Мы очень рады видеть вас, Гость

Автор: KES Тех. Администратор форума: ЗмейГорыныч Модераторы форума: deha29ru, Дачник, Andre, Ульфхеднар
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: serGild  
Древняя Русь: отношения в семье.
serGildДата: Пятница, 08.07.2011, 21:35 | Сообщение # 1
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4173
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
«Дом — семья, семейный очаг — основная микроструктура в городе, в которой силы взаимодействия и доверия, душевной близости особенно прочны. Семья — хранительница традиций, памяти поколений — формировала систему ценностей и кодекс поведения человека»
В домонгольский период семья еще только начинает выделяться в качестве структурной единицы. Большую роль продолжает играть родовая община — вервь. Однако роль семьи в этом плане, бесспорно, возрастала. Убийца, ставший на «разбой без всякой свады», выдается «с женою и с детьми на поток и на разграбление». Хозяйственное выделение малой семьи оказывает непосредственное влияние и на изменение бытового уклада, а значит, и мировоззрения ее членов. Сужается круг повседневного общения. Сородичи, совместное проживание с которыми в раннеродовую эпоху неизбежно приводило к тому, что малая парная семья в повседневной жизни не замыкалась на своих внутренних делах, несколько отдалились, что в конечном итоге сделало возможным переход от родовой общины к соседской.

Вопрос о соотношении больших патриархальных, и малых, «одноядерных» семей в Древней Руси XI–XIII вв. остается дискуссионным в науке до настоящего времени. Не вызывает, однако, больших сомнений, что в той или иной пропорции обе эти формы могли сосуществовать. Очевидно, выделение малых семей, разрастание их до уровня больших патриархальных и снова раздел на малые — все это было постоянно продолжающимся, текучим процессом. Происходило это довольно просто: малая парная семья со временем превращалась в большую патриархальную, в которой жили вместе несколько поколений — дедушки и бабушки, дети с женами, внуки. Потом какая-нибудь пара выделялась в отдельное житье, и история повторялась.

Брачный возраст, по современным меркам, наступал рано. В послании митрополита Фотия новгородцам (XV в.) нижняя граница выдачи замуж для девочек определена — 12 лет. Судя по тому, что митрополит запрещает более раннее вступление в брак, случаи такие иногда происходили. В простонародной среде ранние браки были обусловлены хозяйственными нуждами — с появлением невестки в доме прибавлялись рабочие руки. В княжеской действовали причины политические. В летописи имеется подробный рассказ о брачном посольстве 1187 г., которое было послано князем Рюриком Ростиславичем в Суздаль, к великому князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо. Послы должны были сосватать дочь Всеволода Верхуславу за сына Рюрика — Ростислава. Жениху-княжичу было 14 лет, княжне-невесте — восемь.
Для юношей обычный брачный возраст наступал позже, чем для девушек, но не превышал 15–16 лет. Таким образом, столь существенного разрыва между биологическим и социальным созреванием, как в современном мире, Древняя Русь не знала. Телесная и общественная готовность к вступелению в брак находились в гораздо большей гармони, чем сейчас. Важным обстоятельством было отсутствие действенных способов предотвратить раннее начало половой жизни, что, с одной стороны, было предосудительно с точки зрения церкви, осуждавшей добрачные связи, с другой стороны, могло повлечь появление на свет незаконнорожденных детей. После того как отошли в прошлое древние славянские обычаи соединения брачных пар на языческих праздниках, «бесовых игрищах» и «плясаниях», в обыкновение вошло сватовство, при котором подбор жениха и невесты, а также достижение предварительной договоренности ложились на родителей брачующихся.

Впрочем, прежние обычаи еще долго продолжали бытовать на Руси. Канонические ответы митрополита Иоанна (конец XI в.) показывают, что в то время еще весьма распространено было представление, что церковное венчание пристало «боляром токмо и князем». Остальные же ограничивались все тем же древним «плясаньемъ и гуденьемъ». Языческие свадьбы исчезли только тогда, когда христианская ритуальная практика, первоначально лишь маскировавшая сохранявшиеся традиционные обычаи, по-настоящему пропитала бытовой уклад не только городской элиты, но и сельских низов.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 08.07.2011, 22:55 | Сообщение # 2
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4173
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Изборник 1076 г.

Особенно интересен для изучения внутрисемейных порядков Древней Руси Изборник 1076 г., составленный из выдержек переводных произведений, подвергнутых существенной обработке.
Судя по всему, подобные изборники были достаточно широко распространены и служили настольной книгой для широкого круга читателей. Такую книгу мог купить своему сыну работящий ремесленник, среднего достатка земледелец или купец. Понятно, что книги в Средние века стоили дорого. Но люди в городах Киевской Руси жили не так уж бедно. На необходимом не экономили. Книга покупалась на долгие годы и передавалась из поколения в поколение. Такой книгой, хранившейся в простой городской или сельской семье, был Изборник.

В Изборнике уделяется немалое внимание отношениям и между супругами. Составитель Изборника имел в виду в основном парную семью, и поэтому в центре его внимания отношения мужа и жены (во всяком случае не в хозяйственном, а в социально-психологическом смысле). «То бо не мала милостынни, еже домашнея своя без скорбии и без въздыхания, и без плача сотворити». Согласно Изборнику, следует беречь жену. Речь, правда, идет о положительном идеале — жене «мудры и благы» — «благодать бо ея есть паче злата», «если жена душевна, то не изгони ея». Такую спутницу найти очень непросто: «Жену мудру не удобь обрести. Въ женах редко обрящеши истину». Зато уж нашедший муж — блажен. Дни его удвоятся. «Добра жена — венец мужу своему и безпечалие».
А существуют еще, согласно мнению безвестного автора Изборника, «злые жены», образ которых весьма популярен в древнерусской литературе. Источником этого образа является, безусловно, византийская традиция: рассуждения о «злых женах» имеются и в Библии (Притчи. 5, 3–6), в «Слове» Ефрема Сирина, помещенного в Изборнике Святослава 1073 г., и в Изборнике 1076 г., и в поучениях, помещенных в «Повести об Акире Премудром», и в «Пчеле». Тем не менее, судя по тому, как глубоко вошли представления о женских несовершенствах в оригинальную литературу, указанный комплекс идей был полностью воспринят древнерусским общественным сознанием.

«Злая жена» — настоящее исчадие ада. Основные отрицательные качества негативного идеала следующие: вздорность — «мирской мятеж, ослепление уму, начальница всякой злобе; в церкви — бесовская мытница: поборница греху, засада от спасения»; непослушание мужу и священнику — «Лепше есть камень долбити, ниже зла жена учити. Железо уваришь, а злы жены не научишь: зла бо жена ни учения слушает, ни церковника чтит»; кокетство: «Не позоруй в зерцало, но зри в коросту. (Не смотри в зеркало! Смотри уж лучше в гроб!)» С такой женой необходимо проявлять твердость, не давать ей власти над собой. «Не даждь жене дерзновения на тя, глаголати аште не ходить подъ рукою ти отъсеци ю отъ плъти своея» — такой жесткий совет содержится в Изборнике 1076 г.
Даниил Заточник говорит приблизительно переданными словами апостола Павла (Еф. 5, 23): «Крестъ есть глава церкви, а мужь — жене своей», Владимир Мономах со свойственной ему простотой и лаконичностью пишет: «Жену свою любите, но не давайте имъ надъ собою власти», а народные пословицы — «мирские притчи», вошедшие в «Моление Даниила Заточника», — трактуют этот вопрос так: «ни птица во птицех сычь; ни в зверех зверь еж; ни рыба в рыбах ракъ; ни скот в скотехъ коза; ни холопъ в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужехъ, кто жены слушает».

В то же время в древнерусских нравоучительных сочинениях XI–XIII в., в отличие от «Домостроя» XVI в., нигде не встречается рекомендаций бить жену, как бы плоха она ни была. Женщина в обществе Древней Руси занимала достаточно высокое положение. Ее правовой и имущественный статус не был принижен, а по ряду пунктов оказывался равным с мужским. Тем не менее древнерусское общество и доминировавшая в нем социальная психология была все же «мужской». Это видно хотя бы по тому, что все существующие рассуждения о семейной жизни ведутся с позиции мужчин и обращены к читателю-мужчине.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 08.07.2011, 23:10 | Сообщение # 3
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4173
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
многоженство

Достаточно долгое время на Руси держались традиции многоженства. У Владимира I, как известно, было пять «водимых», то есть официальных, жен и, по летописному счету, в общей сложности 800 наложниц. У Ярослава Осмомысла (конец XII в.!) — две: официальная «княгиня», имя которой в летописи не указывается, и «параллельная» Настаска. В летописи под 1097 г. рассказывается, как великий киевский князь Святополк II Изяславич садит во Владимире своего сына Мстислава, «иже бе ему от наложнице», отмечает при этом летописец. Значит, на исходе XI в. происхождение от наложницы не могло служить препятствием для посажения на престол, хотя и не оставалось абсолютно нейтральным обстоятельством — летописец все-таки счел нужным обратить внимание читателя на этот факт, но и только.
Устав Ярослава, дают основание утверждать, что другая жена могла появляться у человека не в связи с кончиной предыдущей супруги или с официальным разводом, а одновременно: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…» (ст. 9); «Аще кто имеет две жены водити…» (ст. 17). И в том и в другом случаях Устав предписывает «вторую» жену «пояти в дом церковный», а жить со старой. Но в обстановке, когда даже и само церковное венчание отнюдь не было правилом, постановления Устава, скорее всего, не исполнялись строго и повсеместно.
Вряд ли древнерусское многоженство среди рядовых мужей стоит представлять на манер восточного, как содержание гаремов. Скорее, это были «параллельные» семьи, как у Осмомысла. Или семейный человек, живший большим домом, помимо законной жены, вполне открыто заводил наложницу среди дворни: наложница эта стояла гораздо ниже жены, но тоже имела определенный официальный статус, делавший ее субъектом права. Возможна, как говорилось, ситуация, когда мужчина, не разведясь с первой, законной женой, заводил вторую семью, третью и т. д., становясь тем самым многоженцем.

Церкви, которая стремилась подчинить брачные отношения своему влиянию, одинаково трудно было мириться с многоженством и преодолеть эту древнюю традицию. Вставать на ригористические позиции было нельзя — это грозило потерей паствы и выпадением из сложившейся социальной практики. Приходилось приспосабливаться. В упомянутом выше памятнике древнерусской исповедальной дисциплины «Вопрошание» Кирик спрашивает у Нифонта, что следует делать с семьянином, который помимо основной жены содержит еще тайных или явных наложниц. Нифонт отвечает, что человека необходимо наказать штрафом, и только. Развод, по его мнению, в этой ситуации неуместен, хотя, конечно, такое положение «не добро» вне зависимости от того, явные наложницы или тайные.
Общее направление политики церкви по данному вопросу заключалось в том, чтобы подвигнуть духовных чад оформлять свои браки церковным венчанием, но при этом на самих служителей церкви возлагалась обязанность следить, чтобы церковное благословение получал только единственный брак, т. к., несмотря на обычай, среди духовенства существовало представление, что многобрачие — «срам». Митрополит Иоанн (ум. 1089) предписывал таким «иже бес студа и срама 2 жене имеют» наказание в виде отказа от причастия. Такая мера вряд ли могла сразу в корне пресечь явление, но вполне способна была формировать общественное мнение в русле благоприятном для утверждения церковного единобрачия.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 08.07.2011, 23:13 | Сообщение # 4
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4173
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
развод

Кодекс права развода в Уставе Ярослава был заимствован из византийского источника с местными русскими дополнениями. В нем предусмотрены разводы только по вине жены. Как ни странно, первой из указанных причин является преступление не против супружества, а против власти, то есть политическое преступление — несообщение о готовящемся заговоре против государства в лице «царя» или князя. Интересно, что сообщить о готовящемся заговоре жена должна не куда-нибудь, а мужу.
Остальные пять причин могут быть разделены на две большие группы. Во-первых, когда поведение жены таково, что сомнительным оказывается ее моральный облик: либо ее прямо застали с «любодеем», либо постоянные отлучки, бесконтрольное общение с чужими людьми и посещение игрищ делают наличие тайного любодея вполне вероятным (пп. 2, 4, 5). Во-вторых, когда жена злоумышляет против личности и имущества мужа (пп. 3, 6). Отсутствие любви или обоюдное нежелание продолжать совместную жизнь не могло служить основанием для развода.

Развод не одобрялся и прямо запрещался церковью, но в ситуации, когда и венчание не получило еще повсеместного распространения, контролировать этот процесс в домонгольской Руси было почти невозможно. Как было отмечено Н.Л. Пушкаревой, ни развод, ни повторный, ни третий брак не вызывали никакого общественного осуждения — следов его нет ни в письменных, ни в фольклорных источниках. Живы были языческие стереотипы восприятия брака, в которых превалировал рационализм житейского «здравого смысла».


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
serGildДата: Пятница, 08.07.2011, 23:14 | Сообщение # 5
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений: 4173
Награды: 0
Репутация: 4063
Статус: Оффлайн
Жилищный вопрос

В Новгороде была раскопана богатая усадьба, построенная в XII в. и просуществовавшая до 1194 г. Найденные в усадьбе берестяные грамоты и вещевой материал позволили сделать вывод, что принадлежала она зажиточному горожанину — художнику Олисею Петровичу Гречину. Главный жилой дом имел площадь около 63 м2 Кроме того, во дворе располагались хозяйственные постройки и еще два сруба, одни из которых имел площадь не менее 45 м2.
Обычный городской дом мог иметь около 16 м2 площади. Таким образом, видно, что житель древнерусского города жил в достаточно стесненных условиях. Если предположить, что в таком доме могла помещаться семья из мужа, жены и двоих детей, то на человека приходится по 4 м2 — площадь, достаточная, чтобы устроить постель, поставить стол, лавки, быть может, сундук, но не более того.


Cообщения serGild
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Воскресенье, 01.03.2015, 09:58 | Сообщение # 6
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2464
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
Словарь родственных связей - кто кому какой родственник и кем приходится
https://vk.com/slavssky

Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким.
Но, с другой стороны, как хорошо, если никто не пристает со своими мудрыми советами, если не приходится переживать из-за проблем, которые доставляют дети, если никто не учит «жить» и сгоряча не грозит лишением наследства.
Вот такой парадокс: родственники порой устают друг от друга, а одинокие люди мечтают о ком-нибудь заботиться. Сегодня все чаще говорят, что легче жить одному: меньше проблем. А ведь не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на дядю; вылитая бабушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.
Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он — брат моего мужа, она — жена брата моего мужа». А ведь в русском языке для каждого родственника есть свое название, а за каждым названием — веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ.
Существует три группы родственных связей:
• непосредственно родственники — родство по крови,
• свойственники — родство по браку,
• и, наконец, неродственные связи.
Прежде чем заглянуть в словарь родственных отношений, давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей.

Яблоко от яблони недалеко падает, или Родство по крови
Если родители общие — значит, родство кровное. Родственники по крови — это самые близкие люди. Особые фамильные черты сказываются на укладе жизни, на выборе профессии. Кровные родственники имеют характерные внешние черты. Особенно умиляет фамильное сходство, проявляющееся в детях. «На кого похож новорожденный?» — один из важнейших вопросов. Кажется, запутаться в этом родстве невозможно. Мать, отец, дядя, тетя, брат, сестра… Но и тут есть повод задуматься.

Братья и сестры
В одном поколении ближайшие друг другу люди — это братья и сестры. Если вы единственный ребенок, то в вашем поколении у вас нет кровных родственников. Братья и сестры могут быть родными, кровными, полнородными, если у них общие и мать, и отец. Или единокровными — рожденными от одного отца. Или единоутробными — рожденными одной матерью, но от разных отцов.
Отголоски того, насколько тесна связь между братом и сестрой, можно найти в старинных народных обычаях, загадках, пословицах. У сине-желтого лесного цветка иван-да-марья было другое название — брат-с-сестрой. На свадьбе сестры рядом с невестой садился ее брат — для «защиты» от жениха, который должен был заплатить ему выкуп за будущую жену. В братине (медной или деревянной полуведерной чаше) разносили питье, пиво, квас на всю братию и разливали по деревянным чашкам и стаканам.
Товарищество, дружба, приязнь, тесная связь — все это определяется словом «братство». А со словами брат, братишка обращаются не только к родным, но и к друзьям, товарищам, единомышленникам, участникам общего дела.

Отцы и дети
Самая тесная родственная связь существует между родителями и детьми. Отец, мать, сын, дочь — люди из двух соседних поколений — ближе всех друг другу.
Мы говорим: мать-сыра земля, Родина-мать, Волга-матушка. Матерью или матушкой чествуют даже чужие люди женщину в летах.
Отец в народных представлениях — старший, первый, главный, заслуживающий уважения, мудрый.
Отчий дом, отеческая любовь, отчизна, отечество — слова с общим корнем. Давно забыто слово отчич — так называли сына и родового наследника своего отца.
Для мужчины, как правило, рождение сына — повод для особенной мужской гордости. До сих пор мужчину, у которого рождаются только дочери, иной раз называют «бракоделом». Считалось, что сын — родительский помощник, а дочь покинет родительский дом, уйдет жить к мужу. Как ни странно, эти предрассудки живы по сегодняшний день.

Дедушки и бабушки, внуки и внучки
Дед, дедушка — отец родителя;
бабка, бабушка — мать родителя;
внук — сын ребенка;
внучка — дочь ребенка.
Счастливы семьи, в которых бабушки и дедушки помогают растить детей. Нет ничего бескорыстней, чем любовь к внукам. Бабушка в традиционном представлении — круглая, добрая старушка. Может быть, поэтому кулинары называют бабкой нежную, воздушную сдобу, наподобие кулича, выпеченную в высокой форме.
Дедушки мечтают увидеть во внуках осуществление своих мечтаний, свое продолжение. Дедом, дедовником называют в народе разные виды репейника, чертополоха. Наверное — не случайно. Любят дедушки вспоминать одно и то же и повторять одну и ту же историю.

Прадедушка и прабабушка
Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили.
Не так часто встречаются сейчас прадеды и прабабушки. Чтобы стать «пра», надо родить детей, вырастить внуков и дождаться рождения детей своих внуков. Приставку «пра» прибавляют к словам для того, чтобы подчеркнуть древнее происхождение. Так первого владельца чего-либо называли правладелец или правладелица. Крестьяне называли несобранную рожь-падалицу, выросшую самосевом и давшую урожай на второй год, — прападалица.
Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, еще более старое поколение — прапращуры, а старейшее — прапрапращуры. В наше время большинство людей имеют смутные представления о древних предшественниках по роду — своих предках. И даже обижаются, если дети их называют этим древним словом. А зря.

Дяди, тети и племянники
Если у ваших родителей были брат или сестра, то для вас они будут дядей или тетей. А их дети будут для вас двоюродными братьями и сестрами, или, как иногда говорят, кузенами и кузинами. Это тоже кровные родственники, но не такие близкие, как прямые кровные, поэтому, случается, между кузенами и кузинами возникает не родственная привязанность, а настоящая страсть. А еще есть троюродные (от двоюродных дяди или тети), четвероюродные (от троюродных) и так далее братья и сестры.
Жена родного дяди будет вам тетей, а муж родной тети — дядей. Это родство не кровное. Дяди и тети чаще всего становятся крестными для своих племянников.
Есть еще малые тетки и даже великая тетка — о том, кого так величают, вы узнаете, прочитав Словарь родственных отношений.
К «дядьям» на Руси относились уважительно. Раньше для ухода или для надзора за ребенком приставляли воспитателя — его называли дядькой. И у каждого рекрута в полку был дядька — наставник из старых солдат. Дядькой называли первого бурлака, тянущего баржу. На свадьбах в центральных областях России «дядей» называли посаженного отца жениха. Дядька невесты участвовал в свадебном обряде: держал перед нею платок, когда ей расплетали косу.
Племянники — люди вашего рода, вашего племени. Про род, в котором много колен, так и говорили: племенистый род. А о человеке из большой семьи — племенистый семьянин. Кто сейчас догадается, кого раньше называли братыч или сестреница, сестринна? А ведь речь идет о племяннике, если он сын брата, и о племяннице, если она дочь сестры. Сына сестры прежде называли нетий, а дочь брата — братанка. Если у брата или сестры вашего супруга или супруги есть дочь или сын, они тоже будут считаться вашими племянниками.
Из глубины веков дошли до нас такие меткие выражения. «Божий племянничек» — тот, кому все блага даются даром. «Застольный племянник» — живущий в доме бедный родственник, приживал. «Племянничать» — навязываться, искать покровительства у дальних родственников.
В роду могут быть двоюродные, троюродные или внучатые племянники. Чтобы не запутаться, словом «племянник» зачастую называли любого дальнего непрямого родственника. В некоторых восточных районах, оказывая участие дальнему родственнику, а иногда просто земляку, называли его по-свойски — племяш.

Семейный горшок всегда кипит, или Родство по свойству
Когда молодые венчались, у них появлялись новые родственники. Такое родство иначе называют свойством, от слова «свой». Строго придерживаясь терминологии, надо считать родственников, приобретенных после заключения брака, свойственниками.
После свадьбы молодые жили вместе с новыми родственниками одной большой семьей согласно проверенным веками правилам. В средневековом русском сознании старший мужчина-домовладелец являлся главой своего «двора»: все «домочадцы» были почти его собственностью. Большая устойчивая семья, жившая во «дворе», состояла из нескольких ветвей родственников. Только глава семьи имел право отселять некоторых из них. Часто брали на воспитание сирот, которые находились, как и родные дети, в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом.
Четкая иерархия определяла положение каждого обитателя дома.

Муж и жена
Стать мужем значило доказать свою зрелость, готовность быть главой семьи и хозяином в доме. От мужа требовались мужественность, крепость духа, решительность. Муж мог оказаться человеком с мягким нравом — женонравным, а если он сразу позволял жене командовать, в семейной жизни — проявлял женопокорностъ.
Венчанную женщину могли назвать, особенно подчеркнув ее принадлежность мужу, так: мужевая жена, мужастая женщина. Сегодня эти слова воспринимаются почти как оскорбление, а раньше в них звучало уважение. Мужеподобную или просто решительную и суровую женщину могли так и прозвать — мужланка, мужлатка. Любой мужчина хотел видеть мужеугодливую жену, т. е. умеющую угодить мужу. Особенным несчастьем становилась для мужа жена властная, злая, завистливая, лживая, бесхозяйственная, гулящая. А у кого жена была мудрая, того люди называли женомудрым.
Только родители решали, с кем будет венчаться и жить их сын, сами искали ему невесту. Они знакомились со всем семейством, сватались. Сват и сватья — это отец и мать мужа для семейства жены, так же называют в семействе мужа отца и мать жены. После свадьбы обе семьи становились ближайшими свойственниками.

Семья мужа
Сын приводит жену в дом родителей, а дочь перебирается жить в дом мужа. В новом доме почитают волю старшего мужчины — хозяина и старшей женщины — хозяйки. Теперь ближней родней становятся родители супругов. Раньше муж и жена называли родителей своих супругов матушкой и батюшкой, признавая, что входят в новую семью на правах ребенка.
Сегодня в таком щекотливом вопросе — полная свобода выбора. Хотите — называйте мамой и папой, хотите — по имени — отчеству, или просто по имени, или тетей — дядей. Лучше не торопиться: время все расставит на свои места. И, конечно, поинтересоваться напрямую, какой вариант обращения к себе предпочитают слышать ваши новые родственники.
Родители мужа для молодой жены — свекор и свекровь. Жена сына — сноха, она же — невестка. Невесткой будет женщина и по отношению к родителям мужа (свекра и свекрови), и родному брату мужа (деверю) и его жене, и сестре мужа (золовке) и ее мужу. Кроме того, невесткой вся родня считает жену ее родного брата — шурина. Жены родных братьев друг другу тоже невестки (снохи). Свояченица — родная сестра жены. Свояк — ее муж. Свояки — те мужчины, чьи жены друг другу сестры.
Сношеница — жена деверя. Сношеницы — женщины, чьи мужья являются братьями.
Золовка — родная сестра мужа. В патриархальной семье она была по положению выше невестки, жены своего брата, и зачастую молодой ясене от золовки доставалось больше, чем от сварливой свекрови.
Жизнь невестки в доме родителей мужа — тяжкая доля. Наутро после первой брачной ночи свекровь слегка ударяла невестку плеткой, говоря, что это «мужнина гроза», напутствуя жить в семье покорно и послушно. С женитьбой сына семья получала молодую работницу. Причины для конфликта между невесткой и свекровью весьма серьезные: мать ревнует сына к другой женщине, да и две хозяйки на кухне не уживаются. В таких случаях в семье устанавливаются своеобразные «гаремные» законы, когда четко распределяются женские роли: одна — старшая, другая — любимая.
Конечно, бывают свекрови мудрые, и в семье воцаряются совет да любовь, бывают и другие свекрови — «соседки по коммунальной квартире». А еще так говорят: «Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит»… Но невестка могла стать любимицей свекра и получать от него особые знаки внимания. Тогда говорили: «Сношенька у свекра — госпоженка». Сноха могла влиять на судьбу младших братьев своего мужа: «Первого сына женят отец-мать, а второго — сноха».

Семья жены
Зять — муж дочери для родителей жены (тестя и тещи), для ее сестры (свояченицы), для ее брата (шурина) и для жены последнего. Родители жены для мужа — тесть и теща. Если зять приходился ко двору, то его принимали как родного сына. Умные родители зятя не обижали, старались при встречах угостить его как следует. Избегали ссор, ведь дочери с ним жить. Грозного и буйного зятя родители жены побаивались: с ним не ужиться, а в ссоре может и побить стариков.
Не случайно больше всего анекдотов на «родственную» тему сложено о теще. Видно, были причины недолюбливать зятя: несладко приходилось дочке в семье мужа, вот и приходилось учить молодца уму-разуму. Если между тещей и зятем возникала неприязнь, то это осложняло жизнь всей семьи.
Тести гораздо реже ссорятся с зятьями. Зрелые мужчины не придумывают зятю несуществующих недостатков, легко находят общие мужские темы для разговоров и проводят время за любимыми занятиями. Меньше лезут в жизнь молодоженов с советами, не надоедают контролем, не воспитывают. Возможно, в пику своей жене.

Близкие, да не родные
Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка — отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать — мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) — пасынок, а неродная дочь — падчерица.
В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки — теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона — мачеха».
При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители — названная мать и названный отец — считали девочку названной дочерью, а мальчика —названным сыном.
Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец — люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.
А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, — молочная мать. Выкормить — это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку — для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».
Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли — крестовые, побратимки, названные сестры.

Духовное родство
Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын — крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника — кумами: он — кум, она — кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.
Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирал



"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
AndreДата: Воскресенье, 20.09.2015, 05:02 | Сообщение # 7
Сотник
Редактор
Группа: Наместники
Сообщений: 2464
Награды: 3
Репутация: 2431
Статус: Оффлайн
продолжение и дополнение предыдущего поста..
СТЕПЕНИ РОДСТВА У СЛАВЯН ОБЩЕПРИНЯТЫЕ В РУССКОМ НАРОДЕ

МУЖ – мужчина детородного возраста, ведущий общее хозяйство с женщиной («женатый»). В наше время муж может сменить за одну жизнь несколько жён. Это кармическая (временная) связь мужчины и женщины для приобретения определённых качеств и развязывания кармических узелков прошлых воплощений. Количество жён определяется мерой ответственности мужчины – каждую из них он должен содержать, обучать, защищать, наделять женской долей. По Ведическому укладу юноша мог жениться только по достижению 21-го года, после завершения обучения мужским искусствам и мастерству своего сословия. Кроме этого, он должен был научиться содержать и обучать свою жену и детей. Исследования современных учёных подтверждают полное созревание ряда центров высшей нервной деятельности молодых мужчин именно к этому возрасту: например, эти центры отвечают за осознанное духовное развитие человека, за чувство ответственности за судьбу своих близких.
«Муж жене отец»
«Не муж в мужах, коим жена владеет»

ЖЕНА – женщина детородного возраста, ведущая общее хозяйство с мужчиной («замужняя»). В Кали-югу («злосчастный век») может сменить за одну жизнь несколько мужей. По Ведическому укладу девушка могла выходить замуж после 16-ти лет, при условии телесного здоровья и завершения обучения женским искусствам.
«Жена без мужа – вдовы хуже»
«Хорошая невеста, да худая жена»

СУПРУГИ (супруг и супруга) – родственные половинки (мужская и женская), соединённые судьбой навсегда («повенчанная чета»). Выбор супруга происходит испытанием духа. Иногда нужно несколько жизней, проведённых рядом, чтобы супруги поняли и вновь обрели друг друга для дальнейшего совместного духовного развития.
«Супруг и супруга почитаются в Русском народе более мужа и жены» В.И. Даль

ОТЕЦ (отче, батя, батюшка) – мужчина, давший своё семя для зачатия ребёнка. Однако в Русском народе говорят: «Не тот отец, кто семя дал, а тот отец, кто выкормил, вырастил и в люди выпустил». Отцов у человека может быть несколько: родной (кровный, давший семя), кормчий (выкормивший и вырастивший ребёнка), крёстный (родственник или посторонний человек, участвовавший в крестинах), посажённый (близкий знакомый или дальний родственник, участвующий в свадебном обряде в случае отсутствия родного отца), духовный (свещеннослужитель или наиболее уважаемый в роду человек – наставник в духовных вопросах), названный (посторонний человек, принявший на себя обязанности отца по отношению к человеку любого возраста).
«Отца с сыном и сам царь не рассудит»
«Дай Бог, кому детей родить, тому их и вскормить!»

МАТЬ (мама, матерь, матушка) – женщина, выносившая и родившая здорового ребёнка. Крёстная мать – родственница или посторонняя женщина, участвовавшая в крестинах, посажённая мать – близкая знакомая или дальняя родственница, участвующая в свадебном обряде в случае отсутствия родной матери, духовная мать – свещеннослужительница или наиболее уважаемая в роду женщина – наставница в духовных вопросах, названная мать – посторонняя женщина, принявшая на себя обязанности матери по отношению к человеку любого возраста, молочная мать (мамка) – кормилица младенца.
«Бог до людей, что мать до детей»
«Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка»

СВЁКОР – отец мужа. Наставник и заступник для жены сына.
«Свёкор – батюшка, заступа моя»
«Свёкор дочку бранит – невестке науку даёт»

СВЕКРОВЬ – мать мужа. Отвечает за продолжение обучения жены сына.
«Журлива, что свекровь»
«Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища»

ТЕСТЬ – отец жены. Советчик молодым в спорных вопросах. Несёт ответственность за поступки и поведение своей дочери в новой семье.
«Тестовы обычаи уважай»
«Тесть любит честь»

ТЁЩА – мать жены. Помощница и советчица мужу дочери.
«Зять да сват у тёщи первые гости»
«Тёща зятя ублажает ради малого дитяти»

СВАТ – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.
«Два брата на медведя, а два свата – на кисель»
«Сват не сват, а в горох не лезь!»

