Корнилий, сотник [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Корнилий (греч. Κορνήλιος, лат. Cornelius, Корнелий) — римский сотник из Кесарии Палестинской, обращённый в христианство апостолом Петром. Рассказ о сотнике Корнилии приводится в книге Деяния апостолов (Деян.10:1-48).
Согласно новозаветному рассказу, Корнилий был «благочестивый и боящийся Бога» человек. Боящимися Бога называли тех из язычников, кто почитал Бога Израиля, но не вступал в иудейскую общину и не становился прозелитом. Однажды Корнилию явился ангел, сказавший: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром» (Деян.10:4-5). Корнилий выполнил указание ангела и, после проповеди Петра в его доме, крестился. Корнилий первым из язычников стал христианином. Других сведений о нём Новый Завет не содержит.
Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа и прославился чудом разрушения языческого храма в городе Скепсии, где обратил жителей в христианство.[1] Согласно его жития, Корнилий скончался в глубокой старости и был похоронен рядом с разрушенным им языческим храмом.
В Православной церкви Корнилий почитается в лике священномученика, память совершается 26 сентября (13 сентября по старому стилю). В Католической церкви память Корнилия совершается 2 февраля.
По мнению многих комментаторов, Корнилий мог быть потомком одного из 10 000 рабов, освобождённых и сделанных римскими гражданами диктатором Луцием Корнелием Суллой, а также получивших его родовое имя Корнелий.[2]
Ну и законный +.
В отношении портков, согласен, а вот насчет "докласть", - мне так больше нравится. Я знавал людей с высшим образованием, делающих похожие ошибки. А уж в деревнях и подавно. Да и слово "доклад", как мне кажется, должно быть привнесено в Ратное Мишкой из нашего времени. Так что отрокам из нинеиных лесовиков, еще очень долго учиться правильно употреблять и его, и произведенные от него глаголы.
…. А че ты с ним возишься то? – Спросил Роська, после того, как Мишка объяснил ему его новые, дополнительные обязанности. – Сегодни, почитай целый день с ним, как ……, с писанной торбой носился - Аристарх велел, - Не стал лукавить Мишка. – Аристарх же у нас…, (хотел было ляпнуть жрец Перунов, но вовремя остановился), - по воинским делам вроде как надзирает за всем…. Вот он в этом сопляке великого воина и углядел, и нас его обучением озаботил. - Староста Аристарх конечно…., только вот….. – начал было мяться Роська, в душе которого, в этот момент, воинская дисциплина затеяла непримиримый бой с христианским благочестием. - Вот поэтому, я мальца к тебе и приставил! – веско ответил на это Мишка, не давая возможности своему крестнику озвучить то, что рвалось у него изо рта. – Ты его в христианском благочестии и воспитаешь. – И глядя в загоревшиеся огнем фанатизма глаза Роськи, посмешил его одернуть. – Но только помни, у Чижика стезя воинская, а не духовная. Не дави на него. Мягко надо так…. Вроде подсел между делом, и о божественном поговорил. Тем более, что жить он будет при церкви, так что повод всегда найдется. Сначала про архангела Михаила расскажи, чьим именем церковь названа. Потом про других архангелов, про святых, про Бога…. Заинтересуй, что бы он вопросы тебе задавать начал. Вроде как сказки рассказываешь. Ну а как заинтересуется, - тут его уже можно будет и по-настоящему Вере учить начинать. - Так я и сам пока еще…. - Вот и учись. Что бы чижиковы вопросы, тебя врасплох на застали. Евангелие читай, с отцом Михаилом, будет такая возможность, беседуй. Со мной, если что посоветуйся. А еще, что бы его из язычества к вере переманить, - сам про язычество побольше узнай. С отроками Нинеиными про веру их бывшую поговори. - Зачем это? – вскинулся было Роська. - А затем, что если ты все то, во что он сейчас верит, огульно отвергать будешь, - парнишка заскучает и замкнется. А если ты ему разницу, допустим, между Раем и Ирием объяснить сможешь….. В общем, - хочешь победить, - узнай своего Врага! Понял? (Я