Ковш. Сцена измерения уровня Нила. Деталь. Серебро. 491—518 гг. Ленинград. Гос. Эрмитаж
ния он подкреплял ссылкой на факты. Вполне возможно, что Иоанн Филопон проводил какие-то опыты с падением предметов в различных средах. Экспериментировал и Симпликий. Изучая поднятый Аристотелем вопрос об изменении веса тела по мере приближения его к «естественному» месту, он на основании своих опытов отрицал разницу между пустым бурдюком и бурдюком, наполненным воздухом. Аристотель же считал вес надутого бурдюка больше, чем пустого, ненадутого 31. Проблемами физики занимался и Прокл Диадох. Он впервые выдвинул идею о том, что частички огня и тепла должны обладать быстрым движением. Им было написано сочинение по физике «Физические начала, или О движении», где речь шла о физических элементах и обсуждались проблемы движения 32. Наряду с собственно физическими вопросами в естественнонаучных сочинениях Аристотеля раскрываются общие понятия механики, развитые в дальнейшем в трудах Архимеда и Герона. Знакомство с трактатами Стагирита вводило византийцев и в круг вопросов данной дисциплины. Византийцы проводили различие между механикой — теоретической наукой и механикой — практическим искусством. Именно на это различие указывает Папп Александрийский в восьмой книге своего «Математического собрания». По содержанию и характеру это произведение представляет собой компиляцию из работ античных авторов, прежде всего Архимеда и Герона. В книгу включены и оригинальные исследования Паппа, его доказательство «теоремы об объемах тел вращения, которые выражаются через длину окружности, описываемой центром тяжести вращающейся фигуры, так называемая „теорема Паппа—Гюльдена“» 33. Большой интерес к проблемам механики проявляли математики Евтокий, Анфимий из Тралл и Исидор Милетский, которым были известны не только труды Архимеда, но и работы Герона, в частности его «Механика». Свое знание законов механики, творчески усвоенных, последние применили при строительстве храма св. Софии. {417} Знакомство византийцев с основами механики позволяло им создавать сложные, отличающиеся совершенством военные механизмы 34. Познания византийцев в области оптики — науки о зрении, катоптрики — теории отражения лучей от зеркальных поверхностей, диоптрики — учения об оптических измерениях — основывались на трудах Аристотеля, Евклида, Герона, Птолемея. Трактат Евклида «Оптика», излагающий теорию перспективы, был обработан и переиздан Феоном Александрийским. Закономерности отражения параболических зеркал были сформулированы в работе Анфимия из Тралл «О зажигательных зеркалах». По-новому подошел к решению вопроса о прямолинейном прохождении световых лучей Олимпиодор. В отличие от Герона, который в своей «Катоптрике» установил зависимость прямолинейности световых лучей от бесконечно большой скорости их распространения, византийский философ принимал во внимание телеологические соображения. Он доказывал целесообразность устройства всего в природе, которая, по его словам, не терпит никаких излишеств. Это имело бы место, если бы для прохождения света она выбрала бы не самый короткий путь 35. Таким образом, в ранней Византии были подвергнуты критике отдельные положения античных ученых и высказаны некоторые верные догадки по ряду вопросов физики. Но теория этих дисциплин развивалась медленно. Византийцев больше интересовала практическая сторона дела, они старались применить достижения античных мыслителей к решению насущных технических проблем. И все же вклад византийцев в сокровищницу мировой науки должен быть оценен по достоинству. Они осмыслили античные труды по физике, сохранили их, подготовили новые издания и составили к ним комментарии, облегчив потомкам их понимание.