СВАТЬЯ (сваха) – мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга в родственных отношениях. В отличие от них, сват и сваха (сватья), участвующие в свадебном обряде, кровными родственниками не являются, а могут быть только названными. На хорошей свадьбе в обрядах участвуют три свахи: женихова (сватавшая), подвенечная (крёстная мать или близкая родная женщина), постельная («пуховая», сведущая в обрядах зачатия).

ЗЯТЬ – муж дочери, муж сестры, иногда – муж золовки.
«Зятёк тестюшку ублажает»
«Зятнин брат тёще сват»

СНОХА («невестка») – замужняя женщина по отношению к родным её мужа: отцу, матери, братьям, сёстрам, жёнам братьев и мужьям сестёр («сыноха» - то есть сыновья жена, В.И. Даль).
«Первого сына женит отец-мать, а второго – сноха»

ДЕВЕРЬ – брат мужа.
«Мой деверёк – что браток»

ЗОЛОВКА – сестра мужа, иногда так называют жену брата.
«Золовка хитра на уловки»
«Золовкины посиделки – суббота на масляной неделе»

ШУРИН – родной брат жены.
«Шурин по зятю не наследник»

СВОЯЧЕНИЦА – сестра жены.

СВОЯК – муж свояченицы; муж сестры жены (иногда – зять). Двоюродные свояки – мужья двоюродных сестёр.
«Свояк свояку подарок дарил, да чёрна кошка пробежала»

БРАТ (братец, братик, братишка) – каждый из сыновей, имеющих общих родителей, в отношении к другому сыну или сестре.
«Нет друга супротив родного брата»
«Брат брата не выдаст»

ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын родного дяди или родной тёти. Находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей («сродный»).
«Брат на брата – хуже супостата»

ТРОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын двоюродного дяди или двоюродной тёти.
«Брат-то мой, да ум то у него свой»

СЕСТРА (сестрица, сестрёнка) – дочь одних и тех же родителей по отношению к другим их детям.
«Первую дочь по семье бери, вторую – по сестре»

ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь родного дяди или родной тёти.
«Брат сестре не указ в стряпне»

ТРОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь двоюродного дяди или двоюродной тёти.
«Живёт красна и наша сестра»

ПОЛНОРОДНЫЕ (брат, сестра) – дети, имеющие общую мать и общего отца. Единородные дети – имеющие общего отца. Единоутробные дети – имеющие общую мать. Привенчаные дети – дети, рождённые до свадьбы.

СВОДНЫЕ (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе, неродные («сведённые»). Молочный брат (сестра) – сын (дочь) кормилицы. Названные (брат, сестра): побратимы (обменявшимися нательными крестами или оберегами, в знак духовного побратимства), крестные (сын или дочь крёстного отца или крёстной матери), кумлёные (девушки кумятся в Семик, «девичье родство»), кровные (приобщившиеся к крови друг друга – добровольно или случайно, так как кровники могут и быть врагами).
«Никто не сводил – Бог свёл!»
«Брат так брат, а не брат – так отдай мой крест и лапти!»

ПЛЕМЯННИК (племянница) – сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно: ребёнок двоюродного брата (сестры) – двоюродный племянник, ребёнок троюродного брата (сестры) – троюродный племянник.
«У тётки баловень племянник, у дяди – племянница»

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК(племянница) – внук (внучка) брата или сестры. В народе ещё отличают: «застольный племянник» - пригретый и живущий временно в доме бедный дальний родственник, «Божий племянник» - родственник, которого так называют за сопутствующий ему во всём успех.

ДЯДЯ (дядька, дядюшка) – брат отца или матери, муж тётки. Соответственно: двоюродный дядя – двоюродный брат отца или матери, троюродный дядя – троюродный брат отца или матери. В древнерусском языке его называли «стрый» - он помогал брату в воспитании детей («пестун»). Позднее «стрыем» стали называть дядьку-наставника мальчиков в воинском искусстве.
«У кого есть дядька, у того цело дитятко»
«Каковы где дядьки, таковы и дитятки»

ТЁТЯ(тётка, тётушка) – сестра отца или матери по отношению к их детям (племянникам). Жена дяди по отношению к его племянникам. Соответственно: двоюродная тётя – двоюродная сестра отца или матери, троюродная тётя – троюродная сестра отца или матери.
«Где тётка, там и сваха»

ВНУК (внучка) – сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно: двоюродный внук (внучка) – сын (дочь) племянника или племянницы.
«Бабушке один только дедушка не внук»

ДЕД (дедушка, дедка) – отец отца или матери. Советчик во всех домашних делах. Хранитель заповедей предков.
«У кого есть дед, у того есть и обед»

ДВОЮРОДНЫЙ ДЕД – дядя отца или матери, брат родного деда.
«Как жили деды наши, так и нам велели»

БАБУШКА (баба, бабка, бабуся) – мать отца или матери. Заступница всем домашним, хранительница семейных обычаев.
«Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит»

ДВОЮРОДНАЯ БАБУШКА – тётя отца или матери, сестра родного деда или бабушки.
«У каждой бабки свои ухватки»

ТРОЮРОДНАЯ БАБУШКА (дед) – бабушка (дед) двоюродной сестры или брата, двоюродная тётя (дядя) отца или матери («внучатная»). В народе ещё уважали крёстную бабку – мать крёстного отца или крёстной матери.
«Была б моя бабуся – никого не боюся!»

