Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: serGild  
Древнерусская дружина
curserДата: Воскресенье, 04.04.2010, 11:44 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Се же слышав, царь рад бысть и посла к нему дары больша первых. Святослав же прия дары, и поча думати съ дружиною своею ...

Реша же дружина Игорева:
-Да аще сице глаголеть царь, то что хочем боле того, не бившеся имати злато, и сребро, и паволоки? Егда кто весь; кто одолееть, мы или оне? Ли с моремъ кто светен? Се бо не по земли ходим, но по глубине морьстей; обьча смерть всем.
Послуша их Игорь...

В се же лето рекоша дружина Игореви:
-Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази. Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы .
И послуша их Игорь .
В лето 6504 (996 г.)... се же пакы творяше людем своим: по вся неделя устави на дворе въ гридьнице пир творити и приходити боляро, и гридем, и същьскым, и десяцьскым, и нарочитым мужем, при князи и без князя. Бываше множство ит мяс, от скота и от зверины, бяше по изобилью от всего. Егда же подъпьяхуться. Начьняхуть роптати на князь, глаголюще:
-Зло есть нашим головам: да нам ясти деревяными лъжицами, а не сребряными .
Се слышав Володимер повеле исковати лжице сребрены ясти дружине, рек сице, яко
-Сребромь и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко же дед мой и отець мой доискася дружиною злата и сребра .
Бе бо Володимер любя дружину, и с ними думая о строи земленем, и о ратех, и о уставе земленем .
И созва князь болляры своя и старца, рече Володимер:
-Се придоша послании нами мужи, да слышим от них бывшее,
и рече:
-Скажите пред дружиною .
Мьстислав же ужасеся мыслью и яви дружинъ своей:
-Велита ми брата к собъ хрест целовати, а не въдъ, что моей винъ .
И рыла ему дружина его:
-Княже, не лепо ти велита брата крест цъловати. Цъ да будуть злии человеци, завидяче твоей любви, юже к брать имъеши, вложили будуть зло слово. Зол бо человек противу бъсу и бъс того не замыс лить, еже зол человек замыслить. А ты всяк прав пред Богом и пръд человекы.
-Тобъ без нас того нълзъ было замыслити, ни створити, а мы вси въдаем твою истиньную любовь к всъи брать.
И почаша думати и глаголати дружина Святополчк, яко
-Негодно ныне весне ити, хочем погубити смерды и ролью их .
И рече Володимер:
-Дивно ми, дружина, оже лошадий жаллуете, ею же кто ореть; а сего чему не промыслите, ожже то начнеть орати смерд, и приехав половчин ударить и стрелою, а лошадь его поиметь, а в село его ехав иметь жену его и дети его, и все его именье? То лошади жаль, а самого не жаль ли ?
И не могоша отвещати дружина Святополча.
И рече Святополк:
-Се яз готов уже .


Сообщение отредактировал curser - Воскресенье, 04.04.2010, 11:46
Cообщения curser
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ВикДата: Воскресенье, 04.04.2010, 12:13 | Сообщение # 2
Сотник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 1039
Награды: 0
Репутация: 514
Статус: Оффлайн
curser, тема интересная, но что бы народ мог в ней нормально участвовать, лучше будет первоисточники выкладывать с переводом на современный язык. Понимаю, что разобраться не очень сложно, но время отнимает, а его постоянно не хватает.

VERBA VOLANT, SCRIPTA MANENT
Cообщения Вик
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
curserДата: Воскресенье, 04.04.2010, 12:30 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Цитата Вик
лучше будет первоисточники выкладывать с переводом на современный язык. Понимаю, что разобраться не очень сложно, но время отнимает, а его постоянно не хватает.

Не буду я переводить ,хотя и сам местами не всё понимаю ,но учусь .Кому интересно (действительно интересно )мал по малу разберутся ,как и я .Отрок-сотник и тд ещё не скоро закончатся так что время найдётся .
Древнерусский язык -чеканный ,не язык -песня .
http://nevmenandr.net/slovo/trans.php?it=a1
Цитата Вик
разные люди будут вкладывать разный смысл в одно слово.

Наши люди и в современные слова разные смыслы вставляют и гордятся этим. Вот, типа, я так понимаю ...
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Федор Тютчев.
Обряд инициации ??!! http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=204
http://narod.yandex.ru/100.xht....hok.rar


Сообщение отредактировал curser - Воскресенье, 04.04.2010, 12:33
Cообщения curser
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
KauryДата: Вторник, 06.04.2010, 15:56 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.