Создание книг другого типа обусловлено было возросшим интересом читающей публики ко всему сказочному и чудесному. Материал для составления своих трудов по зоологии византийские авторы черпали как из письменных источников, так и из жизни, используя собственные наблюдения и рассказы очевидцев. Основными источниками для них были биологические трактаты Аристотеля, которые продолжали изучать и переписывать, и сочинения других античных писателей, затрагивавших данную тему. Нередко в появившихся в ранневизантийский период работах причудливым образом сочетались сведения, заимствованные у Стагирита, с сообщениями баснословного характера. В научном плане данные памятники далеко уступали произведениям Аристотеля. Хотя в них, как правило, не ставились теоретические вопросы, поднятые Стагиритом, тем не менее они также внесли свою лепту в общее развитие зоологии: в некоторых из них были описаны новые виды животных, собраны новые факты и наблюдения. Ботаника, как и зоология, утратила в рассматриваемый период свой научный характер. Из науки, изучающей жизнь растений в их многообразии, она превратилась в простое описание отдельных их видов, произрастающих на территории империи и соседних государств. В Византии IV — первой половины VII в. получила преимущественное развитие практическая ботаника. Потребности сельского хозяйства и медицины заставляли обращать внимание прежде всего на те растения, которые служили продуктами питания и основными средствами для приготовления лекарств и различных снадобий. Византийцы проявляли особый интерес ко всякого рода справочникам, в которых содержались сведения о полезных растениях, необходимых для жизнедеятельности человека, и их целебных свойствах. Основным источником знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста (372—287 до н. э.) и военного врача в армии римского императора Клавдия Диоскорида (I в. н. э.). В трактатах Феофраста «Об истории растений» и «О причинах растений», имевших огромное значение для становления научной ботаники, содержался богатый материал о флоре Греции и сопредельных стран. Наряду с научными данными Феофраст включил в свои сочинения много сведений практического характера: о хозяйственной ценности растений, их лечебных свойствах, способе их собирания и использования, об уходе за садовыми, огородными и полевыми культурами, их строении и размножении, о влиянии на них внешних условий. Практическая направленность трактатов Феофраста привлекала особое внимание византийцев 43. Аналогичной особенностью отличается и труд Диоскорида «О врачебной материи», состоящий из пяти книг. В нем дано подробное и довольно систематизированное описание 600 растений, применяемых в медицинской практике, охарактеризованы их целебные свойства, указаны места произрастания и происхождения. Эта работа пользовалась в средние века непререкаемым авторитетом и оказала влияние на развитие ботаники в последующие столетия. Она была широко распространена в Византии. До нас дошло большое число манускриптов, снабженных, как правило, изображениями растений, о которых шла речь. Самым известным из них был иллюстрированный кодекс, переписанный в 512 г. для Юлианы Аникии, так называемый Венский Диоскорид, хранящийся ныне в австрийской Национальной библиотеке (Cod. Vindob. med. gr. 1) 44. Помимо трудов Феофраста и Диоскорида, в Византии были известны и другие работы, описывающие флору империи и соседних с ней стран. В Венский кодекс наряду с сочинениями последнего было включено несколько памятников, содержащих сведения о растительном мире Византии: анонимное стихотворное произведение, появившееся на рубеже III—IV вв. и рассказывавшее о целебных свойствах растений, парафразы поэмы Никандра из Колофона (II в. до н. э.), в которой были собраны данные о средствах лечения от укусов ядовитых животных. Одна из них была составлена Евтекнием, жившим в IV—V вв. 45 Об отдельных растениях сообщается в богословских, исторических и географических сочинениях, аналогичные сведения встречаются и в законодательных памятниках. Василий Великий в своих «Беседах на Шестоднев» дает характеристику упоминаемым в них растениям. В Дигестах среди товаров, ввозимых в Византию и подлежащих таможенному обложению, названы и продукты растительного происхождения: перец, опиум, корица, мирра и т. д. (Dig., 39, 4, 16.7). {424} В сочинении IV в. «Полное описание мира и народов» перечислены возделываемые в той или иной провинции растения, из которых, вырабатывают продукты питания и различные предметы быта. Среди них упомянуты полевые, огородные и садовые культуры и травы, используемые для приготовления тканей, писчего материала, канатов и др. 46 О флоре тропических стран рассказывают и Филосторгий, и Косьма Индикоплов. Они ведут речь о растениях, произрастающих там: кустарнике перца, гвоздичных и коричных деревьях, кокосовых и фисташковых пальмах, кунжуте, валериане, сахарном тростнике, алоэ, хлопке и т. п. Не ограничиваясь простым описанием названных растений, они указывают, что конкретно из них изготовляют (продукты ли питания, или пряности, или лекарства, или благовония) и что экспортируется в Византию 47. О винограде, фруктовых деревьях, злаках и овощах и об уходе за ними весьма подробно говорят Винданий Анатолий и Кассиан Басс в своих работах по агрикультуре (см.: Геопоники, кн. 4—12) 48. Наряду с указанными сочинениями сведения о растительном мире содержатся в широко распространенных в Византии так называемых ботанических глоссариях, ставших общепринятой формой передачи знаний по данной дисциплине. В большинстве своем это анонимные произведения, иногда приписываемые выдающимся медикам древности, прежде всего Галену. С научной точки зрения ценность византийских книг по ботанике невелика. Как правило, материал для их написания был заимствован из античных памятников. Тем не менее они сыграли определенную роль в истории ботаники. Их составителями были изучены, переписаны и прокомментированы сочинения древнегреческих ученых, что способствовало их сохранению. Кроме того, византийские авторы, будучи практиками, включали в свои работы и собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебных свойств. Иногда у них встречались отсутствовавшие у их предшественников названия ряда растений. Часто сообщения о растениях сопровождались их рисунками, которые помогали составить более четкое представление о них и идентифицировать некоторые виды их. В трудах византийцев отразилось все разнообразие окружавшей их природы.
Все без исключения представители антиохийской школы отвергали теорию шарообразности земли и считали ее плоской. Так, о Феодоре Мопсуэстийском Иоанн Филопон сообщает (III, 9, 10), что он представлял себе мир в виде рассеченного по оси цилиндра, так что в основании его находился плоский четырехугольник, длина которого была больше ширины. «Края неба», по мнению Феодора, лежали на земле. Противником учения о Земле-шаре называет патриарх Фотий Диодора Тарсского (PG, t. 103, col. 837). Идею сферичности земли отвергал в своих гомилиях {435} Иоанн Златоуст (PG, t. 52, col. 507). Ефрем Сирин (t. I, р. 121) считал землю плоским кругом (не прямоугольником, как большинство антиохийцев). С ним солидаризировался и Равеннский Аноним VI в. (р. 1—12). Для теологов антиохийской школы признание земли плоской исключало идею ее вращения. О небе-скинии, лежащем на земле, как шапка, писал Диодор Тарсский (PG, t. 33, col. 837). Неизвестный малоазийский богослов IV в., обычно именуемый Псевдо-Кесарием, вновь напоминал читателям библейскую цитату о том, что небо распростерто над землей, как шатер. Но поскольку шатер не может быть распростерт над вращающейся основой, земля должна быть неподвижной. Отсюда следует, что небо имеет начало и конец и опирается о землю (PG, t. 38, col. 964). Последнее соображение содержит отрицание сферичности небес — положение, принципиально важное для антиохийских богословов. Примыкавший к ним в этом вопросе Лактанций пояснял, что если считать небо сферическим, то необходимо признать таковой и землю, «ибо невозможно, чтобы не было шарообразным то, что заключено в шаре» (De opificio Dei, III, 24). Идея шарообразности земли была близко связана с важнейшей для античной географии концепцией существования антиподов. Тот же Лактанций прямо заявлял, что если земля — шар, то на противоположной ее стороне должны существовать горы, реки, поля, моря, звери, люди. Принять эту точку зрения — значит согласиться с тем, что существуют люди, которые ходят вверх ногами, кусты и деревья, растущие наоборот, моря и горы, висящие в воздухе, снег и дождь, падающие вверх. Кроме того, плоская форма земли согласуется с Писанием (Ibid.). Аргументацию Лактанция, направленную против антиподов, повторил в дальнейшем Косьма Индикоплов. Все антиохийские богословы, за исключением Иоанна Златоуста, были уверены в существовании нижнего неба, расположенного под верхним и служащего для поддержания небесных вод. Весьма характерны в этом плане соображения их общего учителя Феофила Антиохийского (II в.). Он писал, что «твердь небесная» отличается от собственно небес: это небо, видимое человеческому глазу. Над ним находится вода, которая в виде дождя и росы выпадает на землю. Антиохийцы полагали, что «твердь небесная» состоит из воды, иногда отмечая, что это — отвердевшая вода 2. Представление о плоской земле и распростертом над нею в виде шатра небе ставило перед антиохийскими и сирийскими экзегетами важную проблему: куда исчезает Солнце на ночь, пройдя свой путь с востока на запад, и как утром оно вновь оказывается на востоке? Мысль о том, что Солнце освещает противоположную сторону земли, исключалась антиохийской концепцией мироздания. Так впервые появляется в богословской географической литературе идея о высоких горах на севере земной плоскости. Заслоненное ими Солнце возвращается ночью с запада на восток, проходя свой путь близко к земной поверхности и невидимо для людей. О двух огромных кристаллических горах на крайнем севере говорил Ефрем Сирин (t. I, р. 121). Псевдо-Кесарий, проявляя на редкость узкий географический кругозор, считал, что эти горы расположены на севере Каппадокии (PG, t. 103, col. 904). В данном случае идеи антиохийцев странным образом перекликались с античной традицией, идущей еще от Анаксимена и утверждавшей, что земной диск приподнят к северу и опущен к югу. Мысль о Солнце, прячущемся за горами, привлекала в дальнейшем многих средневековых географов. Привязанные к буквальному истолкованию Писания, представители антиохийского богословского направления воспринимали библейское «собрание вод», как единый океан. Этот океан, по их мнению, омывал землю со всех сторон. У Ефрема Сирина он окружает землю, «как стена — город» (t. I, р. 121). У Псевдо-Кесария он «по кругу опоясывает землю» (PG, t. 38, col. 932). Феодорит пишет о море, охватывающем всю сушу, которое одни зовут Океаном, другие — Атлантическим морем (PG, t. 80, col. 93). В этом вопросе с антиохийцами были солидарны и многие западные богословы (Амвросий, Августин). До начала V в. космогонические представления антиохийских и сирийских теологов не были закреплены и выражены в виде целостной системы. Своеобразный итог предшествующему развитию антиохийской космогонии подвел Севериан из Габалы. О нем известно немного. Лишь один период его жизни — конец IV — первые годы V в.— отражен в источниках. К этому времени честолюбивый и энергичный, наделенный ораторским талантом и, видимо, довольно молодой Севериан оставляет небольшой городок Габала в Келесирии, где он был епископом, и приезжает в Константинополь, рассчитывая прославиться на проповедническом поприще. Действительно, очень скоро Севериан становится модным при дворе проповедником, а главное — доверенным лицом патриарха Иоанна Златоуста. Симпатии Златоуста к Севериану были настолько велики, что, уезжая с инспекционной целью в Эфес, патриарх оставил Севериана викарием константинопольскою престола. В эти дни сирийский епископ близко сходится с враждебным Златоусту окружением императрицы Евдоксии, разрабатывавшим планы низложения патриарха. Севериан видит себя преемником Златоуста. Естественно, что после возвращения Иоанна из Эфеса его отношение к малоазийскому выскочке резко меняется. Вскоре пустячная оговорка Севериана в одной из проповедей вызывает против него обвинение в ереси, и хотя дело удалось замять, патриарх предписывает Севериану немедленно отбыть к месту службы в Габалу. Спустя некоторое время настойчивые просьбы императрицы Евдоксии заставляют Златоуста пойти на формальное примирение с Северианом, но никогда в дальнейшем последний не пользовался сколько-нибудь заметным влиянием в столице. Неудивительна ненависть к Златоусту Севериана, активно способствовавшего в дальнейшем осуждению и изгнанию патриарха и ставшего одним из главных инициаторов преследований Иоанна после низложения. О жизни Севериана в более позднее время ничего не известно. Главный труд Севериана — «Шесть речей о мироздании» (PG, t. 56, col. 429 sqq.). Севериан считает, что мир можно уподобить дому (вариант библейского шатра). Плоским полом этого дома является земля, поэтому вращение земли исключено. Дом этот — двухэтажный, и перемычка образована нижним небом, созданным богом на второй день творения под верхним небом первого дня. На нижнем небе покоятся верхние воды, которые необходимы для того, чтобы кристаллическая основа верхнего неба не растаяла под воздействием солнечных лучей. Эти воды, которые господь первоначально создал солеными, а затем опреснил, способны проливаться на землю, но, для блага людей, не сразу, а по капле, в виде осадков. Нижнее небо — совершенно плоское, и по обращенной к {437} земле его стороне ходит Солнце и другие светила (Севериан не дает ответа на вопрос, как же в таком случае выглядит грань неба и земли). По словам Севериана, свет обладает свойством стремиться только вверх, а не вниз, поэтому Солнце должно было бы освещать только небосвод, оставляя землю во мраке. Однако верхние воды отражают солнечный свет на землю. Суша на земле омывается океаном, на севере океан ограничен высокой стеной. Прячась за этой стеной, а также — за морскими волнами, Солнце проходит путь с запада на восток, чтобы утром вновь взойти над землей. Севериан полагал, что зимою Солнце садится ближе к юго-западу и восходит ближе к юго-востоку, поэтому ночью оно вынуждено проходить более длинный путь, и ночи становятся длиннее. Обратная картина наблюдается летом. Такова в общих чертах космогоническая концепция Севериана из Габалы, который, по верному замечанию И. Целлингера, «впервые представил нашим глазам сирийскую ученую традицию в осязаемом и подробном виде» 3. Легко заметить, что во всех своих основных чертах она соответствует более поздней космогонической системе Косьмы Индикоплова. Следует остановиться еще на одной черте, отличавшей антиохийскую школу. Стремясь к буквальному истолкованию Писания, экзегеты-антиохийцы с особой тщательностью «исследовали» географические вопросы, непосредственно вытекающие из Библии. Так, именно им принадлежит инициатива в разработке проблемы местонахождения Рая. Антиохийцы настаивали на исключительно земном существовании Рая, исходя из библейской фразы: «И насадил господь Рай в Эдеме на востоке» 4. Севериан из Габалы впервые теоретически обосновал это положение тем, что жизнь человека подобна движению светил от восхода до заката, и если светила всходят на востоке и садятся на западе, то и человек должен был выйти с востока (PG, t. 56, col. 479). Ефрем Сирин (t. III, р. 562—568) полагал, что Рай находится на острове в океане. Здесь чувствуется связь с античной теорией «Островов блаженных» 5. По-видимому, наиболее распространенное мнение выразил, со ссылкой на Афанасия Александрийского зависящий от антиохийской школы Равеннский Аноним, заявив, что Рай находится в дальней Индии, ибо ветры доносят оттуда запах ладана (р. 14—15). Эта идея о местонахождении Рая была воспринята конкретной географией средневековья и нашла отражение в итинерариях и картах. От остальной суши Рай отделялся непроходимыми горами или пустыней, перейти которую человек не в силах. Равеннский Аноним отмечал, что даже великий Александр не смог ее преодолеть (р. 19).
Мозаичная карта из с. Мадаба (Мадеба). VI в. Палестина
Из четырех райских рек — Геона, Фисона, Тигра и Евфрата — две последние были хорошо известны. Геон большинство экзегетов иденти-{438} фицировало с Нилом, причем, как и в эпоху античности, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон обычно соотносили с Гангом. Лишь некоторые богословы (в основном сирийцы) связывали Фисон с Дунаем 6. Антиохийские теологи и их последователи считали единую райскую реку источником всей воды на земле. Океан воспринимался как устье этой реки (PG, t. 94, col. 904). В мире происходило круговращение воды, и все реки, впадающие в океан, должны были по подземным каналам возвращаться к собственным истокам, чтобы снова начать там свой путь 7. Иоанн Дамаскин называл эти каналы «кровеносными сосудами» земли (PG, t. 94, col. 904). Что же касается четырех рукавов райской реки, то эти потоки невидимо струятся под землей, пока не появляются на поверхности в тех местах, которые люди привыкли считать их истоками (PG, t. 56, col. 479). Малоазийские экзегеты не прошли мимо вопроса о местожительстве народов Гога и Магога. Если западные церковные писатели часто отождествляли их с готами или гетами (PL, t. 23, col. 1316), то на Востоке {439} их идентифицировали с гуннами 8. Часто богословы просто указывали, что Гог и Магог придут с севера 9. Итак, антиохийская космогоническая школа, оперируя библейскими высказываниями, создала собственную фантастическую географию, не имеющую ничего общего с научным знанием. Ограничив географическую науку рамками христианской экзегезы, сирийско-антиохийское богословие сыграло реакционную роль в развитии географии.