МАЧЕХА – жена отца по отношению к его детям от другой женщины, неродная мать.
«Вдовец берёт себе жену, а деткам – мачеху»
«Мачеха добра да не мать родна»

ОТЧИМ – муж матери по отношению к её детям от другого мужчины, отец по матери (неродной отец).

ПАСЫНОК – неродной сын одного из супругов, приходящийся родным ребёнком другому.
«Пасынок не сын, чужая боль – не своя»

ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родным ребёнком другому.
«Отчимовой падчерице легче, чем мачехиной»

ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ – отец и мать, усыновившие (удочерившие) кого-либо.
«На подкидыша приёмщик найдётся»

ПРИЁМНЫЕ ДЕТИ – сын или дочь, усыновлённые, удочерённые кем-либо («приёмыши»).

ПРИЁМНЫЙ ЗЯТЬ (примак) – зять, принятый в семью жены, живущий в доме тестя. Раньше в народе таких мужей шутливо называли «влазень».

В своём Словаре великорусского языка, вышедшем в 1882 году, В.И. Даль пишет: «Родство вообще бывает: кровное (родовое), по общему родоначальнику; свойство (сватовство), по брачным союзам; духовное (крестное, кумовство), по восприятию от купели; различают родство по мужскому и по женскому колену (по отцу или по матери); также восходящее, нисходящее и боковое, наконец родство законное и незаконное (побочное). Кровное родство определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями: каждое колено или поколение составляет степень (по Св. Зак. связь одного лица с другим посредством рождения), а связь, цепь степеней – линию. Степень, от которой идут линии, в отношении к ним называют коленом; а линии, в отношении к своему колену, отраслями или поколениями (здесь по Св. Зак. колену и поколению дано особое значение); линия бывает восходящая, нисходящая и боковая; в каждой линии столько степеней, сколько рождений, считая вверх или вниз от данного лица, которого сын и есть первая степень; взаимное родство в боковой линии считается от данного лица вверх, по степеням, и вниз от общего родоначальника, до родственника, о котором речь; посему два брата взаимно во второй степени родства, дядя с племянников в третьей, двоюродные братья в четвёртой, сын двоюродного брата в пятой, внук его в шестой и пр. Первая боковая линия от братьев и сестёр родителей (от первой восходящей степени); вторая от сестёр и братьев деда и бабки (от второй восходящей степени) и т.д.; сим способом всякое родство определяется счётом линий и степеней» (курсив В.И. Даля).

ЗАГАДКИ
«Одно дитя роженое, другое – суженое» (дочь и зять).
«Шуринов племянник как зятю родня?» (сын).
«Шёл муж с женой, брат с сестрой, да шурин со зятем: много ли всех?» (трое).
«Шли тёща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой, да дочь с отцом – а всего сколь?» (четверо).

отсюда


"Люблю я посещать новые страны, новые города, знакомиться там с интересными людьми..." Странник
Cообщения Andre
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
МарьяДата: Вторник, 08.03.2016, 19:51 | Сообщение # 8
Десятник
Группа: Ушкуйники
Сообщений: 109
Награды: 0
Репутация: 317
Статус: Оффлайн
Цитата Andre ()
Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи.
Настолько крепкими, что жена, зная, что у мужа появилась любовница, именно любовницу звала в крестные матери новорожденному малышу. Отказать та не имела права, а жена знала, что этим самым разрушит связь между мужем и соперницей. Комувское прелюбодеяние считалось большим грехом. Именно поэтому, крестными родителями одного ребенка не могли быть муж с женой



Спроси-переспроси меня,
Милее нет земли,
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.... (из песни)
Cообщения Марья
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
КонягаДата: Четверг, 10.03.2016, 17:23 | Сообщение # 9
Сотник
Мастер
Группа: Советники
Сообщений: 3334
Награды: 2
Репутация: 4093
Статус: Оффлайн
Ага, вот откуда анекдоты про кума и куму пошли... Хи... русский вариант шведской семьи.

Коняга - это не лошадь Пржевальского. Коняга - это лошадь поручика Ржевского.
Cообщения Коняга
Красницкий Евгений. Форум. Новые сообщения.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Люди
Лиса Ридеры Гильдия Модераторов Сообщество на Мейле Гильдия Волонтеров База
данных Женская гильдия Литературная Гильдия Гильдия Печатников и Оформителей Слобода Гильдия Мастеров Гильдия Градостроителей Гильдия Академиков Гильдия Библиотекарей Гильдия Экономистов Гильдия Фильмотекарей Клубы
по интересам Клубы
по интересам



© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта