Мы очень рады видеть вас,
Гость
Автор:
KES
Тех. Администратор форума:
ЗмейГорыныч
Модераторы форума:
deha29ru
,
Дачник
,
Andre
,
Ульфхеднар
Страница
1
из
1
1
Модератор форума:
sanyaveter
,
Сычик
,
Rada
,
Rasyrn
Красницкий Евгений. Форум сайта
»
9. Печатный Двор
»
Гильдия Медиатека
»
Христианство на Руси, христианство и викинги
(Русская Православная Церковь)
Христианство на Руси, христианство и викинги
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 16:50 | Сообщение #
1
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
В данной теме будет выкладываться видео по христианству на Руси, а также по по христианизации славян и скандинавов.
В видео в формате лекций или дискуссий учёных историков по этой проблематике.
Из основных моментов отражаемых в теме будут:
1) история Русской Православной Церкви
2) вопросы христианизации славян, викингов и Руси
3) взаимоотношения Церкви и Государства
4) влияние христианства на древнерусскую культуру
В это теме категорически запрещены религиозные войны
Если хотите оставить какой-то комментарий или сделать предложение то для этого
есть отдельная тема
.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 16:57 | Сообщение #
2
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
История России
Название канала или творческой группы:
канал Бибигон, ныне ТРК Культура
Название обсуждаемой темы:
Феодосий Печерский и Нестор
Дата выпуска: 06.10.08
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Описание
:
Лекция посвящена культурной и духовной жизни Руси XI века. Создание первых монастырей и написание летописных сводов. Теологические споры и проблемы образования Древней Руси.
Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074) — православный монах XI века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.
Память преподобного Феодосия совершается:
* 16 мая (3 мая по старому стилю);
* 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
* 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
* 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.
Нестор — древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.
Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:01 | Сообщение #
3
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
История России
Название канала или творческой группы:
канал Бибигон, ныне ТРК Культура
Название обсуждаемой темы:
Сергий Радонежский
Дата выпуска: 15.10.08
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Описание
:
Лекция посвящена духовному лидеру XIV века, человеку, основавшему десятки монастырей, благословившему князя Дмитрия на битву с Москвой.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:02 | Сообщение #
4
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
История России
Название канала или творческой группы:
канал Бибигон, ныне ТРК Культура
Название обсуждаемой темы:
Митрополит Алексий
Дата выпуска: 20.10.08
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Описание
:
Лекция посвящена первому русскому митрополиту, канонизированному русской православной церковью.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:04 | Сообщение #
5
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
История России
Название канала или творческой группы:
канал Бибигон, ныне ТРК Культура
Название обсуждаемой темы:
Старец Филофей
Дата выпуска:
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Данилевский Игорь Николаевич
, российский историк, специалист по Древней Руси (до конца XVI в.), Доктор исторических наук, доцент РГГУ, заместитель директора Института всеобщей истории РАН, заведующий Кафедрой истории идей и методологии исторической науки Факультета истории Высшей школы экономики .
Описание
:
Лекция посвящена иноку Псковского трехсвятительского монастыря, ставшему известным благодаря своим посланиям Великому князю Василию и царю Ивану Грозному. Старец Филофей вошел в историю России, как интересный самобытный писатель и непримиримый борец с оккультизмом и астрологией.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:12 | Сообщение #
6
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Борьба идей. Нестяжатели и иосифляне
Дата выпуска: 2011
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Перевезенцев Сергей Вячеславович
, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России
Емельянов-Лукьянчиков Максим Александрович
, кандидат исторических наук
Описание
:
Передача из цикла "Час истины" посвящённая нестяжателям и иосифлянам.
Иосифляне (осифляне) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.
Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме, после чего последовали расправы над видными представителями нестяжательского движения.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:15 | Сообщение #
7
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Святые на Руси
Дата выпуска: 2011
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Артамонов Юрий Александрович
, кандидат исторических наук
Стефанович Петр
, кандидат исторических наук, ст.научный сотрудник Института российской истории РАН
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая русским святым.