Иван Бунин.
Cообщения Kaury
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
curserДата: Четверг, 08.04.2010, 13:22 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Пару слов о времени появления дружины .
Особенная знатность рода или большие заслуги отцов сообщают даже еще очень молодым людям достоинство вождя; они присоединяются к другим вождям более зрелого возраста и уже давно испытанным, и для них не стыдно быть в свите последних. Да и сама свита определяет место воина по решению того, при ком она состоит, и существует большое соревнование как между членами ее относительно того, кому должно принадлежать первое место у своего вождя, так и между вождями о том, чтобы иметь наиболее многочисленную и наиболее храбрую свиту. Это придает важность, это придает могущество — быть постоянно окруженным большой толпой отборных юношей; почет в мирное время, охрана на войне. И не только у своего народа, но и у пограничных народов до ставляет громкое имя и славу, если чья свита выдается между другими своим числом и храбростью: к таким вождям посылаются посольства, им приносятся подарки, и часто одна слава их решает войну.
Когда дело дошло до боя, постыдно для вождя быть превзойденным храбростью, постыдно для составляющих его свиту не равняться храбростью со своим вождем; но возвратиться с боя живым, когда пал вождь,— значит обесчестить себя на всю жизнь. Защищать его, оберегать, а также свои подвиги присоединять к его славе — самая священная обязанность. Вожди бьются за победу, свита — за вождя. Если община, в которой молодые люди родились, погружена в продолжительный мир и спокойствие, то многие из благородных юношей добровольно отправляются к тем народам, которые ведут в то время какую-нибудь войну, так как, с одной стороны, покой этим воинам неприятен, с другой — они легче достигают славы среди опасностей, да и большую свиту нельзя содержать иначе, как путем насилий и войны, ибо от щедрости своего вождя спутники его требуют в награду боевого коня, кровавой и победной фрамеи. Пиршества, хотя и грубые, но обильные, идут вместо жалованья; средства же для подарков составляют грабеж и войны. Потому-то их нельзя так легко убедить вспахивать землю и ожидать жатвы, как вызвать на войну врага и принести оттуда раны. У них считается даже леностью и вялостью приобретать потом то, что можно достать кровью.
Когда они не воюют, то проводят немного времени в охоте, а больше в праздности, предаваясь сну и еде. Са мые храбрые и воинственные ничего не делают, возложив заботу о доме, хозяйстве и полевых работах на женщин, стариков и наиболее слабых членов семьи, сами они коснеют в бездействии: удивительное противоречие в натуре, когда одни и те же люди любят бездействие и так нена видят спокойствие. Общины имеют обычай, в силу кото­рого каждый по доброй воле приносит вождю что-нибудь из скота или сколько-нибудь хлеба, что, будучи принимаемо как почетное приношение, в то же время служит к удовлетворению необходимых потребностей. Особенно вожди любят подарки от соседних народов, посылаемые не от имени отдельного лица, а от имени страны: отборных лошадей, большое оружие, грудное металлическое украшение и ожерелья...-Публий Корнелий Тацит ( ок. 55 — ок. 120 гг. н.э )
Весьма вероятно, что о действиях дружин говорится в рассказе Прокопия Кесарийского о
славянском вторжении около 550 года. "Войско славян, - писал он, собравшись не больше, чем в
три тысячи человек, перешло через реку Истр... и затем, без большого труда перейдя реку Гевр,
разделилось на две части... Хотя эти части и были разъединены, однако римляне были разбиты",
несмотря на то, что "варвары по численности были намного слабее римлян". Затем один из
неприятельских отрядов "без большого труда" разгромил регулярную конницу римлян под
начальством Асбада, которая "издавна имела пребывание во фракийской крепости Тзуруле и
состояла из многочисленных отличных всадников". После этого, продолжает Прокопий, варвары
предались грабежу во Фракии и в Иллирни, "и много крепостей и тот и другой отряд славян взял
осадой". Далее рассказывается о взятии теми же славянскими отрядами приморского города Топер .
В рассказе Прокопия привлекают внимание два обстоятельства. Во-первых, его
характеристика славянского войска резко расходится со всеми другими известиями византийских
авторов, неизменно подчеркивающих огромное численное превосходство противника . В данном же случае небольшая
численность славянских отрядов контрастирует с блестящими результатами их действий. Разгром
славянами численно превосходящих отборных византийских войск заставляет предположить, что
со стороны первых действовали также отборные, хорошо вооруженные силы. Во-вторых, указание
Прокопия на то, что, обратив конницу Асбада в бегство, славяне преследовали ее ("и во время
этого позорного бегства очень многих убили"), наводит на мысль о том, что славянские отряды
также были конными: пешие воины могут обратить конницу в бегство, но преследовать ее они не в
состоянии. Поскольку же тот факт, что рядовые славянские воины VI в. сражались пешими, не
вызывает сомнений, конными могли быть лишь отряды, состоявшие из привилегированных
воинов. Все это говорит о том, что Прокопий описал действия дружинных отрядов .-Горский А.А.


Сообщение отредактировал curser - Четверг, 08.04.2010, 17:27
Cообщения curser
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
ИриникоДата: Среда, 02.03.2011, 15:57 | Сообщение # 6

Княгиня Ирина
Группа: Авторы
Сообщений: 4809
Награды: 0
Репутация: 4380
Статус: Оффлайн
Уважаемые академики!
Очень прошу дать маленькую историческую справочку, если кто в курсе... Существовал ли в 12 веке обычай рукопожатия при встрече? Если нет, то как могли приветствовать друг друга мужчины? Равный с равным? В стандартной ситуации, когда в наше время пожимают друг другу руки? Поклониться? У меня это почему-то ассоциируется только с женщинами... чисто эмоционально плохо себе представляю, что два, к примеру, воина - хорошо знакомые - при встречи кланяются, хотя, возможно это чисто современный взгляд, а хотелось бы получить точные данные...


О, quantum est in rebus inane!
Cообщения Иринико
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
BishopДата: Среда, 02.03.2011, 20:06 | Сообщение # 7
Десятник
Группа: Ополченцы
Сообщений: 204
Награды: 0
Репутация: 308
Статус: Оффлайн
Обычай рукопожатия очень древний. Он символизировал мирные намерения: открытая ладонь показывала, что оружия нет; на Руси также при рукопожатии могли браться не за кисти рук, а за рукава (проверяя оружие в рукавах). При рукопожатии первым подавал руку более старший (по возрасту или положению) человек, проявляя доверие. Если первым подавал руку младший, то её могли и не принять.
Quote
При всей распространенности этикетных тем в древнерусской литературе остается в точности неизвестным, как звучало в древнерусском разговорном языке приветствие, прощание, ответ на благодарность.


взято из "Быт и нравы Древней Руси" Долгов Вадим



"Совесть как хомяк - либо спит, либо грызёт"
Cообщения Bishop
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам



© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта