Тесна была связь ремесла с сельским хозяйством. Сельское хозяйство являлось для многих ремесленников дополнительным источником дохода, а некоторых (например, ткачей) обеспечивало сырьем. В папирусах встречаются упоминания о ремесленниках как владеющих землей, так и арендующих землю. Если владение землей можно считать показателем известного благостояния, но не непременным доказательством занятия сельским хозяйством, то аренда земли ремесленником, несомненно, является таким свидетельством. Землю арендуют: золотых дел мастера, пекари, маслоделы, плотники, ткачи, кузнецы, гончары, сапожники и т.д.10 Как видно из Р. Cairo Masp., I, 67020 (VI в.), ремесленники нанимались на сельскохозяйственную работу
http://www.roman.by/r-3932.html
Каждая сельская община в Индии имела ремесленников и общинных слуг: кузнецов, плотников, гончаров, цирюльников, прачек, сторожей и пастуха. Они получали от общины содержание в виде определённой доли урожая. Некоторые категории ремесленников и слуг, кроме того, получали от общины небольшие участки земли и вели на них собственное хозяйство. Всякая работа, выходившая за пределы обязанностей ремесленников перед общиной, должна была вознаграждаться заказчиком особо. Однако потребности общинников были столь ограниченны, что они редко нуждались в чём-либо сверх того, что ремесленник делал для них в обычном порядке.
http://www.historycivilizations.ru/medieval/21.htm
Этому этапу развития городского ремесла и городов соответствовала неразделенность ремесла и земледелия в деревне, где сельские ремесленники получали от владельцев вотчин или местных феодалов участки земли для поддержания своего существования, поскольку рынок был узок и заказов не хватало. Такая практика просуществовала до конца XIII в. Эти ремесленники совсем не обязательно становились профессиональными. Многие из них в конце концов специализировались на земледелии.
http://www.ref.by/refs/33/6573/1.html
Отделение города от деревни, ремесла от сельского хозяйства отражало рост производительных сил западноевропейского феодального общества. В то же время оно означало и известный кризис феодальных производственных отношений: как сказано, в города уходили от своих сеньоров, от своих феодалов, крестьяне-ремесленники, т.е. крестьяне, хорошо овладевшие тем или иным ремеслом, следовательно, имевшие возможность обойтись без той земли в качестве средства производства, собственность на которую являлась экономической основой господства феодалов в обществе.
http://www.culturedialogue.org/drupal/en/node/2495
Разделение на ремесленников и крестьян в Погорынье нет, т.к. нет городов, а прокормиться одним ремеслом нельзя.
Напротив, быть ремесленником - значило быть работником-профессионалом, квалифицированным, т.е. обученным мастером определенного конкретного вида труда. Это равносильно понятию сложного труда. Конечно, притом многие ремесленники вели вдобавок и свое сельское хозяйство; в этой области, как и в разных подсобных производственных и бытовых действиях, их труд оставался простым, но он растворялся в доминирующей форме труда ремесленника - в сложном труде.
Таким образом, объективно час работы ремесленника равнялся большему числу, скажем двум часам работы крестьянина. Но прежде чем это объективное соотношение могло проявиться в рыночной сфере, как отношение цен товаров крестьянина и ремесленника, оно проявлялось в разном отношении того и другого к феодалу. Непосредственным стимулом для превращения крестьян в ремесленников вначале была не меновая выгода, а большая степень личной свободы.
И вот, когда этот простой труд с развитием производительных сил начинает усложняться, когда от него начинает отпочковываться сложный, специализированный ремесленный труд, феодалы прежде всего пытаются обращаться с последним по рабовладельческому образцу. Новую народившуюся производительную силу они пробуют утилизировать отмершим старым способом. Не только Россия, весь средневековый мир знает упорные попытки феодальных землевладельцев и государей возродить полную собственность в отношении этой наиболее квалифицированной части работников производства: нарождающихся ремесленников берут "на двор", "ко двору". В некоторых исторических условиях дело заходило далеко - специализированные крепостные-рабы обслуживали и художественные потребности, и всяческие прихоти господина, и его производственные заведения, работавшие подчас на рынок. Но рано или поздно экономическое развитие вскрывало нелепость и нежизненность этого пути. Так, крепостные ремесленники, отпускаемые на оброк, частично не возвращались, так как их мастерство вполне могло их прокормить.
Вот почему у ремесленников в Европе не было земли.
Кроме того, у нас разгромлены ремесленники бунтари, кто то их должен заменить.
Нам нужно серебро, значит его надо зарабатывать, а не тратить на то что сами легко произведем.
Последних было около 5 %. 95 % населения жило в деревнях.
http://www.krasnickij.ru/forum/58-1112-1
1 горожанин своими товарами обеспечивал 19 крестьян, вместе с их хозяевами.
"Мы наблюдаем в средневековом городе необычайно продолжительный стаж ученичества - в Англии, например, в 7 лет.
Средневековые ремесла требовали долгого обучения, так как здесь нужна была большая ручная сноровка, но длинный срок ученичества преследовал и другие цели. В последние годы обучения ученик делался достаточно квалифицированным для того, чтобы самостоятельно изготовлять те товары, которые производила мастерская его хозяина, и приносить последнему значительные выгоды.
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00055382_1.html
Не получим...
Результаты применения идей Тэйлора в США: к 1912 г. по системе Тейлора работало около 50 000 человек, их заработок по сравнению с заработком рабочих других аналогичных предприятий повысился на 30-100%; количество производимого продукта на рабочего и на машину поднялось в 2 раза; положение акционерных компаний, владеющих этими заводами, стало несравненно благоприятнее; не было ни одного случая стачки (Ляи, 1924).
http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/ch2_2.html
Седло шорник успешно распотрошил, но дальше дело не пошло. По мишкиной подсказке было решено отправить шорника «на стажировку» к ратнинским кожевенникам, а для переговоров был командирован дед.
Вот отрывок из Отрока, как видим, обучение холопов уже началось.
Как раз вроде максимально приближена к действительности.
Пока еще приближена к действительности, но с образованием НГ на ссылки на учебники и научные труды по истории будут "нелигитимны"
Не я бы на оборот сказал, всех кого не сможем пристроить на ремесла, отправим в поле. ИМХО. Кроме пиковых моментов, типа быстрого сбора урожая или подсечки леса. Но это именно пикова, типа за недельку всем миром пятилетку даешь
В результате крестовых походов, позволивших западноевропейским купцам завязать непосредственные связи со странами Востока, и — что еще важнее — в результате начавшегося со времен Алексея I Комнина утверждения в Константинополе итальянцев, в первую очередь венецианцев, столичное купечество теряло свое монопольное положение в посреднической торговле между Востоком и Западом.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000075/st007.shtml
Главными товарами, вывозившимися на Запад, были меха, воск и кожи. Пушнина являлась основным экспортным товаром в XIV-XV века, и продаваемые её сорта долгое время оставались неизменными. На первом месте стояла торговля белками, которые в источниках назывались "чистая белка", "добрая белка". Вторую группу мехов составляли более дорогие: бобровые шкурки и брюшки, горностаи, ласки, куницы, норки и выдры. Соболь, горностай, куница, хорёк продавались сороками, белка - сороками и тысячами шкурок.
Точных данных о вывозе пушнины нет, но отдельные факты позволяют судить об общей картине. Так, Тевтонский орден в 1398 году получил из Новгорода 136 430 разных шкурок, в 1400 году - 43 250, в 1403 году - 51 610 шкурок. В апреле 1410 года у немецких купцов в Новгороде находилось 60 бочек пушнины, или около 300 - 400 тысяч шкурок. В 1441 году в конфискованное новгородцами имущество немецких купцов входило 40 бочек пушнины, а это примерно 200-280 тысяч шкурок. Меха из Новгорода поступали в Кёльн, Майнц, Шпейер, Страсбург. В XV веке их продавали во Франкфурте и Нюрнберге, а с конца XIII века во Фландрии и Англии. Сфера распространения пушнины захватывала и Италию.
http://www.adm.nov.ru/page.jsp?docid=5
Ясак
Ясак (тюрк.), натуральная подать, которой облагались нерусские народы. занимавшиеся охотничьим промыслом в 15—18 вв. в Поволжье, в 17 — начале 20 вв. в Сибири. Я. вносился в казну пушниной, иногда скотом. Уплата Я. была одним из выражений подданства. Я. назначался отдельно для каждого племени или рода. У кунгурских татар и башкир Я. был поземельным сбором, у некоторых народов Сибири — поголовным, у якутов — в соответствии с количеством скота. С 18 в. Я. стал заменяться денежным сбором (в Поволжье с 1720-х гг., в Сибири с 1822). Злоупотребления сборщиков Я. заставили правительство упорядочить ясачную повинность с помощью ясачных комиссий. Сбором Я. ведал Сибирский приказ, с 1763 — Кабинет его императорского величества. Я. в незначительных размерах сохранился до Февральской революции 1917.
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Ясак/
Техника периода мануфактурного производства (XV - первая половина XVIII в.) Глава IX. Уклад техники мануфактурного производства 1. Техника мануфактуры
Первые мануфактуры (мануфактуры шелка) возникли в Византии, но в XII в. она утратила монополию на изготовление шелка. Сицилийский король Роже завоевал города, в которых находились византийские шелковые мануфактуры и вывез в Сицилию ткачей шелка. В 1130-1148 гг. он основал шелковые мануфактуры в Палермо, откуда они распространились по всей Италии, а затем - во Франции, Испании, Швейцарии и других европейских странах. В конце XII в. в Италии было сделано много изобретений, улучшивших различные операции по изготовлению шелка. Испания и Сицилия - первые европейские страны, в которых возникли бумажные мануфактуры.
При мануфактурном производстве организация труда отличалась от цеховой. В мануфактурах рабочие были собраны в одном помещении, что давало большие результаты. Однако основой технического базиса мануфактуры являлся еще ручной труд, ремесло. Машина же в мануфактурный период играла второстепенную роль. Главной особенностью этой формы организации производства было разделение труда внутри мастерской. Эти рабочие используют ручные инструменты, которые длительное время не изменяются.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/shuhardin_tehnika/04.aspx
http://referaty-on.blog.tut.by/2010/01/03/kievskaya-rus-i-vizantiya/
Улучшается и уровень жизни деревни. Еще в X—XI вв. постоянными были аграрные катастрофы, неурожаи и голодные годы. Источники XII в. (несмотря на их большую подробность) не знают катастрофических голодовок. Византийцы начинают вывозить хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию в Италию
http://www.osh.ru/pedia/history/east/bizant/bisant-kultur2.shtml
Quote (mit2011) Византийцы начинают вывозить хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию в Италию
Итак, посчитайте, сколько будет стоить Византийский хлеб, протащенный через половецкие степи и Днепровские пороги а также ромейских и киевских мытарей и прикиньте - не дешевле ли будет растить хлеб дома а не чесать правой пяткой левое ухо.
Торговля шла с Византией, значит плавали и расходы свои торговцы отбивали. Да и как тренировка флота и ратников с купцами это то же не лишнее. Люди при деле и доходы не малые.
Просто экономика такова, что крестьянин зарабатывает 2-5 гривны в год, хороший ремесленник(при налаженном сбыте) 20-100, торговец при удаче 1000 и больше(огромные накрутки из-за высокого риска и накладных расходов), их доходы не меньше чем у бояр, а часто и превосходили. Именно по этому бояре и князья не чурались торговлей, доход от земли было не много.
Так профессиональной армии в Погорынье тоже не было в реале. Теперь есть и её надо кормить. Тем более Михаил озвучил то же самое, только он часть войска собрался раскидывать по Гостевым дворам и т.д. Флот то у нас будет или нет? Он что будет в заливе стоять или на берегу сохнуть? Его все равно надо будет гонять в походы, а значит тут без торговли не обойтись.(пример, викинги) Ладью у нас разграбили, куча убытков и никаких доходов. Да и флот должен себя корить(хотя бы частично), нечего иждивенцев разводить.
Я и не предлагал покупать хлеб в Византии, но в случае введения трехполья нам некуда будет вывозить излишки хлеба. Только использовать его для внутреннего потребления...
Так сколько это должно стоить? В Киев ввозились дорогие ткани (парча, восточные шелка), серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные средства, красящие вещества, мыло, церковная утварь. Из Византии поступали золотые и серебряные монеты, ценные бархатные ткани, жемчуг, бисер, бусы, сафьян, копья, мечи, пряности и соль, мыло. Думаю такой груз не пару гривень стоит? И даже не пару десятков гривень.
Реально предположить что стоимость оснащенной Ладью было не менее 100-200 гривень. Вооружение то же денег стоит денег, как и люди и т.д. По грубой статистики тогда шанс на успех был грубо 40-50%. То есть грабили, да и море не всегда спокойное. То есть доход который закладывался в торговле не менее 400%, так как надо заложить гибель всего имущества. Вот и получается если караван из 3 ладей стоил 500 гривень( все вместе), то доход должен составить 2000 гривень. Минус пошлины и расходы. Вот и получаем доход около 1000 гривень. Конечно цифры примерные, но порядок цифр вроде понятен.
В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и - по крайней мере в отдельные периоды - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Следует отметить, что некоторые товары, закупаемые русскими у восточных купцов, такие как ювелирные камни, специи, ковры и т. п., шли через Новгород в Западную Европу. В десятом и одиннадцатом веках византийские товары, особенно шелковые ткани также поступали в Северную Европу через Балтику. Новгородская торговля, таким образом, частично была транзитной
http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec4-1.html
Похже все таки Русь частично экспортировала зерно...
Я предлагаю основное направление - ремесло, остатки в сельское хозяйство, Мои оппоненты предлагают наоборот всех холопов отправить в сельское хозяйство, и только в свободное время они должны заниматься в ремеслом.
основные моменты спора, это 1)сможем ли мы продавать или сами потреблять весь продукт деятельности ремесленников. Я считаю что у нас у самих спрос на ремесла не удовлетворенный большой + товары что можем продавать. Хохлама, посуда, подсвечники, доски и т.д. Это требует огромного количества ремесленников.
2) Сможем мы прокормить себя(холопы, войско) и где брать не хватающее пропитание.
Я считаю что при наличие флота и торговли мы себя обеспечим.