправили сыновей в Академию на платное отделение. А теперь представьте, что будет, если через Ратное постоянно будут проходить купцы, князья, и другие обеспеченные и не очень люди. Да практически у всех, увидев Академию, будет желание пристроить сына/родственника/ближников в эту Академию. И слава о военной школе быстро разнесётся по всей Руси. У Мишки будут обучаться купеческие и боярские дети, княжеские люди. Наверняка, не малое количество очень хороших войнов захотят стать наставниками в Академии. В общем, учебному учреждению Михаила вполне по плечу будет стать центром военного обучения всей Руси! Так мало того, ведь у него будет учиться вся будующая элита страны - дети купцов, бояр, княжьих ближников, а возможно и сами дети князей. Т.е. Мишке вполне по силам создать аналог академии Вест-Поинт в США, где учится будущая военная элита страны. А теперь представьте, что эта элита, с малых лет училась в академии вместе и знает друг друга. Это-же своего рода централизация, и им будет гораздо проще договориться о совместных действиях против внешнего врага. А это и есть конечная цель Михаила Ратникова!
Ещё очень не кислый плюс. Михаил Лисовин, сделав академию фактическим центром военного обучения, по-сути, выйдет на "федеральный" уровень, ведь к нему будут пристраивать детей и родственников очень многие люди из элиты, а наверняка и князья . Благодаря этому, он очень вскоре обрастёт очень важными связями как ракушками дно корабля... единственное, что нужно не сглупить, и не лезть в политику, ато головы не сносить... ведь Мишка создёт в первую очередь СИСТЕМУ, а не управляет ей. Полезет управлять - отхватит.
Вот вам и экономическая целесообразность дорог... думал, этот момент будет очевидным и без упоминания в фанфике. Наверное, стоило упомянуть...
2. Ну лет пять, надеюсь, они протянут, а потом, когда п1 будет уже выполнен, можно будет кинуть часть появившихся ресурсов для создания действительно крепких дорог из камня, которых хватит на века. Пока и так сойдёт, главная цель кратно описана выше
Волыняне договорятся с полякаи и по этой дороге пройдут до Киева.
Учитывайте военный аспект дорог.
В качестве Военные дороги используются существующие дороги. В районах с недостаточным количеством дорог их строят дорожные войска или прокладывают колонные пути инженерные войска. На Военные дороги организуется дорожно-комендантская служба, которая поддерживает порядок при передвижении войск, несёт охрану и оборону основных дорожных сооружений и содержит дороги в проезжем состоянии. Через основные водные преграды подготавливаются запасные и дублирующие переправы, а в местах пересечения магистральных дорог с рокадами — виадуки; крутые повороты, подъёмы и спуски смягчаются; вокруг крупных населённых пунктов устраиваются объезды.
Военные дороги играли важную роль в военном деле с древнейших времён.
http://bse.sci-lib.com/article005995.html
Вспомните Апиеву дорогу в Риме ЕЕ начали делать когда враги были и на севере и на юге и надо было быстро перебрасывать войска по своей территории на встречу врагу
Разведка сообщит о врагах,а по дороге быстро собирутмя войска и встретят врага за пределами своих границ
Объединить дорогой свои земли хорошая идея До Турова не уверен,но Погорынское воеводство очень сильное преимущество
Добавлю ещё один не мало важный фактор - ассимиляция. Когда человек всю жизнь сидет в своей деревне, то он и не развивается никак, а живёт "ка принято". Имея же возможность попасть в город, у него неизбежно происходит "окультуривание". Хотя-бы на время этой поездки. Соответственно, быстрее происходит изменение сознания. Со всеми вытекающими.
У вас неправильный взгляд на крестьянство...
6.9. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – ВЕДУЩЕЕ И ВТОРИЧНОЕ
Формы мобильности и их историческая роль
Бегство как регулятор
Примеры подтверждения и оценки распространенности бегства и смены сеньора
Ошибка исторического восприятия роли мобильности
Принадлежность жителя к месту по давности и основание права перехода
Проживание по месту жительства делает своим
Потребность в безопасности по Маслоу как мотиватор сохранения
Городской воздух делает свободным
Технические проблемы бегства
Уход по договору
Расчистки новых земель и колонизация новых земель
Переселение хозяевами
Сманивание крестьян
Похищение крестьян
Влияние растущих городов
Самовыкуп крестьянства порознь или общинами
Политика Короля во Франции и выкуп
Чума и эпидемии в городской среде
Классовая борьба и статья Роберта Бреннера
http://www.sergeychet.narod.ru/hist/hist_fsp17-2.html#_Toc191128117
http://www.steklo.biz/biblioteka_stroitelja/rimskij_beton_12.html
Дороги прославили Древний Рим. Дороги — это торговые пути, пути сообщения, которые способствовали развитию Древнего Рима, его культуры и цивилизации. По ним перевозили награбленную в завоеванных странах добычу, перегоняли тысячи рабов. В начале II в. во времена Траяна существовало уже около 100 тыс. километров государственных дорог, преимущественно с твердым покрытием. Они были хорошо обустроены и содержались в отличном эксплуатационном состоянии. На основных дорогах Рима через каждую римскую милю (примерно 1,5 км) устанавливались дорожные знаки. Предусматривались станционные дома-гостиницы и ремонтные службы. Все это способствовало их большой пропускной способности.
Так и представляю, 12 век и на дороге указатель "Кабак через 3 км" Хотя, идея определенно перспективная. Надо только подумать чем торговать. Ну, и наверное больше толку будет, если разместить рекламу в городе. Хотя, перед въездом в город указатель "Постоялый двор Никифора недорого" мог-бы и пригодиться
Ну так империя не 10 лет существовала, поди разберись, что там было, обычный ремонт уже существовавших ранее, или обветшавших, но ими-же построенных дорог. В любом случае, тем, кто сделал самые первые, это явно стоило не маленьких усилий. Дорога - первый и самый важный путь к товарному производству, ибо логистика - это кровеносная система экономики, и без дорог ГГ особо ничего не построит, ибо даже создаваемая им военная машина имеет определенный предел, ограничиваемый скоростью перемещения снабжения, т.е. обоза.
Конечно, до всего этого по сюжету книги ещё ох как далековато, но задумываться об этом надо уже сейчас, ведь у автора вовсе не рефлексивая модель управления.
Можно и облагородить. Ваши предложения?