Эпиграф:
По наблюдениям Ю.Г.Алексеева, черная волость, объединявшая свободных крестьян, - даже в конце XV - начале XVI в. «достаточно жизнеспособная организация, ведущая активную борьбу против феодала». Собственность волости и волостных крестьян автор справедливо относит к дофеодальной собственности свободных общинников. Весьма существенно и другое: «К моменту образования централизованного государства в Севе¬ро-Восточной Руси волость - даже в одном из центральных и издавна феодализируемых уездов (Переяславском. — И.Ф.) — сохранила еще значительный удельный вес».
Что же говорить о Руси X - XII вв? Общие соображения по социально экономическому развитию Руси
1. Киевская Русь образовалась когда на базе Киева Рюриковичи подчинили себе восточнославянские племена.
2. Свободные, имеющие своего князя (люди) - изначально поляне, кормившие своего князя - отсюда кормления, покоренные племена сохраняли внутреннюю структуру, но становились данниками - смердами - зависимыми и платили дани.
3. Уже при Святославе начался обратный процесс окняжения земель (пришли Новгородцы и попросили себе князя). Видно, что земля сама была заинтересована в этом. Почему. Если дреговичи под киевским князем - они его данники, смерды, если под своим - Туровским, то они люди туровские, кормящие своего князя, заботящегося о своем княжестве.
4. Если в процессе окняжения земель князья создавали себе домен за счет свободных общинников - тем самым они усиливались за счет ослабления земли, которая в этом совсем не была заинтересована. Это видно по тем рядам, которые заключал Новгород с князьями (другие земли менее свободны, но интересы те же). Кроме того, если земля не хотела князя то он и не удерживался на столе, как Мономах в Чернигове. Если же хотела - то князя было крайне сложно скинуть (Юрий Ярославич Туровский). Т.о. на столе скорее усидят те князья, которые не превращают мужей в крепостных (о полоне пока не говорим, речь о жителях своего княжества).
5. массовые переселения людей в 11-12вв показывают, что никакого закрепощения общинников не было. Вятичи шли на Оку и Волгу, народ в юго-востока уходил на плодородные земли ополья и в Волынь и Галич.
6. Кардинальное отличие от домена на западе было в том, что там он передавался от отца к сыну и отец был заинтересован в передаче детям более прочную власть и более консолидированный домен. На Руси же волость могла перейти от врага к врагу, неоднократно при смене князя его дворы и именья и дворы его людей подвергались разграблению (отголосок архаичного правосознания, считавшего собственность князя и его людей делегированной общественной собственностью и при смерти или изгнании князя люди просто "брали назад свое"). Даже в уделах воспроизводилась та же картина: резня в Рязани, грызня в Полоцке, свары Всеволодовичей в Суздальщине. Аналог этому на западе по моему - Меровинги в 6-7вв, там тогда тоже идет переход от пеших ополчений к конным дружинам, закончившийся при Карле окончательным созданием феодальной ТК. Боярство Карла - графы - сменяемые чиновники, наследственным титул стал при их наследниках.
Княжье хозяйство.
10в - упомянуты только села Ольжичи и Будутино у Ольги и Берестово у Владимира.
"Иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани, и по Лузе оброки и дани, и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоят в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе"
Итак, народ дает дани, а сама Ольга устраивает ловища и перевесища, не полагаясь на народ в лове зверя и птицы и добыче шкурок.
Берестово же по описаниям - загородная резиденция Владимира.
греческие и арабские авторы пишут, что Русы как правило идут в походы на ладьях и бьются пешими. Пока Святослав был в союзе с уграми и печенегами конницу давали они, но после гибели Святослава Владимиру пришлось озаботиться заведением коней. Когда он стал казнить разбойников, епископы и старцы градские предложили ему иное решение - брать виры: "Рать многа оже вира, то на оружьи и на коних буди"
11в Ярослав и Русская правда. много статей о княжьем хозяйстве.
княжьи борти, вира за конюха старого(позднее тиун конюший) 80 гривен, просто конюх - 40 гривен, сельский староста княжий и ратайный - 12гривен(единственное упоминание о княжьем пашенном хозяйстве). Вот сравнительная важность в княжьем хозяйстве коневодства и пахоты.
Упомянут "торчин Беренди овчар Святополч". Усиленное развитие животноводства дало свои плоды:
1068г "дай княже оружье и кони" - говорят Киевляне, желая биться с половцами. т.е. город дает людей, а князь - коней и оружие для битвы.
"и забраша стада Игорева и Святославля: кобыл стадных 300, а конь 1000"
Судя по частоте упоминаний именно коневодство в 11-12в есть костяк княжьего хозяйства.
Если же смотреть в комплексе:
в дарственной князя Ростислава Смоленской епископии перечислены прощеники с медом, село Ясенское с княжьим бортником, тетеревник с женою и детьми, есть угодья бортнические, раболовные, звероловные, скотоводческие... пашен нет.
"Идоста на Игоревом селче идеже бяше устроил двор добре. Бе же ту готовизни много; в бретьяничах и погребах вина и медове, и что тяжкого товара всякого до железа и до меди не тягли бяхуть от множества всего что вывозити" кроме того упомянуты 900 стогов (сена, как считают исследователи, учитывая упоминавшиеся тысячи коней).
"и ту двор Святославль раздели на 4 части; и скотьнице бретьянице и товар, иже бо не мочно двигнути, и в погребах было 500 берковьсков меду, а вина 80 корчаг"
Почему же нет упоминания о хлебе? Есть но в другом контексте.
"Се бо мя выгнал из города отца моего. А ты ли ми зде хлеба моего же не хощеши дата"
"князь великий Андрей и вьсь Новгород дали Федору Михайловицю город стольный Псков и он ед хлеб..."
хлеб связан с городом - волостью - свободными людьми.
Именно поэтому кормление называется кормлением
1289г князь Мстислав уставил "ловчее на Берестьаны и в векы за их крамолу, со ста по две лукне меду, а по две овце, а по пятидцать десятков лну, а по сту хлеба, по пяти цебров овса, а по пяти цебров ржи, а по 20 кур, а по толку со всякого ста, а на горожанах 4 гривны кун"
Вот основной сбор с свободного населения - натуральная рента, основа - СХ продукция, и никаких белок.
Поэтому и не развивали особо в своих селах князья хлебопашества - хлеба им и так хватало, а развивали более окупаемые и востребованные промыслы и животноводство.
уже в конце 11-начале 12вв дани и кормления, как и смерды и люди стали сливаться. Практически каждая волость получила князя, почти все люди (отцы и деды) были до того смердами - членами покоренных славянских племен.
Поэтому и Мономах крестьян смердами называет в диалоге со Святополком.
Идет потихоньку сословное расслоение на свободное крестьянство и воинское сословие.
Боярское хозяйство:
1)В 1150 году князь Изяслав Мстиславич, намереваясь добывать Киев, говорил своей дружине: «вы есте по мне из Русскыя земли вышли, своих сел и своих жизний лишився, а яз пакы своея дедины и отчины не могу перезрети; но любо голову свою сложю, пакы ли отчину свою налезу и вашю жизнь»
Итак, мы видим боярские села и уже встречавшийся в значении подать, кормление, хлеб термин жизнь. Но интересно, что Изяслав говорит только о своей отчине, не боярской.
2)1151г. Бояре говорят молодому Ярославу Галицкому: "Ты, князь, молод, отъезжай прочь и смотри на нас, отец твой нас кормил и любил, так мы хотим за честь твоего отца и за твою сложить свои головы..."
Там речь шла о жизни, тут о кормлении от князя. С чего же кормились бояре, получая свою жизнь.
3) 1234г. Даниил "прия землю Галичскую и разда городы бояром и воеводам, и беаша корма у них много"
Вот источник корма боярского. Опять мы видим подати со свободных людей - кормления. Действительно, в Галиче боярство необычайно сильно, оно получает в кормления не только села, но и города.
1240г. "Галицкие бояре называли Даниила своим князем, а сами всю землю держали. Доброслав Судьич, внук попа, вокняжился, и грабил землю, и пришел в Бакоту, и все Понизье захватил без княжеского повеления. Григорий Васильевич думал удержать за собой всю горную страну Перемышльскую. И был великий мятеж в земле и грабеж от них. Даниил, узнав об этом, послал своего стольника Якова к Доброславу с великим укором, говоря им: «Князь ваш - я. Вы не исполняете моего повеления, грабите землю. Я не велел тебе, Доброслав, принимать черниговских бояр, а велел дать волости галнцким."
Бояре делят волости с городами а князь только протестует, что волости даются не галицким а черниговским боярам.
Но в самой раздаче боярам волостей в корм Даниил крамолы не видит.
Т.о. мы видим, что основной источник дохода служилого боярства - кормления (жизнь) с волостей, городов и сел а не личные земли, передающиеся по наследству (не отчина). Имея такой источник дохода бояре, как и князья могли в своих селах и усадьбах развивать промыслы и коневодство. Часто встречаются в летописях фразы типа "а села боярские взяша и кони и скот", хотя и пашни боярские тоже были.
Таким образом, пока князья меняли столы, главным источником доходов для их бояр были раздаваемые князем в кормления земли, меняемые вместе с княжеством, но не меняющие своего хозяйственного уклада. Боярские же села содержали скорее перевозимое имущество в том числе и на случай оставления земли (скот, корчаги медовые и пр.) Также как и графы Карла Великого.
Подведем итоги и проследим динамику развития:
1)конец9-начало11вв: княжьи люди кормятся с даней с покоренных племен, практически не влезая в происходящее внутри.
2)Со времен Владимира наметился переход от даней к кормлениям: земля кормит княжьих людей за защиту и суд, теперь начинается оседание и личное хозяйство, где производится недостающее от кормлений. Его основа - рабы и промыслы плюс животноводство(кони для дружины), пашни невелики ибо нет нужды. Боярство еще очень мобильно: с 1051 по 1228гг упомянуты около 150 имен бояр, и при этом есть только 6 случаев, когда боярин служит сыну после смерти отца и только 6 случаев, когда боярин после смерти князя остается в той же волости. Это те, кого упоминают источники поименно, элита боярства. Исключения здесь Новгород и Галич. Но и Галицкие бояре говорят Ярославу: твой отец нас любил и кормил, т.е. князь - источник их кормлений. Но все же они отдалились от князя, они не пируют с ним каждый день, как принято в дружинном быте и как в конце 12в делает княжий двор, впитавший в себя княжью дружину и живущий не на кормления а на жалование от князя (дворянство)
3)В 13 веке в Галиче уже встречаются упоминания о субвассалитете: крупные бояре, кормящиеся с волостей дают села в кормление меньшим боярам. в конце 13в дружина как социальный институт исчезает на Руси и из летописей окончательно.
4) Из этих кормлений, из окончательного превращения сельских людей в смердов - подданных, не воюющих а платящих за защиту, из оседания боярства вслед за князьями на землях и возникает возможность усиления эксплуатации селян вместо теоретической возможности их призыва в ополчение, дробление волостей ослабляет их спайку и снижает сопротивляемость. В итоге происходит сближение холопов и смердов, личных сел и сел в кормлении