и под Вас, драгоценный крестник, заодно мину заложу, а то что-то меня в последнее время, Ваш фанатизм, напрягать начал). - Хм… Ну да, - неуверенно пробормотал Роська. – Вроде понял. ….. А он это, - что некрещеный разве? - Крещеный…. Только сам понимаешь, как у нас в Ратном из холопов христиан делали…. А Чижик, должен искренне Бога принять…. Но помни главное, - вырастить мы из него должны воина. Христианского, но воина. Аристарх ведь нам не просто так его навязал. Просто обучить, - он бы его и сам обучил. Ему важно посмотреть, чему Мы его научить сможем. А нам надо из него витязя…, Богатыря вырастить…. - Так мы и так вроде, хороших воев обучаем…. Уже в поход сходили, поясами многие опоясаны… (Роська с неподобающим для христианина самодовольством, потрогал свой воинский пояс). Чего еще-то? - Хороший воин, это хорошо. А Чижик должен таким стать, что бы этих хороших, он, лет через десять, как белочка орешки бы щелкал. Понял? Что бы лет через двадцать, про него былины бы складывали! - Так, - растерялся Роська. – Как же мы его такому обучим, мы же сами то……. - Вот и придется постараться….. Благо времени нам на это отпущено с избытком. Оба помолчали, словно бы задумавшись над этой непростой штукой, - «Время». У Роськи пока в основном со временем были связанны только понятия «сейчас» и «раньше». Причем это «раньше», что было до встречи, этой зимой в Турове, с семейство Лисовинов, уже казалось чем-то смутным и отдаленным. Настолько все, что происходило с ним тогда, было мало похоже на то, что происходит с ним сейчас. Словно бы все, что происходило «раньше», - происходило с каким-то другим Роськой. Роськой-холопом, полуязычником, не имеющим рода бродягой, чье мнение никого не интересовало. А сейчас он был Василием, - Христианином, опоясанным воином, урядником Младшей Стражи, родовичем бояр Лисовинов, на которого, с большим почтением поглядывала чуть ли не сотня отроков, и чье мнение, для этой сотни, было очень даже весомым. А о будущем, он пока серьезно даже не задумывался, настолько увлекательно было для него это настоящее. Для Мишки же…, для Михаила Андреевича Ратникова, - будущее было одновременно и прошлым. Он не знал, что будет с ним через неделю, но знал, что будет твориться в мире через восемьсот с лишним лет, когда какие-то археологи, отыщут его могилу…. Не мог предугадать судьбы того же самого Чижика, но знал судьбу всего человечества, на сотни лет вперед…… - Ну в общем, как договорились. – Мишка стряхнул с себя мысли о будущем и о могилах, - Чижик этот будет при твоем десятке пастись. Своим скажи, что вы вроде как лучший десяток, потому на вас мол, забота о Чижике и возложена. Он там в Церкви убираться будет…, ну да там не так много и работы для него. Большую часть уборки все равно холопки, да девки делают. Так что пусть он у твоего десятка в казарме, тоже убираться помогает. Только не так, что он пашет, а вы на полатях валяетесь, а все вместе, дружно. Пусть к воинскому житью, и воинскому братству приучается. Только смотри, что бы твои отроки его и не избаловали….. - Так как же…- Чуть не взвыл Роська. – И что бы так, и что бы этак…. И не то и не другое… - А ты вспомни, как Прошка щенков своих учит. Лаской, да терпением, но и строг, - за шкоды, - сразу наказание. Только глянь внимательно, - он их не в кровь лупит, а бывало только для вида рукавицей постегает…. Щенку не больно совсем, но он все равно скулит да хвст поджимает, потому как понимает что наказан, .- Да я помню, что он говорил. Я тоже так делал. Только Ворон мой, все одно…. - Времени у тебя на него мало….