На Руси право торжественной канонизации долгое время сохраняли за собой митрополиты Киевские, а затем Московские. Именно митрополит Киевский Иоанн в 11 в. составил службу и установил празднование первым русским святым князьям Борису и Глебу. Главной особенностью прославления русских святых в 11–16 вв. было то, что канонизационному акту предшествовало вскрытие захоронений праведников в ожидании чудес от их останков (князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, преподобный Феодосий Печерский и др.). В месяцесловах этого времени указывается 70 почитаемых усопших, 22 из которых имели общецерковное почитание.
Начиная с митрополита Макария (1542–1563) канонизация святых становится делом церковных соборов при первосвятителе. Плодом деятельности макариевских соборов явилась канонизация 39 русских святых, подчеркнувшая возросший авторитет Русской православной церкви. Соборы эпохи митрополита Макария как бы подвели итог шестисотлетней истории Русской церкви, причислив к лику святости русских подвижников, память о чудесах и подвигах которых сохраняла народная память.
Еще более благоприятным временем для приращения русской святости стал 17 в. В святцы было внесено до 150 новых имен общецерковного и местного почитания. Важнейшей особенностью канонизаций этого периода было преимущественное прославление праведников, трудившихся в области церковного строительства и миссионерского просвещения. В это время ослабляются требования к проявлению чудес и на первый план выдвигаются древние византийские правила – причтение к лику святых благочестивых епископов в силу их церковного сана.
Наступление синодального периода ознаменовалось тем, что единственной канонизационной инстанцией становится Святейший Синод. В 18–19 вв., в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канонизации были крайне редки. До императора Николая II к лику святых причислили лишь четырех праведников. Напротив, в короткое царствование благочестивого императора Николая II было канонизировано семь новых святых. В начале 20 в., кроме святцев обще- и местночтимых святых, в России составлялись списки усопших православных христиан, которые именовались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Указанные списки включали ок. 500 имен. Современный период открывается Поместным собором Русской православной церкви 1917–1918, на котором к лику святых были причислены Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. В советский период в 1970-х годах святыми были провозглашены просветитель Америки митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, архиепископ Японский Николай и преподобный Герман Аляскинский. Новые канонизационные акты состоялись в год празднования тысячелетия крещения Руси. Среди новых признанных святых – Дмитрий Донской, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский и др. В 1990-е годы было установлено местное празднование новомученикам, пострадавшим в годы советской власти. На Архиерейском юбилейном соборе (13–16 августа 2000) к лику святых («в Собор новомучеников и исповедников») «как страстотерпцы» были причтены члены царской семьи: последний император России Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в 1918.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:16 | Сообщение #
8
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Владимир Великий. Выбор
Дата выпуска: 2010
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Артамонов Юрий Александрович
, кандидат исторических наук
Стефанович Петр
, кандидат исторических наук, ст.научный сотрудник Института российской истории РАН
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая Владимиру Святому и крещению Руси.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:26 | Сообщение #
9
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Митрополит Алексий
Дата выпуска: 10.05.2010
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Данилевский Игорь Николаевич
, российский историк, специалист по Древней Руси (до конца XVI в.), Доктор исторических наук, доцент РГГУ, заместитель директора Института всеобщей истории РАН, заведующий Кафедрой истории идей и методологии исторической науки Факультета истории Высшей школы экономики .
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая митрополиту Алексию
Митрополит Алексий (в миру — Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям — Симеон; ок. 1292—1305 гг., Москва — 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта) — митрополит Киевский и всея России, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.
Родился в Москве в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII—XIV.
Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».
19 лет пострижен, по свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, в Богоявленском монастыре в Загородье (современный Китай-город), старшим братом преподобного Сергия игуменом Стефаном, духовником великих князей; однако, по другим достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается.
Примерно до 40 лет Алексий вёл монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык.
Митрополит Феогност ещё при жизни благословил Алексия «в свое место митрополитом»; 6 декабря 1352 Алексий был посвящён во епископа во Владимир-на-Клязьме. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епархия, упраздненная в 1299 в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована.
В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика: согласно духовной грамоте великого князя Симеона († 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев — князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, так как Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина — тысяцкого Василия Вельяминова).
Вернувшись на Русь, святитель Алексий поставил епископов: Игнатия в Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в Смоленск и Иоанна в Сарай. Но уже через год после возвращения — осенью 1355 г.- он отправился вновь в Константинополь (куда ещё раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. По словам летописца, «тамо межи ими бысть спор велик и грьцем дары от них великы». Результатом явилось подтверждение со стороны Патриарха прежних условий, и свт. Алексий зимой 1355/1356 г. вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Чёрном море и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь в Москве.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:32 | Сообщение #
10
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Троице-Сергиева лавра
Дата выпуска: 25 февраля 2010 года
Ссылка:
Передача 1-ая
и
Передача 2-ая
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Лаушкин Алексей Владимирович
, кандидат исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
Описание
:
Две передачи из цикла "Час истины" про Троице-Сергиеву лавру.
Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:35 | Сообщение #
11
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Деяния Сергия Радонежского
Дата выпуска: 25 февраля 2010 года
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Перевезенцев Сергей Вячеславович
, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая Сергию Радонежскому.
Сергий Радонежский(в миру Варфоломей Кириллович) (1322, с. Варницы? Ростовского княжества - 1392, Троице-Сергиев монастырь) - церковный и полит. деятель. Род. в семье ростовского боярина. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота и он с детства искал уединения. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Московского княжества. Решив стать монахом, Сергий передал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим не ранее 1342 основал Троице-Сергиев монастырь, где в 1353 стал игуменом. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, нестяжательство, религиозность и трудолюбие. Историк Р.Г. Скрынников отметил: "Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий". Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров рус. православия и средневековой рус. культуры. В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим вел. князя в борьбе против монголо-татарского ига; в 1380 помог в подготовке Куликовской битвы. В 1385 Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя рус. князей, Сергий способствовал объединению государства. Сергий сумел создать и развить новый для рус. земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хоз. деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Был похоронен в основанном им монастыре и канонизирован рус. церковью. В апр. 1919 во время широкой кампании по вскрытию мощей для борьбы с религиозным сознанием масс мощи Сергий были публично вскрыты и обнаруженные в раке древние кости, остатки волос и одежды были оставлены на старом месте.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 17:45 | Сообщение #
12
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Средневековая Россия. Церковь и власть
Дата выпуска: 26.08.2011
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Данилевский Игорь Николаевич
, российский историк, специалист по Древней Руси (до конца XVI в.), Доктор исторических наук, доцент РГГУ, заместитель директора Института всеобщей истории РАН, заведующий Кафедрой истории идей и методологии исторической науки Факультета истории Высшей школы экономики .
Андреев Игорь Львович
, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая взаимоотношениям церкви и власти в России. Значительная часть передачи посвящена истории стремления Русской Православной церкви получить независимость от Константинопольской Патриархии.
Патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чём в Москву были посланы грамоты.
Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия патриарха Иеремии в Москве вызвали неоднозначную реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) александрийским патриархом; Мелетий был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).
В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<…> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные.
Желание московского правительства было в том, чтобы московский патриарх занял третье, по александрийском патриархе, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 18:27 | Сообщение #
13
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Средневековая Русь. Человек и религия
Дата выпуска: 07.02.2012
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Найденова Людмила Петровна
, кандидат исторических наук; Институт российской истории РАН;
Опарина Татьяна
, к.и.н., зав. отделом редких книг РГПБ
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая отношению человека с религией в Средневековье.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 18:31 | Сообщение #
14
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой
Дата выпуска: 21.01.2011
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Дмитриев Михаил Владимирович
, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова;
Найденова Людмила Петровна
, кандидат исторических наук; Институт российской истории РАН;
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая вольнодумцам Матвею Башкину и Феодосию Косому.
Феодосий Косой
— один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя.
«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых», Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского.
Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашёл благоприятные условия для пропаганды своего учения.
Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732—733). Полемический характер сочинений Зиновия повёл к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: «к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями».
Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления.
Матвей Семёнович Башкин
(XVI век) — представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства.
Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам.
Также Башкин заявил о неравенстве Иисуса Христа с Богом-Отцом и Святым духом, подверг сомнению ряд евангельских и апостольских истин, усомнился в необходимости храмов и икон. Данное учение, по словам самого Башкина, он перенял от двух «латынников», то есть лютеран. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру. Вскоре жалобницы от обоих священников доходят до митрополита Макария и царя Ивана Грозного.
После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает туда 22 декабря 1554 года. Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряды исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины.
pythonwin
Дата: Воскресенье, 29.04.2012, 18:37 | Сообщение #
15
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи:
Час истины
Название канала или творческой группы:
канал 365 дней
Название обсуждаемой темы:
Иван Четвертый Грозный – православный царь
Дата выпуска: 2010
Ссылка:
смотреть
Участники
:
Борисов Николай Сергеевич
- Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века. Лауреат премии митрополита Макария III степени (1999 г.). Член Ассоциации выпускников Исторического факультета МГУ; член Ассоциации участников программы Фулбрайт, США.
Перевезенцев Сергей Вячеславович
, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России
Описание
:
Передача из цикла "Час истины", посвящённая Ивану Грозному и его отношению к религии.
pythonwin
Дата: Суббота, 01.09.2012, 17:13 | Сообщение #
16
Сотник
Группа: Ветераны
Сообщений:
1625
Награды:
0
Репутация:
1140
Статус:
Оффлайн
Название передачи: Лекции
Название канала или творческой группы: ГИМ, univertv.ru
Название обсуждаемой темы: Символика русского православного храма
Дата выпуска: 15.03.2009
Ссылка:
смотреть
Участники:
Кирюхина Вера Алексеевна, Член Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования г. Москвы, научный сотрудник культурно-образовательного отдела, ГИМ
Красницкий Евгений. Форум сайта
»
9. Печатный Двор
»
Гильдия Медиатека
»
Христианство на Руси, христианство и викинги
(Русская Православная Церковь)
Страница
1
из
1
1
Главная страница форума
1. Княжий терем (Обсуждение книг)
Тексты
Работа с соавторами
Общение с Авторами
События в Отроке
Персонажи "Отрока"
Думная палата
2. Застава (Административный раздел)
Учебка: В помощь новичкам
3. Военная слобода
Тактика и стратегия
"Армия СССР - наша память, гордость и боль"
Архив ВИГ
4. Детинец (Мир "Отрока" и не только - АИ обсуждение нововведений)
Региональная экономика
Прикладная экономика
Политика и право
Культура и Идеология
Технология
Альтернативная История
5. Академия (Реальная история)
События и Персоналии 12 век
Политическая История 12 век
Военная история 12 век
Культура и этнология 12 век
Социально-экономическая История 12 век
Право 12 век
Справочник по технологиям первой половины 12 века
История
Политика и Религия
Русь и Новое Государство Михаила
6. Город (Творчество форумчан)
Литературная Гильдия (ЛиГ)
Заявки на соавторство
Готовые тексты читателей (Фанфики)
Жители Ратного
Младшая стража, Михайлов городок
Походы и Битвы
Промышленная слобода
Торжище
Фантастика
Проза
Стихи
Ярмарка
7. Посад (Гильдии по интересам)
Люди Лиса
Гостиная гильдии ридеров
Женская Гильдия
Гильдия модераторов
Гильдия Волонтеров
Гильдия Академиков
Гильдия мастеров
Гильдия градостроителей
Гильдия наполнителей Вики 21-12
Гильдия экономистов
Христианство
Язычество славян и русов
Сообщество на мейле
Гильдия Умельцев
Слобода (Блоги участников)
Гильдия Кулинаров
Кулинария
Клубы по интересам
Интернет, компьютеры и все про них
Охота и рыбалка
О спорте
Кабак
8. Остроги (Закрытые разделы гильдий)
9. Печатный Двор
Библиотека
Гильдия Печатников и ОФормителей
Гильдия Библиотекарей
Гильдия Медиатека
Иллюстрации
Галерея
Живопись
Картины
Поиск:
legionerus
,
Andre
,
© 2024
Хостинг от
uCoz
|
Карта сайта