В данном разделе только РИ-данные, остальные посты будут удалятся
Русин, гридин, купчина, ябедник, мечник, изгой, словенин, варяг, колбяг, челядин, дворецкий, тиун, старший конюший, конюх, староста, рядович, смерд, раба-кормилица, дядька-воспитатель, холоп, раба, закуп.
Обращает на себя внимание поставление в один ряд формально этнических и формально статусно-сословных категорий (мечник и словенин, русин и купчин)
Купец – торговец из своего города (местный)
Гость – приезжий из других стран/городов купец.
то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры - МОжно сделать однозначный вывод о том, что основной для Руси 11-12 веков стала малая семья - но никак не клан-община кровных родичей.
Также в документе упоминается вервие - соседская община. Также очень широко упоминается и вот что - изгои приравниваются к членам верви, так что убить их анрил))) и второе - часть членов верви, особенно те, что побогаче активно выходят из нее, отказываясь от выплаты дикой виры и тд.
Для Пространной редакции (1120-1135 годы составления)
Холопы могут быть: княжии, боярские, чернецкие (монастырские).
Закуп.
термин закупъ - в памятниках же XII-XIII веков "о" и "у" писались очень близко друг к другу. О сущности копы имеем такие мнения. По мнению Сергеевича, купа или копа - заработная плата, даваемая закупу от господина вперед. Действительно, закуп в разбираемой статье назван наймитом. Но это мнение грешит перенесением на древность понятий позднейшего времени. Закуп не свободный наймит, а человек, стоящий на грани холопства. Юшков считает, что "люди становятся закупами при определенных формальных условиях, причем долговое обязательство, лежащее в основе купы, может возникнуть по разным основаниям (заем, наем, условие при отпуске холопа на свободу и т.д.)... Закупничество - это особый институт" (Юшков, 74-75). Особый характер имеет мнение Аргунова, по которому купа - натуральная дань, платимая закупом господину, причем Аргунов читает это слово как копа - мера денег и продуктов. Однако, по словам С.В.Юшкова, этому противоречит текст разбираемой статьи, в которой речь идет о нанесении вреда копе или купе и отарице закупа от господина, "так как ясно, что господин не будет вредить своей же дани" (Юшков, 70). По мнению Б.Д.Грекова, "купа - это та сумма денег, которую закуп получает от господина при заключении с ним договора" (Греков, стр.201). Но в этом случае натуральному хозяйству на Руси XI-XII вв. придаются несвойственные ему черты хозяйства денежного. Этой же точки зрения ранее держался и Рожков. Для понимания "копы", возможно, имеет значение один обычай, существовавший еще в Черниговской губернии в XVIII в. "Недостаточные пахотными землями берут оныя: или с половины, или так, что он вспашет, а хозяин половину своими семенами засеет, и такие называются сполники; или с копы, то есть, он должен сам всю землю вспахать, своими семенами засеять, сжать и хозяину во двор свезти, и за то даст ему ржи четвертую и пятую, а ярового седьмую или осьмую копу, и называются такие земледельцы скопичи" (А.Шафонский. Черниговского Наместничества Топографическое описание. Киев, 1851, стр.226). Таким образом, "копой" называлась часть урожая, которую зависимый человек платил помещику за пользование землей. Все комментарии оставляют без объяснения непонятную фразу - "оувидить его купу или отарицю". В других списках на месте "оувидить" читаем: "уведить" (Синод. сп. 1280 г.); "въведеть" (Пушк. сп. XIV в.). Слово "увести", похитить, имело такое значение и в древности (Срезневский, т. II, стб. 1122). Поэтому приведенную выше фразу можно перевести: если господин обидит закупа, а увезет (похитит) его копу (урожай) или отарицу скота. При любом понимании копы остается в силе определение закупничества, сделанное Б.Д.Грековым: "закуп - зависимый от феодала человек" (Греков, стр.202).