Основными памятниками рассматриваемой культуры являются неукрепленные поселения - селища. Располагались они, как правило, по берегам больших и малых рек, при ручьях и иных водоемах, часто на склонах надпойменных террас. Изредка селища находились и на открытых местах плато. Поселения имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 дворохозяйств. Исследователями замечено, что в ряде регионов пражско-корчакского ареала селища располагались гнездообразно. Так, в Припятском Полесье зафиксированы "гнезда", состоящие из трех-четырех селений, отдаленных друг от друга на 300-500 м. Расстояния же между "гнездами" достигали 3-5 км. Выделяется два типа планировки поселений. Наиболее распространенной, очевидно, была кучевая, бессистемная застройка. При этом нередко наблюдается размещение жилых строений нерегулярными группами. В промежутках между ними обнаруживаются хозяйственные ямные постройки, которыми, как полагают исследователи, пользовались коллективно большие патриархальные семьи. Ко второму типу принадлежат поселения, вытянутые вдоль берегов рек или иных водоемов. Они имели рядную застройку. Среди памятников пражско-корчакской культуры известны единичные городища. Наиболее интересным является городище у с. Зимно на Волыни [17]. Оно устроено на мысу высокого берега р. Луг, правого притока Западного Буга. Городище занимает срединную часть мыса, ограниченную глубокими рвами. Его размеры 135 х 14 м. Жилищами населения пражско-корчакской культуры были преимущественно полуземлянки, квадратные или под-квадратные в плане, размерами от 8 до 20 кв.м. Котлованы их опускались в грунт от 0,3 до 1 м и более. Наиболее распространенная глубина - 0,5-1 м. Полы жилищ были земляными, иногда подмазанными глиной, или выстилались досками. В одной из стен построек делался вырез для входа, который закрывался деревянной дверью. Для спуска в жилища обычно устраивались деревянные лестницы. Зафиксированы также жилища с коридорообразными прирезками, в которых имелись вырезанные в грунте ступеньки для входа. Предполагается, что общая высота жилых построек достигала 2 м. Перекрытия их были двускатными, они имели деревянный каркас, покрытый досками или соломой. Неотъемлемой частью всех жилых построек были печи или очаги. Конструкции их различны. В одних случаях это были печи-каменки, в других регионах печи строились из глины, а в западной части пражско-корчакского ареала доминировали очаги, сложенные из глины или небольших камней. Отопительные устройства находились, как правило, в одном из углов жилища, что составляет этнографическую особенность интерьера славянского дома. Внутри жилищ вдоль стен устраивались прилавки, вырезанные в материке со следами облицовки деревом или устроенные целиком из дерева. Они служили лежанками и скамейками. Жилища-полуземлянки составляют характернейшую особенность пражско-корчакской культуры и отчетливо отделяют ее ареал от более северных группировок славян начала средневековья. Ранними погребальными памятниками населения пражско-корчакской культуры являются грунтовые могильники. Обряд погребения - трупосожжение, совершавшееся на стороне. Остатки кремации, собранные с погребального костра, помещались в небольших (от 20 до 80 см в поперечнике) и неглубоких (от 20 до 50 см) ямках, нередко в урнах - глиняных горшках пражско-корчакского типа. Иногда они накрывались плитняковым камнем, опрокинутым вверх дном горшком или сковородкой. Вещей при захоронениях почти нет. Встречены лишь одиночные и порой невыразительные, нередко оплавленные предметы, среди которых есть стеклянные бусы, фрагменты костяных гребней, железные ножи, кресала, пряжки.
Уже в VI-VII вв. в среде славянского населения, представленного пражско-корчакскими древностями, получает распространение курганный обряд погребения. Эта особенность развития погребального ритуала выделяет рассматриваемую группировку среди остального раннесредневекового славянского мира. Причины и условия зарождения курганной обрядности в среде славян пражско-корчакской группировки пока непонятны. Возможно, это было обусловлено какими-то изменениями в языческом мировоззрении. На следующем этапе (вторая половина VII - VIII в.) курганный обряд получает более широкое распространение. На третьем этапе (VIII-Х вв.) курганный обряд погребения широко распространяется по всему ареалу пражско-кор-чакской культуры [33], а грунтовые могильники постепенно прекращают функционирование. Курганы появляются также в тех землях, которые в это время были освоены славянами, вышедшими из рассматриваемой здесь племенной группировки. В этот период обряд кремации умерших постепенно сменялся трупоположениями. Культовые памятники славян пражско-корчакской культуры практически нам неизвестны. Среди изделий из железа пражско-корчакской культуры наиболее интересной категорией являются находки, характеризующие хозяйственную деятельность населения. К таковым принадлежат, прежде всего, орудия земледельческого труда - наральники, мотыжки, серпы, косы-горбуши. Наральники найдены на поселениях Городок, Бакота, Зимно, Хотомель, Рипнев, а также в составе клада железных вещей в Летех под Добржиховицами в Чехии. Тягловой силой для работы такими орудиями у славян были лошадь и волы. Ландшафтная приуроченность поселений пражско-корчакской культуры, многочисленность зерновых ям, исследованных раскопками, и вещевой инвентарь со всей определенностью свидетельствуют, что основой экономики населения рассматриваемого ареала было земледелие. С переработкой зерновых культур связаны каменные жернова, повсеместно встречающиеся на поселениях. Для выпечки хлеба и лепешек широко применялись глиняные сковороды. Их же использовали для приготовления различных блюд из несозревших зерен ячменя и пшеницы, а также пищи из проса [39]. Хранилось зерно в специальных ямах колоколовидной или бочковидной формы, хорошо известных по раскопкам многих поселений. Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности славян занимало животноводство… На первом месте по числу особей в большинстве случаев находится крупный рогатый скот, второе место отводится свинье, третье -овцам и козам и четвертое - лошади. Предметы вооружения и конского снаряжения крайне немногочисленны. Это - наконечники копий, дротиков и стрел, удила и шпоры.
