http://wowfacts.net/interesnye-fakty-o-vikingax/
Женские украшения ×
Энциклопедия древнерусской жизни: Ювелирные украшения
Одежда и украшения | Круг Сварога
Одежда и украшения Древней Руси. ТРАДИЦИОННАЯ СЛАВЯНСКАЯ ВЫШИВКА
Конструктивные характеристики. Обычный диаметр щита - 80-90 см1 (Табл.1). Поле щита было плоским и изготовлялось из набора планок соединенных между собой. Щиты из Гокстада были изготовлены из 7-8 сосновых планок2 различной ширины3. Толщина планок колебалась от 6 до 10 мм (Табл.2), а по кромке могла быть более тонкой (Рис.1; Табл.2.). Археологических свидетельств многослойных щитов не существует [Härke 1981], хотя синхронная поэзия и поздние законодательные нормы намекают на подобную возможность [Dickinson and Härke 1992; Nicolaysen 1882].
Рисунок 1. Щит из погребения в Гокстаде, Вестфольд, Норвегия, ок.905. Диаметр 94 см. a. Вид спереди. Умбон - тип Rygh 564. b. Вид сзади. Показаны отверстия для усиления кромки и деревянная рукоять - остальные усилители кромки, показываемые на фотографиях - современные дополнения. c. Сечение. На кромке щита - фаска. Планки, вероятно, были склеены между собой. Дополнительное укрепление поля щита основывалось на крепеже умбона, рукояти и окантовки края (см.ниже), а также от кожаного покрытия. По меньшей мере несколько щитов из Бирки были покрыты тонкой кожей, а некоторые более ранние щиты из Англии покрывались кожей с двух сторон [Arwidsson 1986; Dickinson and Härke 1992]. Однако, некоторые планки щитов из Гокстада сохранили на себе следы окраски, что указывает на отсутствие покрытия из кожи [Lowe 1990]. Необходимо отметить, что схожий характер орнамента и тщательность проработки могут указывать на то, что щиты из Гокстада специально изготавливались для погребения и, следовательно, не являются типичными представителями боевых щитов4. Интересная параллель щитам из Гокстада обнаружен в Тирском торфянике, Латвия. Датированный девятым столетием этот щит сделан из шести планок хвойного дерева (сосна или ель) [Уртан 1961] и покрыт с двух сторон кожей, с прослойкой травы между кожей и деревом.
Умбон. В центре щита располагалось круглое отверстие5, закрытое металлической5a полусферой диаметром около 15 см - умбоном, соединенным с рукоятью. Металл купола был довольно толстым (3-5 мм), но в месте крепежа мог быть более тонким [Lowe 1990; Manx Museum, Douglas Man: pers. obs. 1994; Musee des Antiquites Nationales, St. Germain-en-Laye France: pers. obs. 1994]. Наиболее распространенными были две формы. Для более ранней характерны высокий купол и четко выраженная шейка (Тип Rygh ®564: Рис.2а). В более поздней шейка короткая, а купол был невысоким (R562: Рис.2b). При этом более позняя форма полностью не вытеснила раннюю [Graham-Campbell 1980]. Менее распространенными были "приземистая" форма (Тип R563: Рис.2c и сфероконическая форма (Тип R565: Рис.2d), иногда завершавшаяся шишечкой [Arwidsson 1986].
Рисунок 2. Умбоны. Типологическая схема по Rygh. Приведена по Arwidsson (1986). a. Тип R564. b. Тип R562. с. Тип R563. d. Тип R565. Единичные экземпляры умбонов с зубчатой отогнутой кромкой найдены в Телемарке (Telemark), Норвегия (Рис.3a); Бирке, Швеция; Иль де Груа (Ile de Groix), Франция (Рис.3e). В поздних погребениях найдены единичные умбоны с украшенной кромкой (Рис.3b,c,d,e). Возможно, эти умбоны - западноевропейского происхождения [Müller-Wille 1978]. Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями с широкой головкой, которые либо расклепывались, либо загибались с противоположной стороны щита (Рис.3d,h). Для материалов Бирки наиболее характерен крепеж на 4 гвоздя [Arbman 1940-3], реже встречаются 6 гвоздей (например, на щитах из Гокстада). Иногда использовались и 5 гвоздей, например, на щитах из Кронк Моар (Cronk Moar, отсров Мэн) и погребения в корабле в Иль де Груа (Ile de Groix, Франция) [Bersu and Wilson 1966; Müller-Wille 1978]. Край некоторых умбонов был не округлым, возможно, для того, чтобы снизить нагрузку на гвозди [Dickinson and Härke 1992], или из-за того, что поле щита было изогнутым. В нескольких погребениях Бирки обнаружены умбоны с накладками или покрытием из цветных металлов (Рис.3f,g), иногда aгвозди покрывались оловом или инкрустировались (Arwidsson 1986).
Figure 3 - Умбоны. a. Умбон с зубчатым краем, Телемарк, Норвегия (Oslo Olsaksamlingen, набл. автора). b-e. Иль де Груа, Франция. Острия гвоздей расклепаны (по Müller-Wille 1978). f. Бирка Bj544, показано оловянное покрытие по краю. g. Бирка Bj850, медная накладка по краю. h. Бирка Bj581, вид сбоку показывает загнутые гвозди (по Arbmann 1940).
Рукоять. В большинстве погребений, где отсутствуют остатки, рукоять, вероятно, была сделана только из дерева. Рукоять служила также для скрепления планок поля щита между собой, как на щитах из Гокстада (Рис.1). В более сложных вариантах рукоять изготовлялась из дерева, но покрывалась тонкой изогнутой железной пластиной [Arwidsson 1986], которая орнаментировалась бронзовым листом или серебряной инкрустацией (Рис.4a). Рукоять была длинной и часто пересекала полный диаметр щита с сужением к краям. Завершения рукояти уплощались и могли были либо напрямую присоединяться к полю щита (Рис.4b), либо быть присоединенными при помощи специальных бронзовых накладок (Рис.4c,d). Нередко гвозди, крепившие умбон, проходили сквозь рукоять. Иногда рукоять могла быть обмотана кожей (Бирка Bj504, а также ранние англосаксонские находки, см.: Arwidsson 1986; Härke 1981).
Рисунок 4. Рукояти щитов, X век. a. Фрагменты инкрустированной серебром железной рукояти с деревянной основой из погребения в корабле в Хедебю (по Müller-Wille 1976). b. Фрагмент рукояти щита из погребения в Гокстаде (по Nicolaysen 1886). c-d. Трехконцовые бронзовые накладки для рукояти щита из Хедебю и погрбения Bj944 в Бирке (по Müller-Wille 1976, and Arbman 1943).
Усиление кромки. Цельные металлические окантовки щита, известные по находкам из Венделя (Vendel), Вальсгерде (Välsgarde) и Торсбьерга (Thorsbjerg), отсутствуют в древностях эпохи викингов. В подавляющем большинстве находок свидетельства усиления кромки щита не обнаружены, что указывает либо на их полное отсутствие, либо на плохую сохранность материала, из которого они могли быть изготовлены. На щитах из Гокстада прослежены маленькие отверстия, расположенные в 2 см от кромки щита с шагом около 3.5 см (Fig.1a,b), вероятно, для крепления окантовки, иные следы которой отсутствуют. Можно предположить, что край щита был обернут кожей, которая крепилась либо нитью, либо очень тонкими гвоздями. Небольшие накладки из железа или бронзы иногда находят в погребениях (Табл.3; Рис.5). Накладки иногда украшены оловянным покрытием, пуансонным выпуклым орнаментом или гравировкой (Рис.5c). В погребениях Бирки Bj628 and Bj736 накладки были скреплены между собой, образуя сплошную кромку (Рис.6), однако сохранились только некоторые фрагменты кромки, что может указывать на значительные повреждения щита до помещения его в могилу.
Рисунок 6. Погребение Бирки Bj736, X в. a. Схема погребения. (По: Arbman, 1943). b. Реконструкция автора.
Иногда несколько накладок равномерно распределены вокруг кромки щита (Bj 842, Вальсгерде 12), возможно, для укрепления кожаного шнура, части которого в некоторых случаях сохранились. Накладки погребения Bj 850 крепили кожаную полосу (Рис.7), хотя их неравномерное распространение и небольшое количество позволяют предположить, что крепление полосы кожи не было основной функцией накладок. Вероятно, они могли скреплять соединения планок или восстанавливать поврежденную кромку щита.
Рисунок 7. Погребение Бирки Bj850, Х в. a. План погребения. (По: Arbman, 1943). 1 = умбон; 2 = накладки кромки; 3 = остатки рукояти. b. Реконструкция автора. c. Сечение бронзовой накладки из погребения Bj850, охватывающей кожаную полосу. (По: Arbman, 1940).
Прочий крепеж. Иные детали металлического крепежа, в том числе гвозди (Рис.8a) иногда сохраняются в погребениях. Некоторые погребения Бирки содержат одно или два небольших кольца с пробоями (Рис.8b,c), которые проходят сквозь поле щита, а иногда и через рукоять, причем кольцо располагается с внутренней стороны щита [Arwidsson 1986]. Эти детали могли использоваться для подвешивания щита или в качестве ушек для ремня.
Рисунок 8. Прочий крепеж. a. Бирка, погребение Bj727, ?Х в. Особый тип гвоздя, использованного для крепления рукояти к щиту. Другие гвозди, впрочем, имеют традиционный облик. По: Arbman (1943). b. Бирка, погребение 407. Кольцо с пробоем, аналогичные для других щитов из погребений Бирки. По: Arbman (1943). c. Схематическое распределение колец с пробоями на тыльной стороне щитов из Бирки, с указанием номеров погребений. В погребении XI века Вальсгерде 11, щит подвергался ремонту путем накладки нескольких тонких медных полос (15-20 на 6-7 мм.) поперек разлома [Museum of Norse Antiquities, Уппсала, Швеция: набл. автора].
Украшения и окраска. И археология, и письменные источники указывают, что щиты часто раскрашивались. Щиты из Гокстада были окрашены в желтый цвет (?аурипигмент = As2O3) или в черный (?древесный уголь), и попеременно расположены вдоль бортов [Lowe 1990; Nicolaysen 1882]. Красные щиты могли быть весьма популярны6. Красный щит упоминается в надписи на датском руническом камне [Roesdahl 1992], равно как и в нескольких сагах. Распространение слоя пигмента на щите из Вальсгерде 9 указывает на щит, окрашенный красным (G. Hedlund, Uppsala Universitet: личный комментарий, 1993). Щиты из оружейного жертвоприношения римского времени в Торсберге были окрашены в красный или синий цвета (Nationalmuseet, Copenhagen: набл.автора, 1994)
Фрагменты из Ballateare (о.Мэн) позволяют предположить, что кожаное покрытие щита было раскрашено черно-красным орнаментом на белом фоне (Рис.9). Вероятно, гипсоподобная масса (например, на базе яичной скорлупы) использовалась для покрытия [Bersu and Wilson 1966]. Следы белой краски найдены также на деревянном фрагменте щита из Манкс Кронк Моар (Manx Cronk Moar) [Bersu and Wilson 1966].
Figure 9.Фрагмент покрытия со щита из Ballateare, Х в. По: Bersu and Wilson (1966). Недавно открытое камерное погребение Х века в Гримструпе (Grimstrup, Дания) содержало круглую деревянную доску, которая накрывала тело от головы до бедра (неопубликовано: I.Stoumann, Esbjerg Museum, Дания, личный комментарий, 1994). Поскольку никаких других следов (например, умбона) не было обнаружено в довольно богатом мужском погребении, было предположено, что это "незаконченный" щит. Доска была расписана переплетающимися орнаментами (Рис.10), хотя дизайн в целом интерпретации не поддается. Фон темно-синий, переплетения серо-зеленые с белой окантовкой. Некоторые красные линии и белые точки также прослежены.
Рисунок 10. Возможный щит из камерного погребения А в Гримструпе, 10 в. Детали окраски. По фотографиям с выставки в Esbjerg Museum (1994).
Примеры щитов из искусства эпохи викингов Рис.11) часто показывают раскраску в форме "сегнерова колеса" Рис.11a,b,c,d). Подобные изображения могут показывать металлические усиливающие ленты (неизвестные археологически, однако упоминаемые в сборниках законов для щитов ополченцев [Dickinson and Härke 1992; Nicolaysen 1882]; или швы кожаного покрытия; или же сегменты, раскрашенные разными цветами, как в синхронном манускрипте (Рис.12). Определенные намеки на характер орнаментики могут быть также заимствованы из раскрашенных деревянных фрагментов эпохи викингов7.
Рисунок 11. Щиты в искусстве эпохи викингов. a, b. Рунические камни, Готланд, VII-VIII вв., по: Magnusson (1979). c, d. Серебряные щитовидные подвески, Бирка, Х в., по: Duczko (1989). e. Бронзовая подвеска, Хедебю, Х век, по: Elsner (1985). f. Изображения на ткани из Усеберга, до 834 н.э., по: Hougen (1940).
Рисунок 12.Спиральная и сегментная раскраска щитов. Golden Psalter of St. Gall, Х в., по: Duby (1970). Металлические украшения щита в форме зверей или птиц, прикрепленные к лицевой стороне ограничены вендельским периодом, хотя аппликация из деревянных планок предполагается на щите из Кронк Моар [Bersu and Wilson 1966]. Некоторые экземпляры украшения иных деталей щита (умбонов, рукоятей, накладок) уже были упомянуты.
Использование щита. Анализ повреждений на предметах вооружения из Нидама (Nydham) указывает, что большие круглые щиты использовались преимущественно для отражения метательного оружия, в то время как в поединках удар чаще отражался клинком [Schloß Gottorf: Archäologische Landesmuseum der Christian-Albrechts Universität, Schleswig, Германие: набл.автора, 1994). Однако использование щитов в рукопашной зафиксировано как в традициях, таких как хольмганг, а также в сагах. Мощные железные умбоны эпохи викингов, в отличие от тонких бронзовых римского времени, могут указывать на изменения характера рукопашного боя, когда защита от рубящего удара путем принятия его на умбон становится более употребительной.
Таблицы. Таблица 1. Диаметры щитов эпохи викингов по археологическим данным.
Памятник Диаметр, см Метод определения Источник информации Ballateare, о-в Мэн ?~75 Остатки дерева Bersu & Wilson 1966 Бирка, Швеция Bj628 95 Сохранившаяся металлическая окантовка Arbman 1940-3 Bj736 80 Сохранившаяся металлическая окантовка Arbman 1940-3; Arwidsson 1986 Bj842 ?90 Сохранившаяся металлическая окантовка Arbman 1940-3 Bj886 >70 Длина сохранившейся части рукояти Arbman 1940-3 Bj1098 <90 Ширина могильной ямы Arwidsson 1986 Гокстад, Норвегия 94 Сохранившийся щит Arwidsson 1986; Nicolaysen 1882 Гримструп, Дания ок.95 Остатки дерева (*) личный комментарий I.Stoumann Кримулда, Латвия 80 Остатки дерева (*) Уртан 1961 Рендс, Дания >63 Длина фрагментированной рукояти Brønstead, 1936 Тирский торфяник (1) 85.5 Сохранившийся щит Уртан, 1961 Тирский торфяник (2) ок.73 Сохранившаяся планка Уртан, 1961 (*) - Предмет только предположительно может быть интерпретирован как щит. Все щиты датируются Х веком, за исключением щитов из Тирского торфяника (IX век) и Кримильды (XI век).
Таблица 2. Толщина щитов эпохи викингов по археологическим данным. Памятник Толщина, см Метод определения Кожаное покрытие Источник информации Дания Lindholm Höye 0.5-0.6 C - край щита ? личн.набл. 1994 Норвегия Гокстад 0.7 E - поле щита нет Lowe 1990 Myklebost, курган 3 ~0.5 A - поле щита ? Müller-Wille 1978 там же >3 A - поле щита и рукоять ? Müller-Wille 1978 Швеция Бирка Bj369A <0.4 C - кромка щита ? Arwidsson 1986 Бирка Bj581 0.5-0.6 A - поле щита ? Arwidsson 1986 Бирка Bj644 >1.6 B - поле щита и рукоять ? Arbman 1940-3 Бирка Bj725 3.5 A - поле щита и рукоять ? Arwidsson 1986 Бирка Bj727 2.1 B - поле щита и рукоять да Arwidsson 1986 Бирка Bj750 1.8 B - поле щита и рукоять ? Arbman 1940-3 Бирка Bj850 0.4 C - кромка щита да Arbman 1940-3 Бирка Bj944 <0.6 B - кромка щита ? Arwidsson 1986 Бирка Bj977 >2.8 A - поле щита и рукоять ? Arbman 1940-3 Ротхаген (Rothagen) 0.5 А - поле щита ? Arwidsson 1986 Ротхаген 2.8 A - поле щита и рукоять ? Arwidsson 1986 Ульфста (Ulfsta) >1.4 D - поле щита (? и рукоять) ? Arwidsson 1986 Вальсгерде 1 <0.6 A - поле щита ? Arwidsson 1986 Вальсгерде 1 <4 A - поле щита и рукоять ? Arwidsson 1986 Вальсгерде 12 <0.6 С - край щита ? личн.набл. 1994 Великобритания, о.Мэн Кронк Моар 1.0 A, B - поле щита нет Bersu & Wilson 1966 Кронк Моар >2.6 A - поле щита и рукоять нет Bersu & Wilson 1966 Франиция Иль де Груа (Ile de Groix) 1.3 A - поле щита ? Du Chatellier 1908-09 Латвия Тирский торфяник (1) 0.6 E - поле щита да Уртан 1961 Тирский торфяник (2) 1.4 Е - поле щита ? Уртан 1961 Буквенные обозначения указывают на способ замера толщины щита, а именно: A - заклепки на умбоне B - пробои или гвозди, не проходящие через умбон C - внутренняя ширина накладки кромки щита D - крепеж рукояти E - сохранившиеся деревянные части Большинство памятников датируются Х веком, за исключением находок из Тирского торфяника (IX в.). Для сравнения: толщина щитов из более ранних англосаксонских погребений в среднем составляет 0.75 см (103 образца: Dickinson and Härke 1992).
Таблица 3. Оковки щитов: количество, размеры, распределение. Памятник Число Тип Распределение Размеры Отверстия Материал Длина Ширина Охват Бирка Bj45 1 2.4 2.4 бронза Бирка Bj369A 6 B 2.2-2.5 1.9-2.1 0.4/0.9 2 железо Бирка Bj573 7-10 (( ? ? железо Бирка Bj581 ?4 ?( ? ? железо Бирка Bj624 1-2 ? ? ?железо Бирка Bj628 25-26 ?o 2.5-2.6 3.0-3.5 луженое железо Бирка Bj643 2 В 2.7 2.0 луженое железо Бирка Bj736 ок.25 В ?о ?3.0 ?4.5 железо Бирка Bj842 ок.45 * 2.6 2.1 2 железо Бирка Bj850 3 В ( 2.0 2.3-2.6 0.5/0.8 ?3 бронза Бирка Bj914 1 В 2.5 1.5 2 железо Бирка Bj944 1 А 2.9 2.0 0.6 2 бронза Вальсгерде 12 19 В * 3.0-3.5 2.3-2.5 0.6-1.0 2 железо Lindholm Höye 1112 1 В 2.6 3.1 0.5/0.8 3 железо Скар (Scar), Оркнеи ?1 ? ? луженая бронза Типы см. на рис.5. Распределение на щите: o - вероятно, сплошное по всей поверхности кромки; * - равномерное, но не сплошное; ( - концентрация в одной части щита; (( - концентрация в нескольких частях щита; Охват - толщина охвата дерева или дерева и кожи. Для типа В измерена как в самой широкой, так и в узкой частях.
Источники информации: Arbman, 1940-3; Arwidsson, 1986; Owen & Dalland, 1994; Ramskou, 1976; личн.набл. 1994.
Комментарии. 1. Для сравнения размер англосаксонских щитов более раннего времени (23 экз.) колеблется от 42 до 92 см [Dickinson and Härke 1992]; торфяник Торсберг (ранний железный век, Дания, 7 экз.) - от 65 до 104 см [Raddatz 1987]; Вальсгерде (вендельский период, Швеция, 3 экз.) - от 84 до 110 см [Arwidsson 1986]. К тексту 2. Хвойные породы использовались наиболее часто, хотя и не всегда. К тексту 3. Небольшое число широких планок выглядит более практичным вариантом: например, центральная планка щита из Вальсгерде была 52 см шириной [Dickinson and Härke 1992]. К тексту 4. Фрагмент рукояти более украшенного щита найден внутри погребальной камеры (см.Рис.3b). К тексту 5. Круглые отверстия для умбона, по меньшей мере, характерны для щитов из Гокстада. Овальные, восьмеркообразные и D-образные отверстия известны по более ранним материалам [(Dickinson and Härke 1992; Härke 1981]. Один из щитов из Тирского торфяника (фрагментарно сохранившийся) характеризуется подквадратным отверстием [Уртан, 1961]. К тексту 5a. Умбон мог быть и деревянным, как например на щите из Тирского торфяника. К тексту 6. Красный пигмент получали из минеральных источников: охры (Fe2O3, как на фигурке из Еллинге [Marxen and Molkte 1981]); или киновари (HgS, как на щите из Иллеруп (Illerup, ок.200 нэ.: Forhistoriskmuseet, Moesgard Дания, набл. автора, 1994). На фигурке из Еллинге также присутствует темно-синяя краска полученная смешиванием белого мела и обожженого органического материала (?древесный уголь), а также желтая краска - аурипигмент (As2O3) на масляной основе. К тексту 7. Примеры: фигурка из Еллинге (см. Комм.6) и иные фрагменты; доска со "змеиным" орнаментом из церкви в Хернинге (Hørning, Дания) и раскрашенный рунический камень со двора ц.Св.Павла (Лондон) [Graham-Campbell 1980]; многочисленные окрашенные предметы из Усеберга и Гокстада (Норвегия) [Christensen 1993; Nicolaysen 1882]; доска из корабельного погребения в Ладбю (Ladby, Фюн (Fyn), Дания) [Thorvildsen 1957]; шкатулка из погребения Bj639 в Бирке (см. рис.13 ниже).
Рисунок 13. Изображения на шкатулке из погребения 639 в Бирке (по: Arbman 1943, цвета приведены по заметкам). a. Рисунки Хьялмара Столпе. b. Сохранившиеся фрагменты краски.
Изготовление круглого щита. (практическое руководство по изготовлению)
Материалы. Прежде всего надо правильно выбрать материал из которого будет изготовлен ваш щит. Лучше всего для поля щита использовать обычную сосну(ввиду ее дешевизны) или липу. Оба эти вида обеспечивают достаточную легкость щита. Кроме того, подтверждены археологически. Для рукояти нужно брать дуб, ясень. Сосна, береза и т.п. совершенно непригодны, так как при правильной толщине легко ломаются, а при изготовлении в более толстом варианте слишком тяжелы. Также понадобится кожа для обтяжки по лицу (любая, но не толстая) и по краю (сыромятная и тоже не очень толстая). Из опыта можно сказать, что для лица достаточной толщиной будет 1мм, а для края 5-6мм.
Конструкция. Обычно я делаю щиты диаметром 80см. Состоящие из восьми планок по 10см шириной. Толщина планок ок.10мм. Можно тоньше, толще нежелательно. Минимальная толщина при которой щит еще держит удары около 7мм. Рукоять должна иметь толщину в месте хвата ок.20мм, лучше 25 но не более. Иначе при приклепывании умбона заклепки будут слишком длинными и будут «вестись», т.е. непрогнозируемо изгинаться. Результатом этого будет последующая поломка ручки в месте склепки. Рукоять крепится к полю щита сыромятным ремешком, на каждую доску 3(три) дырки. Если сделать две то доски плохо держаться, а если четыре то легко ломаются.
Изготовление набора. Вы раскладываете доски одна к другой, рисуете круг нужного диаметра и выпиливаете поле щита. Затем выпиливаете место под руку (я делаю круг ок.12см). После этого кладете рукоять на разложенное поле щита и помечаете места будущих отверстий. Сверлите отверстия диам.7мм. (Это оптимальная величина, т.к. если отверстия меньше, то ремешки соответственно тоньше и будут рваться, а если больше, то ломаются доски.) После того как вы просверлили рукоять накладываете ее на будущий щит и помечаете отверстия на поле через отверстия в рукояти. Сверлите отверстия в рукояти. Ваш щит уже почти готов к сборке. Теперь надо вырезать кожу на лицо щита и сделать в ней отверстия по рукояти. Она должна быть немного большего диаметра чем сам щит. Это для того чтобы потом в процессе натяжки было за что крепить ее к краю. (Тут есть маленькая хитрость для жадных. Дело в том что очень жалко клеить на щит кусок кожи диаметром 85см. Поэтому я обычно делаю его из двух половин. Причем шов надо сделать с небольшим «запасом», чтобы половины перекрывали друг друга. )
Сборка. Вы берете сыромятный шнурок и завязываете на одном его конце узелок. Просовываете шнурок через самое крайнее к хвату отверстие(в первой доске оно будет одно), причем узелок у вас должен быть с внутренней стороны щита. Надеваете на шнурок доску и лицевую кожу через правильные отверстия (надо быть внимательным чтоб потом не переделывать). Потом шнуруете дальше до конца рукояти. Шнурок у вас выйдет с внутренней стороны щита. Захлестните свободный конец за предыдущую петлю и завяжите узел. Теперь повторите тоже самое, но в другую сторону от хвата. (Если у вас лицевая кожа была из двух половин, то шнуровка должна пройти по месту их стыковки.) Теперь приступаем к наклейке кожи. Отбросьте обе половины лицевой кожи по одну сторону от ручки. Намажьте доски и изнанку кожи клеем (антуражно- казеиновым, можно- ПВА). После этого натягивайте кожу на доски разглаживая от центра к краям ( как при клейке обоев) и прибивайте ее к торцам досок маленькими гвоздиками (когда высохнет не забудьте их удалить). Потом проделайте тоже самое с другой половиной щита. После того как вы наклеили кожу на доски, осмотрите щит на предмет неравномерной натяжки и пузырей воздуха. И того и другого должно быть как можно меньше. Теперь щит можно на день два оставить в покое, пусть сохнет. Следующая операция – обтяжка края сыромятью. Здесь самое главное как следует размочить сыромять (несколько часов в теплой воде), а затем ее ВЫТЯНУТЬ. Чем лучше вы ее вытянете, тем крепче будет ваш щит. Ширина полосы сыромяти примерно около 8см. (Меньше вы не сможете прошить, а больше будет слишком тяжело.) Длина полосы подбирается самостоятельно, можно делать не одну длинную, а из двух-трех коротких полос. Натягивая полосу на край щита можно для закрепления использовать те же маленькие гвозди. Иначе полоса постоянно сползает и одному натянуть достаточно проблематично. Когда вы сведете оба конца полосы, то пробейте по паре отверстий с каждой стороны и свяжите концы сыромятными ремешками. Еще два –три дня на сушку. Лучше даже четыре. После того как полоса села по месту и высохла плотно обтянув щит, нужно сверлить по краю отверстия с интервалом где-то около 5-6см. При этом не желательно чтобы отверстия приходились на стыки досок и их края. После того как закончили сверлить прошиваете край сыромятным ремешком. (Вместо ремешка можно ставить скобки, при этом также смотрите чтобы они не попадали на стыки досок.)
Последняя операция – приклепывание умбона. Я обычно клепаю умбон на шесть заклепок, из которых две проходят через рукоять, а четыре просто через доски. Также умбон можно просто пришнуровать сыромятным ремешком. При этом заклепки на рукоять все же лучше поставить. Заклепки я беру толщиной от 4 до 6 мм. Последнее время в основном четверку, они и легче и прочность от этого не снижается.
Установка перевязи. Можно делать так как удобно. Я обычно делаю из сыромятного ремня шириной 25мм. Пряжку ставить не надо. Крепить ремень можно либо за поле щита через просверленные отверстия кожаными ремешками, либо штифтом через одно из отверстий в рукояти. Я предпочитаю крепление за поле щита, т.к. оно не ослабляет конструкцию. Чего точно не стоит делать, так это подсовывать ремень под рукоять. В этом случае в месте крепления ремня создается сильное напряжение и рукоять здесь обязательно сломается.
Главные ошибки: 1. Толстые доски. Если вы возьмете доски толще 10мм, то щит от этого прочнее не станет. За то, он станет в два раза тяжелее. Как результат, вам придется усиливать всю конструкцию, т.е. брать более толстую рукоять, заклепки, кожу, и в результате вы получите не щит, а колесо для телеги. 2. Толстая кожа. Также ничего не дает кроме увеличения веса и ослабления конструкции. 3. Попытки склеивать доски торцами, сажать на нагеля. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЙТЕ! Дело в том что при склеивании досок таким образом, щит теряет главное свое качество – гибкость поля. Т.е., когда вам бьют по щиту, доски прогибаются неравномерно, а если вы их склеили, то прогибаться они не могут и станут лопаться. 4. Установка дополнительных прожилин усиливающих поле щита. Совершенно не спасают от поломок и в тоже время увеличивают вес.
Главное, при изготовлении круглого досчатого щита, помните этот предмет вооружения изначально предназначен для отражения метательного оружия или принятия ударов на умбон. Он не предназначен для таранных сшибок. Это убережет вас от разочарований. Главное достоинство круглого щита легкость. Именно на это качество и надо ориентироваться в работе.
Статья оеончена... многовато, но как получилось...
Рис. 1. Меч, обнаруженный в окружении реликтов средневекового моста-плотины в Гиче (пункт раскопок № 2). Во время археологических раскопок, проводимых летом 1990 г. в Гиче на пункте раскопок № 2, среди остатков моста-плотины был обнаружен раннесредневековый меч. Он был найден среди свайных конструкций на южной линии, ближе к внутренней стороне, в ископаемом пласте под номером 22 на глубине 1,57 метра. Меч торчал головкой вверх ниже пласта залегания породы. Дно этого пласта было в виде известняковой мелкозернистой прослойки, с небольшой минеральной примесью, местами с органическими и деревянными фрагментами, похожими на остатки пожарища, но, однако, не относящимися в целом к так называемым «горелым» пластам. Меч был направлен, как уже говорилось, вверх под углом 60°, так что нижняя часть головки торчала из пласта под номером 10 в однородной мелкозернистой известняковой прослойке. По этому положению можно заключить, что меч упал в воду существовавшего тогда озера, воткнулся в его дно (пласт № 10), да так там и остался. Причем, момент его падения на дно средневекового озера совпал по времени с откладыванием пласта № 22, то есть, его нижнего участка. Меч сохранился в очень хорошем состоянии, слабо подвергся коррозии, в целости сохранилась деревянная рукоятка, сломан лишь один фрагмент штыка (?) (рис. 1). Меч имеет обоюдоострый клинок со слабо выраженным штыком. На клинок приходится около ¾ его длины. Гарда меча короткая, слегка овальная. Рукоятка сделана из двух частей, шестиугольная, без какой-либо обмотки, входит в верхнее отверстие головки основания клинка и является пробкой для этого отверстия. Клинок состоит из основания и накладки со слепым отверстием, насаженной на стержень. Некоторые размеры меча даем в сантиметрах. Клинок: длина – 73,2; ширина у основания 4,7; ширина у штыка – 2,3; толщина посередине – 0,6. Гарда: длина – 7,8; высота посредине – 1,7. Рукоятка: длина – 9,5; ширина у гарды – 2,8; толщина – 1,3. Головка: высота – целиком 3,6; ширина – 5,8. Целиком длина меча – 88 сантиметров. Все указанные выше измерения были сделаны, изучены и упорядочены при временной консервации меча, которая была произведена в лаборатории Музея Первых Пястов на Леднице под руководством доктора Я. Леманна. В процессе проведенных исследований были обнаружены надписи, расположенные на клинке у гарды (см. рис. 2). Это двусторонняя почти незаметная глазу «елочка» кажется орнаментом. Найденный меч по форме головки и этого орнамента больше всего подходит к типу Н согласно типологии Петерсена. Остальные характеристики меча будут представлены широким массам после завершения консервационных работ. Находка из Гича имеет огромное значение, учитывая следующие его особенности: 1) Меч великолепно сохранился, вплоть до деревянной рукоятки. 2) Важно то, что меч найден в месте локализации других находок в пределах именно этого объекта археологических раскопок и культурного пласта. 3) Важно и историческое значение той культурной среды, в которой он был найден.
Рис. 2. Надпись на клинке меча.
рукоделие в мире Отрока . от кеа
Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества. Шитьем занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме.
Камерное, домашнее по своей природе занятие, шитье было ближе всего к человеку, украшая его одежду и многие предметы домашнего обихода. Не слишком широкий круг этих предметов определялся патриархальным укладом народного быта, мало подверженным изменениям и веяниям моды. Полотенца, скатерти, подзоры (края простыни), занавески, рубахи, юбки, передники, головные уборы, платки служили многим поколениям.
Эти предметы играли не только практическую роль. Все самые значительные явления в жизни крестьянина, касались ли они хозяйства, семейно-бытового уклада, религиозных представлений, сопровождались праздниками и народными гуляньями. И в сложном ритуале празднеств большое место отводилось вышитым полотенцам, подзорам, нарядным костюмам, платкам.
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Том 1 Книга в основном посвящена русскому изобразительному искусству, но в нее включены также статьи о русской архитектуре и о художественной литературе. Автор не искал в смежных искусствах объяснения искусству изобразительному. Но он стремился уяснить себе общие корни всей русской художественной культуры. В первый том включено несколько статей по истории византийского искусства. Искусство Древней Руси невозможно изучать в отрыве от Византии. Византийские темы важны для понимания не только зависимости древнерусского искусства от византийского, но и глубокого своеобразия русской школы.
Выпуски с первого по шестой альманаха, выпускавшегося Императорской академией наук в конце 19-го столетия. Сборники статей о проблемах византийской истории. В первом томе, к примеру, разбор надписей , интересная статья о византийской печати с именем русской княгини. Материалы по истории военного дела и дипломатии Византийской империи. Безусловно, рассмотрены отношения Византии с Русью и восточными варварами. Уникальный труд, ставший гордостью русской византологии.
Представленный труд был удостоен малой Уваровской премии Императорской Академии наук. К изданию прилагаются 12 таблиц рисунков.