- Критично заметил на это Мишка. - Да и терпения не хватает. Я видел, как ты вчера его палку сторожить учил. Только ты в сторону отойдешь, он за тобой, или играть убегает. А потом тебя куда-то позвали, ты обучение бросил, на своем так и не настояв, и по делам побежал. А твой Ворон и запомнил, что команды твои можно не выполнять…. Мой тебе совет на будущее, и с людьми и с животными, - уж если даешь команду, настаивай на ее выполнении. Если не уверен, что сможешь настоять, - лучше не давай. Ну а за выполненную команду, не забывай похвалить, или кусок вкусный дать. Помнишь я тебе про кнут и пряник рассказывал? Вот тут у тебя тоже самое будет. Только вместо кнута – рукавица. А рукавицей твоей для Чижика, должно стать отлучение от дел воинских. А вкусным кусочком, - возможность к воинским делам приобщиться. Понял? -Понял. – Со вздохом ответил Роська, видно только сейчас оценивший размер свиньи, подсунутой ему Мишкой. - Ну и еще…, хотя грех на этом играть. Но то, для его же пользы. Вы ему семью заменить должны. Своей то у него больше нет. Я потому еще его в твой десяток и посылаю, что он у тебя самый дружный. Пусть Чижик среди вас, малость душой оттает… Они помолчали. Мишка как то немного стыдливо, а Роська, видно вспомнивший свое сиротское бытие, - грустно. - Ну тогда дальше. - Кормиться он будет вместе с вами. Объясни ему про сигналы, и покажи место за столом. С утра, зайди на кухню, (я его пока там оставил), вытащи мальца на зарядку. Постарайся с этим не тянуть. Начнет парнишка скучать, вспоминать о родителях….. Ну ты сам понимаешь…. В идеале, ты его должен с лавки поднять, и с ходу на занятия погнать. Только имей в виду, что он все-таки еще малец, и наших обычных нагрузок не потянет, так что соблюдай умеренность. После завтрака я сам с ним займусь, объясню что да как, и после обеда…., думаю, часок на занятия с ним выкрою. Покажу ему упражнения на растяжку и гибкость. Научится, будет самостоятельно упражняться. Ты в свою очередь проследи, что бы не ленился, и все правильно делал. У него пока косточки мягкие, их как раз этому и надо обучать. А как кость затвердеет, - будем уже на нее мясо наращивать. - Я вот что подумал Миш, - воспользовавшись паузой, вставил свое слова Роська. – Те мешки, что ты придумал..., которые с песком. Можно ведь и для других их пошить. А то доспехов на всех не хватает, да и чего лишний раз доспех то, по грязи да под дождем ржавить…. Пусть в них бегают, упражняются, а доспехи и поберечь можно. - Надо будет подумать. – Согласился Мишка. - Ну в общем, ты Рось, понял, - растяжка, выносливость, и координация. Ну в смысле на ловкость упражнения давать будем. К оружию пока не подпускай. Мал еще, да и наказан. … Нрав у него….. Нам его укротить надо, но не сломать. Вроде как боевого коня воспитываем. … Да еще. У тебя самого дел и без Чижика этого навалом. Пусть твои ребята им занимаются. Самого грамотного, из десятка, подбери, и пусть он хоть по часу в день, с Чижиком этим азбукой да чтением занимается. Соответственно, - самый ловкий, пусть его кувыркаться, прыгать, падать, да на доске качаться учит…. На а за упражнениями и остальным…. Ты с ним о Божественном разговаривай. Пусть все в десятке за ним, по очереди присматривают. Что бы был сыт, опрятен, умыт, что б без дела не болтался, чтоб ни безобразничал, а ума набирался. Раз в седьмицу, водите его в лазарет, пусть Юлька, или Матвей, его осматривают, чтоб болячек не было. Ну и если жалобы какие будут, тоже сразу в лазарет. Да и просто присматривайте за ним, а то он жаловаться то не станет, небось, до последнего будет из себя героя корчить. Да и мозгов пока мало, на любую болячку рукой махнет, - «Сама мол заживет». Так что если увидите что куксится, устает быстро, хромает, за бока держится, или неловко сидит, стоит, ходит. – Лучше жалоб не ждите, - выясните в чем беда. Ну а ты сам еще присматривай, кто как с приглядом за Чижиком справляется. Нам надо новых урядников готовить. А те, кто хорошо мальца выучить сможет, тот потом и с отроками справится. …. Ты отрокам своим на это намекни…. Не в прямую скажи. А так…, - намекни невзначай. Пусть и они пряник свой видят. А также намекни, да и сам в виду имей, что такая возможность отличиться скоро закончится. Я его примерно через полгода, другому десятку передам. Пусть для него, вся Малая Стража, родной и знакомой будет…..
- Деда, ты меня учить то будешь? - Так я тебя и учу. - Да ну, скука глину мять. Ты меня к кругу-то пусти…. - Так ведь прежде чем к кругу подходить, - надо глину понимать научиться. - Да че ее понимать-то, - глина она и есть глина. Одинаковая вся. Старый мастер Пафнутий, по прозвищу Горшок, лишь улыбнулся и укоризненно посмотрел на сидящего напротив него мальчишку лет 12. Путята не был его родным внуком. Да и вообще в родстве с Пафнутием-Горшком не состоял. Но так уж получилось, что свела судьба двух одиночек, и сплела их судьбы в единую нить. Сам Пафнутий, к тому времени, когда на Отишье налетели ратнинцы, - уже во второй раз успел потерять семью. На этот раз от мора, и жил бобылем, почти не вылезая из своей мастерской, где его и застали напавшие на Отишье воины. Оно конечно, - стариков в полон не брали. Но мастер, сидящий в собственной мастерской, в окружении своего товара, - такими людьми не разбрасываются. Так что Горшка, даже не без некоторого почтения вывели со двора, и определили к общей толпе полоняников. Там то, к нему и прибился Путята, живший в соседнем дворе. Куда делись родители Путяты, так и осталось не известным. Может успели убежать в лес, а может и сгинули под мечами ратнинцев. Ну да Пафнутий назвал Путяту своим внуком, и определил к себе в подмастерья, - всяко лучше, чем не пойми кем, без родных, без дела мыкаться. И все бы ничего, - только после потери родителей Путята озлобился, потому частенько старому мастеру грубил, и супротивничал. Вот и сейчас, - не слушая деда, требовал подпустить его к кругу, не познав даже и азов ремесла. - Да как же глина то одинаковая? – деланно удивленно спросил Горшок, которого его ремесло приучило добиваться всего мягкостью и осторожностью. – Вона посмотри сам, в той вон куче, глина красная, а вон в той белая, а вон там, сам помнишь, - синяя лежит…… Да и красная то глина тоже разная может быть. Одна тощая, другая жирная. Жирную надо с песочком перемешать, чтоб лепилась хорошо, а тощую отмучивать надо. Разбить билом в мелкую пыль, да положить в бадью, и перемешивать хорошенько пока песок то на дно не осядет, а потом…… - Да знаю я, знаю. – Невежливо перебил мастера мальчишка. – Ты мне деда уже рассказывал, да и делали мы уже так….. - На а чего ж тогда говоришь, что глина вся одинаковая? – Этак ты скажешь, что и люди все одинаковые, а люди то все тоже разные. - А люди то здесь причем? – От такого резкого перехода, Путята малость опешил. Хотя за последнии пару месяцев, мог бы уже и привыкнуть к своеобразной речи Мастера. - Дак при том, что люди как и глина. На первый взгляд посмотришь, вроде все одинаковые, а как приглядишься….. Каждого человека понять надо. К каждому свой подход найти. … Ты вон с Чижиком вечно на ножах, то будто друг дружку не замечаете, а то и до драк доходит…. - Больно много он о себе понимает. – Раздраженно ответил Путята, невольно дотронувшись до бока, по которому вчера Чижик хорошенько приложился пяткой, после того как своим излюбленным ударом головы, сшиб противника с ног. - Чего вы опять не поделили-то? – Хитро прищурившись, спросил Горшок. - …. Да я ему давно уже говорил, - взорвался Путята. – Что мол ты, как дурак песок по паре горстей таскаешь, да вокруг крепости бегаешь. Возьми вон тачку, - Путята взглядом показал на стоящее под навесом изобретение боярича Михаила, - накидай, привези, седьмица работы и яма полная, а он….. - …. А он делает то, что ему боярич Михаил велел! – Строго возразил на это мастер Горшок. – Ты почто его с пути правильного сбиваешь? - Так ведь ушел боярич то. И войско евоное все ушло…. Может и не вернутся проклятые…. Никто и не увидит, не узнает…. Можно через прореху в тыне таскать, помимо ворот. А он… - Вот твоя то и беда, что ничего-то ты не понимаешь, и разницы между людьми не видишь, а все по себе судишь…. С Чижиком надо как с глиной…. - Побить билом и в бадье утопить? Мастер даже на пару секунд опешил, от того, как вывернул его слова Пуятята. - Тьфу на тебя дурак. – выругался он. – Чижика как глину, понять надо! Его стезя воинкая. Он ратником станет….. - Паду-у-умаешь воин…- Насмешливо протянул Путята. – От горшка два вершка. - От горшка два вершка, - ловко парировал гончар. – А тебя вчерась побил! - Да просто не ожидал я. – Начал оправдываться Путята. – Он ведь как бешенный с ходу как скаканет..., ровно козел, и башкой меня пряма в солнышко, а потом еще и ногой пнул как лошак копытом. - От того и не ожидал, что быстр Чижик. А быстр, потому что кажний день, почитай верст по десять-двенадцать пробегает, да еще и с грузом. А потом еще по полдня скачет, кувыркается и колесом, будто скоморох ходит. …За что он тебя? – Немного помолчав спросил мастер, и на этот раз голос его звучал так строго, что мальчишка поежившись, поневоле сказал правду. - Да ведь пока он как дурак бегает, песок для глины мне таскать приходится… Ну я вчера и черпнул бадейку из ямы евоной. А он, как прибежал, видно чё учуял, ну и набросился на меня….. Путята даже договорить не успел, как мастер схватив лежащую перед ним мокрую тряпку, которой он оттирал от глины руки, быстро хлестанул ей его по лицу. - Чего дерешься деда! – Вскрикнул Путята, причем больше от удивления чем от боли, поскольку до этого старый гончар, никогда еще не поднимал на него руку. – За что? - За то что гадить взялся!!! – строго ответил мастер. – Ничего не бывает хуже, чем другим гадить. Хочешь враждовать, - враждуй…, а гадить по мелочи, да за спиной…., нет ничего хуже. …. Я вот тебе сейчас расскажу…. – Мастер помолчал, словно что-то обдумывая. – Ты вот намедни сказал. – «Может и не вернутся проклятые»…. А вот послушай ка, что у меня в жизни было-то. Мальцом та я еще на Днепре жил. И наскочили на нас как-то половцы, ну и ясно дело в полон увели... Я тогда первую свою семью то и потерял. Папку, мамку, братьев двух старших. И был там среди нас один…, вот тоже гадить любил. Нас пацанов то вроде как в отдельной связке вели. Только мне тогда годков тринадцать было, а ему уже почитай к семнадцати…. Не из нашего села. Чужак. И вот вечно он, пристраивался к кому послабее, и то хлеба краюху, что на прокорм давали, отнимет, то воды чеплажку отберет… День-два, такое терпели, а на третью ночь, на рассвете шум, крики… То дружина киевского князя на половцев напала. Только сволочь та, этого уже не узнал. Мы, пока суматоха была, все дружно его и придушили. Мы, княжьей дружине было сначала обрадовалися, - «Наши мол, освободили!». Только они нас не по домам отпустили, а кого на торг выставили, кого себе разобрали, а меня вот в княжеские холопы записали. Так что поменял я одну неволю на другую. Спервоначалу, я по малолетству, мыкался по разным работам, пока не определили меня в гончарные мастерские, что при княжьем дворе были. Вот там, я тебе скажу мастерские то были! Не чета этой. И мастера всякие там работали, чуть ли не со всего света! Наши-славяне со всех земель, половцы, торки, греки, даже перс один был…. И вот там тоже.., разный народ то водился. Кто по-хорошему, и к своим и к чужим. А кто гадить начинал. В прямую то холопам не больно-то враждовать можно. Вот и начинали некоторые, друг дружке исподтишка гадить. И причем поначалу начинал такой чужим гадить, а потом и за своих брался…. Потому как это вроде болезни, - начинается с малого, а потом уж и не остановить. Был дружок у меня, еще с моего селища… Вместе и в полон попали, а потом и в мастерские. И вот начал он выслуживаться, да к Старшинам подлизываться. Когда нас к ремеслу приучать начали, - не больно то у него получалось. Вот он и начал, другим пакостить. То сам работу испортит, а на других свалит, то наябедничает, а то и украдет чего, и другому подкинет. Ну и выслужился, в приказчики. А как меня за мастерство выделять начали, то на меня он больше всех и озлобился. И начал изводить так, что аж до тошноты….. … Я потому тогда и согласился бежать…. Ко мне мужичок на улице подошел, и рассказал про земли, где жить хорошо, ни князей ни бояр нет…. Я и послушал. Вот к Журавлю то и попал. К язычнику…. А ведь мог бы при мастерских остаться. Дом бы свой имел, семью бы завел. Выкупиться бы смог. Там к мастерам то со всем почтением. Уважали и ценили… А у Журавля тоже холопство, только еще хуже… Ты то этого не понимаешь. Потому как никакой другой жизни то и не видел. Да и то, что у нас там творилось, тоже толком еще понять не можешь. – От Журавля не выкупится, не убежать. И смотрящие эти, и дружина его, хуже половцев себя с нами держали. И просвета в такой жизни никакого видно не было. В общем, погано у Журавля было…. Мастер надолго замолчал, а потом как то невпопад подытожил. – Это я к тому, что ежели ляхи войско ратнинское побьют, - нас они не на волю отпустят, а к себе в холопы заберут. А у ляхов и язык не больно то на нашенский похож, и вера вообще другая. Мы для них совсем чужие. Там еще хуже, чем здесь придется….. - И чего ж мне теперь, за этих что ли, - Путята мотанул головой куда-то в сторону центра Михайловского, где стоял терем. – Богов молить, да победы им желать? - Ну может тебе, - Мастер голосом выделил последнее слово, - за них молить да удачи желать и не нужно. Но и зла на них не таи. - А тебе? – Путята так же выделил последнее слово. - А мне что? – ответил мастер. – Мне тут лучше, чем у Журавля…. Там меня конечно ценили…, как лошадь хорошую ценят, но не уважали. А тут вон, сам боярич Михаил, и то, со всем почтением подходит, всегда спрашивает, не надо ли чего, чем помочь можно…. Избу поставили. Харчей отпускают в достатке…. А самое главное, - в работе не ограничивают. У Журавля что приказали, то и делай. А тут…., - всякую задумку можно в жизнь обратить, мастерство показать…. Какую диковинку не сделаешь, - боярич только похвалит, да спасибо скажет…. А где это от смотрящих журавлевских, я хоть раз спасибо слышал? Так что мне злобиться на них грех…. Ты ясное дело, - через них от семьи потерялся. Тебя обида да злоба давят. Но ты эту злобу из себя изгоняй. Потому как зло…, оно Зло и есть. И в результате, против тебя же и обернется…. Это как змею за пазуху положить, рядом с кошелем, в надежде, что вор за кошельком полезет, а она его и ужалит….. Только змея первого тебя то и цапнет, когда сам руку за пазуху сунешь, либо дернешься невзначай. Так и придется жить, боясь лишний раз змею эту растревожить. В страхе и неудобстве. И люди, про змею ту зная, начнут тебя сторониться…. - Так как же мне на них зла то деда не таить, когда они родителей то моих….. - Не говори, и не думай. – Опять строгим голосом приказал дед. – Ты родителей своих мертвыми не видел. Так и не смей такое даже помыслить. Беду накликаешь. А что бы зло научиться на них не держать…. – пойми их! Как глину понимают, так и их пойми. Они тут христиане в языческом краю... Для них все вроде как враги.... Вот и злобствуют. Только вот боярич Михаил.... Он ведь... Он будто новую жизнь построить хочет. На новом месте. С язычниками замиряется, Штуки всякие придумывает... Порядки новые вводит. … Вот тот же Чижик. Он ведь тоже из холопов то будет. И из семьи его вырвали…. Одинок он тут, все друзья да знакомые в Ратном остались. Тут даже сверстников у него нету, ни поговорить, ни поиграть. А еще ты тут, со своими пакостями, да дразнилками…. ….Только ведь не просто так его из семь и то вырвали, не по злобе, или еще как. А к лучшей доле, ему дорогу показали. Пройдет он по этой дороге, - станет воином, станет свободным, и в семью свою вернуться сможет. И дорога эта, сейчас для него через ту яму с песком лежит. А ты ему поперек дороги этой, к семье, к папке да мамке, да к лучшей жизни, - палки да камни бросаешь, да ямы на ней роешь. И кто ж ты после этого? - Ну…. – задумался Путята, впервые в жизни взглянувший на свои взаимоотношения с Чижиком с этой стороны, и ему вдруг стало стыдно. – Ладно. Не буду ему больше ничего говорить, и из ямы его песок таскать. - Мало! – веско отрезал Пафнутий-Горшок. – Мало этого. – Ты лучше с Чижиком подружись. И ему радость, и тебе подмога будет. - Мне то какая подмога? – удивленно спросил Пафнутий. - А такая, что Чижик этот вырастет, и может не последним человеком в Михайловском станет. Вот и будет тебе на будущее заступа. Ты не смотри что он пока такой неказистый. Я хороший материал сразу чую. Чижик этот из доброй глины сделан. Ежели ему форму придать, да обжечь правильно, - цены тому Чижику не будет. Будто вазе синдской
К тому же, по опыту общения с заказчиками, по работе скульптором-модельщиком в лепной мастерской, - могу сказать точно, - в 90% случаев, именно жены являются инициаторами, и главными кураторами "облагораживания и украшения интерьера". Зачастую, посещение парой, лепного цеха, напоминает мне глубокое детство, когда мама тащила меня в детский мир, выбирать одежду, а я с тоской глядя на вешалки с брюками-рубашками, прикидывал, как бы удрать в отдел игрушек. У мужиков, частенько, именно такое выражение лица.