Это был первый университет, основанный в Западном мире (в 1088 году н.э.). Университет Болоньи получил Хартию (здесь: право на основание высшего учебного заведения в Средневековой Европе) от Фредерика I Барбароссы в 1158 году, но в 19-ом столетии, комитет историков во главе с Джиосу Кардуччи (Giosue Carducci) изучив исторические документы, сделал вывод, что Университет был основан в 1088 году, что делает этот университет возможно самым долго создающимся западным униерситетом (70 лет). Университет Болоньи исторически известен своими церковными курсами и курсами гражданского права.
В Университете проходит обучение приблизительно 100 000 студентов на 23 факультетах. У этого учебного заведения есть региональные центры в Реджо-нель-Эмилии, Имоле, Равенне, Форли, Цесене и Римини, и один филиал за границей в столице Аргентины, Буэнос-Айресе.
История Университета Болоньи – это часть истории великих мыслителей и ученых, что делает упоминание об университете непременным в обзорах европейской культуры. Учреждение, которое мы сегодня называем Университет, начало принимать современную форму в Болонье в конце 11-ого столетия, когда ученые грамматики, риторики и логики начали посвящать себя преподаванию. Первыми зарегистрированными преподавателями были Пепоне и Ирнериус. В 1158 году, по настоянию четырех докторов, Фредерик Первый провозгласил Constitutio Habita, т. е. юридически объявил ранее существовавшую Школу Университетом, где исследования и образование могли развиваться независимо от любой другой власти (В средневековой Европе было сильно влияние церковных и городских властей на сферу образования).
Для начала несколько возражений 1.Прежде чем создавать университет необходимо решить вопрос с начальным образованием - прежде чем давать образование высшее, нужно чтобы в государстве накопился определенный пул (резерв) людей способных вообще воспринять университетский объем знаний. Людей которым начального образования недостаточно, готовых потратить немалое время, а может быть и средства чтобы получить знания дополнительные. 2. Университет дело очень дорогое и прежде чем что то вообще затевать необходимо точно знать для чего все затевается.
Попробую определить, на свой взгляд некие "определенности": 1. Цели и задачи. ГГ предполагает государство феодальное, с другой - предполагается что в НГ будет развиваться промышленность, а значит задача высшего образования - подготовка технических специалистов, развитие научной технической школы. 2. Кадры. Преподавательский и профессорский состав. Честно говоря, даже предположить не могу где ГГ возьмет философов, математиков, богословов (теологов). Ученые по векам
Остальное завтра - глаза уже слипаются и голова не соображает
Начальное образование нужно поднимать. ГГ в академии и Журавль в своей вотчине уже ввели арабские (индийские) цифры. Только это уже даст немалый эффект. Кроме того уже в ближайшем будущем ГГ потребуется немало грамотных людей (управленцев, сельских старост, торговцев и проч.)
Тем не менее начало университета можно закладывать уже сейчас - постепенно набирать кадры - ученых или просто хорошо образованных людей. Университет может вырасти из простой школы или отпочковаться от академии.
Можно и нужно начинать преподавать уже сейчас. Во-первых, - риторика хорошо дисциплинирует и структурирует мышление. Учит оценивать слабые и сильные стороны, подбирать аргументы. Пользоваться логикой и ее оборотной стороной -софистикой. Это как раз и надо, для первого толчка к наукам. - Создать инструмент, с помощью которого можно огранить мозг, превратив его из серой массы - в брильянт.
Во-вторых, - не требует особых "внешних" знаний. Мишке не придется объяснять откуда он знает те или иные вещи. Риторика в те времена была очень распространенной наукой, и найти трактат по риторике в библиотеке отца Михаила или на базаре в Турове, куда проще, чем по математике с использованием арабских цифр, или науке управления. (Как это еще никто не догадался наведаться к отцу Михаилу, и не попросить его научить тому же что знает Мишка?).
В третьих - Начинать можно с простейших примеров, типа споров о покупке-продаже козы, воза дров, и т.д. Что будет интересно и доступно ученикам и сразу втянет их в процесс обучения.
В четвертых . - Сразу даст ощущение явной выгоды от подобных знаний. Это будет нужно как купцам для торговли, так и будущим офицерам для более простого и быстрого донесения своих мыслей как для подчиненных, так и до руководства. Опять же - навыки произнесения речей, перед аудиторией, для будущих офицеров просто необходимы.
В пятых. - При строительстве НГ, будут нужны люди, способные убедить в своей точки зрения Элиту, и увлечь за собой толпы. Без ораторского мастерства, это будет сделать сложно.
ЗЫ. К сожалению, не уверен что ГГ, хорошо знаком с риторикой, поскольку в советских школах, как и в современных российских, ее не преподают. (иначе, возможно мы бы избежали занудных многочасовых косноязычных речей партийных лидеров). Но как управленец, и бывший депутат. то есть человек, которому речи произносить приходилось и знакомый с необходимостью убеждать собеседников, какими-то основами риторики он должен владеть на стихийном уровне и на основе жизненного опыта. А может быть, (кто знает), в свое время озаботился изучить ее основы.
Уже нет За последние 100 лет многое изменилось. Тот же хомут кстати в Византии отсутствует. Академия после дела Итала прижата и известных философов нет.
Кирик Новгородец (1110 — не ранее 1156/58 гг.) — диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147 г.), средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант. Сумма заключённых в «Учении о числах» астрономических, математических и календарных знаний, с учётом профессиональных занятий Кирика церковными песнопениями, представляет классический квадривиум, который в средневековье соответствовал высшей образовательной подготовке. Кирик получил подготовку в стенах Антониева монастыря, основанного в 1106 г. Антонием, «уроженцем Рима» (ум. 1147 г.), которого историки относят к числу ирландских монахов, рассеяных по Европе. Кирик использовал наследие учеников Константина Философа (св. Кирилла), список календарно-математического «семитысячника», который он использовал в качестве отдалённого образца своего «Учения». Как показал А. А. Турилов, «семитысячники» возникли в последней трети IX — первой половине XI вв. в Великой Моравии или Болгарии и первоначально были написаны глаголицей.
Цель создания «Учения о числах» исследователи определяют по-разному. Трактат рассматривали и как «учебник» для интересующихся летосчислением, как факультативное пособие для составителей Пасхальных таблиц, и как «диссертацию» молодого учёного.
[u]Высокий уровень научных знаний на Руси позволил Кирику Новгородцу свободно оперировать понятием цикличности времени, сложными дробями, арифметическими суммами в пределах от 1/5 в 7-ой степени до десятков миллионов.[/u]
Он даёт сведения о сопряжении лунного и солнечного календарей:
В одном году 12 календарных месяцев, а небесных лунных месяцев 12 и 11 дней 13-й луны. И из этих дней на чётвертый год получается 13-я луна; в месяце насчитывается 4 недели, от году до году проходит 13 лунных месяцев и один день… В одном году 52 недели и 1 день, называемый индиктой, и 6 часов. Эти 6 часов через 4 года дают 1 день, называемый високосным.
Он выделяет мельчайшую единицу времени (библейская «точка времени»), которую обозначает словом «часец»:
А седьмых дробных часиков в одном дне 937 500, столько же и в ночи. Больше же этого не бывает, то есть от седьмых дробных ничего не получается.
Считается, что Кирик точнее всех средневековых математиков приблизился к вычислению отрезка времени, который человеческий мозг воспринимает как «настоящее». Это связано, как полагают, с его музыкальной деятельностью.
Особое место занимает раздел о «поновлениях», в котором содержатся сведения о циклах обновления неба, земли, моря и воды. Таким образом, в трактате Кирика циклизм из области хронологии переносится в сферу натурфилософского толкования бытия. Автор выходит за рамки строгой христианской ортодоксии, одновременно обнаруживая склонность к восприятию античного, возможно пифагорейского, наследия. Кирик использовал наследие учеников Константина Философа (св. Кирилла), список календарно-математического «семитысячника», который он использовал в качестве отдалённого образца своего «Учения». Как показал А. А. Турилов, «семитысячники» возникли в последней трети IX — первой половине XI вв. в Великой Моравии или Болгарии и первоначально были написаны глаголицей.
«Учение о числах» считается древнейшим русским научным — математическим и астрономическим — трактатом. Оно посвящено проблемам летосчисления. Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчёта лет, месяцев, дней и часов, привёл теоретические основы для календарного счёта.
Цель создания «Учения о числах» исследователи определяют по-разному. Трактат рассматривали и как «учебник» для интересующихся летосчислением, как факультативное пособие для составителей Пасхальных таблиц, и как «диссертацию» молодого учёного, а авторитетный историк церкви Евгений Голубинский полагал, что «Учение о числах» написано «единственно для бесцельного обнаружения учёности» («Это же пишем для любителей мудрости и для желающих всё хорошо усвоить»).
Высокий уровень научных знаний на Руси позволил Кирику Новгородцу свободно оперировать понятием цикличности времени, сложными дробями, арифметическими суммами в пределах от 1/5 в 7-ой степени до десятков миллионов.
Особое место занимает раздел о «поновлениях», в котором содержатся сведения о циклах обновления неба, земли, моря и воды. Таким образом, в трактате Кирика циклизм из области хронологии переносится в сферу натурфилософского толкования бытия. Автор выходит за рамки строгой христианской ортодоксии, одновременно обнаруживая склонность к восприятию античного, возможно пифагорейского, наследия.
Византия, как страна где еще не угасла риторическая и философская традиция, не уступающая западной - серьезный кадровый источник, и практически единственный источник где можно найти богословов-теологов.
http://www.detskiysad.ru/ped/ped106.html
В принципе, почти во всех королевствах крестоносцев евреев и мусульман заставляли жить на стенами города и не считали их за особо ценных людей и там специалистов можно легко накапать.
Не забываем, что все кто не католики, это не люди для крестоносцев. Так что можно и христианах поискать.
Если в масштабах Погорынья то да, а вот если в масштабах государства, то тут одними технически-грамотными людьми не обойтись: 1. Знание языков - латинского, греческого, германского и других языков ближних стран, в дальней перспективе - монгольского 2. Богословие на высоком уровне, а к нему попутно - логика, риторика и философия. 3. Ту же техническую грамотность не внедришь без грамотности "общей" - чтения, письма и счета.
И если честно, мы увлекаемся и пытаемся построить не школу-университет 12 Века, а как минимум Лучшее Высшее Учебное заведение 21 века. Нужны одни светилы и супер гении? Давайте просто поднимать уровень знаний и копить знания и людей и потом на этой базе можно что и вырастить.