Молодость, пол, национальность, принадлежность к высшему обществу - все, по мнению окружающих, доказывает, что Мария Башкирцева не нуждается в поддержке. «У нее и так все есть!» - кричат газеты. Пристрастия феминистически настроенной девушки ко всему новому кажутся для общественности не совсем женскими.
Желая уколоть, художественные критики соотносят ее полотно с творениями известного и крупного художника Жюля Бастьена-Лепажа, одна из работ которого находится в ГМИИ им. Пушкина.
Мария же видит в нем близкого друга, соратника по работе. Отмечая гениальность художника, Башкирцева неосознанно идет по стопам молодого таланта, не замечая, что выбрала его как образец для подражания.
Благородный по натуре Бастьен-Лепаж благосклонно относится к поискам своей последовательницы. Не испытавшая взаимной любви из-за сильнейшего эгоизма Мария в общении с этим человеком находит прибежище от одиночества. Это чувство играет значимую роль в выборе сюжетов последующих работ.
Она обращается к одному из самых драматичных сюжетов Евангелия, к дням оплакивания Христа. Но создает только несколько живописных эскизов, поражающих своей раскованностью и свежестью палитры. Желание уехать в Палестину и углубиться в творческий проект, досконально изучая материал, не осуществилось.
С расширением планов росла и ее популярность как художника. Последние годы творчества не только укрепили ее позиции, но и принесли признание на Родине. |