Территория распространения ранних пеньковских памятников ограничивалась бассейном нижнего Днестра на западе и достигала Северского Донца на востоке. На северо-западе она вплотную соприкасалась с пражско-корчакским ареалом, а в Днепровском левобережье, в бассейнах нижней Десны и Сейма - с областью расселения колочинских племен. Со временем наблюдаются некоторые изменения в облике пеньковской культуры. В жилищах-полуземлянках почти повсеместно очаги вытесняются печами-каменками.
Основным типом поселений пеньковской культуры являются открытые селища, занимавшие участки первых надпойменных террас в долинах небольших рек или ручьев. Для поселений выбирались места, которые не требовали сооружения искусственных укреплений. Реки, леса и болота служили им естественной защитой. Рядом с поселениями обычно находятся легкие для пашенной обработки земли и пойменные луга для выпаса скота. Площадь большинства пеньковских селищ не превышает 2-3 га, значительная же часть их занимала 0,5-1,5 га. На большинстве поселений одновременно существовало от 7 до 15 домохозяйств. Преобладала бессистемная застройка, постройки ставились на расстоянии 15- 40 м друг от друга. Основным типом жилища пеньковской культуры были подквадратные в плане полуземлянки площадью от 12 до 20 кв.м, по основным показателям идентичные пражско-корчакским постройкам. Глубина котлована жилищ - от 0,4 до 1 м. Предполагается, что наземная часть сруба имела высоту 1,5-2 м. . Крыши жилищ имели деревянные каркасы, которые покрывались соломой или камышом. На поселении Перебыковцы исследованы остатки двускатной крыши, которая была сооружена из жердей, перекрытых сверху слоем глины. Отопительным устройством служили печи или очаги. По подсчетам О.М.Приходнюка, среди жилищ ранней фазы пеньковской культуры 21 постройка отапливалась очагами, а в девяти имелись печи-каменки. Печи ставились всегда в одном из углов полуземляночных жилищ, что, как уже отмечалось, весьма характерно для всего раннесредневекового славянского мира. На большинстве пеньковских жилищ печи строились из камня непосредственно на полу и лишь изредка их основания несколько опускались в грунт или поднимались выше пола. Печи сооружались из камней, но в редких случаях устраивались и глиняные печи. Интерьер пеньковского жилища неприхотлив. В домах обычно устраивались лишь пристенные лавки. Пол в подавляющем большинстве построек был утрамбованным. Не исключено, что в некоторых жилищах он выстилался деревянными плахами. Жилищам на пеньковских поселениях сопутствовали хозяйственные постройки. Иногда это были наземные срубные или столбовые строения, сходные с жилищами, но чаще - разнообразные ямы цилиндрической, колоколовидной или бочковидной формы. Размеры их различны - от 0,3 до 2 м в поперечнике и до 2 м глубиной. В этих ямах хранились зерно и иные продовольственные припасы. На поселении Семенки жилую полуземлянку 25 на расстоянии 0,5-2,5 м окружали семь хозяйственных ям. В пеньковском ареале исследован Гайворонский железоделательный центр, расположенный на острове Южного Буга между селами Солгутов и Гайворон. Раскопочными изысканиями на площади 3000 кв.м вскрыто 25 производственных печей, из которых 4 были агломерационными (для обогащения железной руды), а в остальных горнах осуществлялась выплавка железа. Открыто здесь и несколько круглых ям, где хранились запасы руды. Погребальными памятниками пеньковской культуры являются исключительно грунтовые могильники. Ни пеньковское население, ни его прямые потомки совсем не знали курганного обряда. Обряд кремации умерших на стороне с последующим помещением кальцинированных косточек в неглубоких преимущественно цилиндрических ямках диаметрами соседствовал с обрядом трупоположения. . Раскопки памятников пеньковской культуры дали богатый материал для характеристики хозяйства и быта ее носителей. Обнаружено довольно много различных изделий из железа. Среди них имеются орудия сельскохозяйственного труда - наральники, мотыжки, серпы. Частыми находками на пеньковских поселениях являются железные ножи с прямой спинкой и плоскими черенками. Сравнительно немногочисленны предметы вооружения и конского снаряжения. Основой экономики пеньковского населения были земледелие и животноводство. Плодородные земли, занимаемые племенами пеньковской культуры, находки орудий земледельческого труда и обычные для поселений зерновые ямы свидетельствуют о том, что продукты земледелия были основным источником питания. Почти повсеместное использование ручных мельниц указывает на большое значение хлеба, Однако состав культивируемых растений не выяснен. Животноводство оставалось приселищным. Стада паслись преимущественно на пойменных лугах. Состав домашних животных традиционен для территории, занятой пеньковской культурой, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади.