«Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.»
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина ( в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад, что его просьба была услышана. Особой радостью его наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:
Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все пре-ходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ле-нились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и великий царь Константин.
Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине — в Солуни. Ими были переведены на славянский язык книги Священного Писа-ния и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли деятельность святых братьев с большой радостью. Даже некоторые священники латинского обряда, будучи этническими славянами, стали совершать богослужение по восточному обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава, который также принимал участие в их византийско-славянских богослужениях. Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в богослужении "неосвященный" язык, а также распространяют новоизмыш-ленное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность "трехъязычной ереси". Святые братья хотели отправить своих славянских учеников для посвящения в Константинополь, но совершившийся там дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план, и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от немецкого клира. В то время, когда святые братья находились в Риме, ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий король Людовик начал войну против святого Ростислава. К концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и стал союзником немец-кого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну, лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил немецких чиновников. Верховная власть была передана Святополку, к которому были приставлены два немецких графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь номи-нальным титулом и стремился получить большую степень свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и отпустили его в Мо-равию для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в Риме в 869 году).
Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама кано-низация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. Поздравительные письма по случаю канонизации были направлены Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия. Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.
883 год 6 декабря 884 года скончался король Западно-Франкского королевства Карломан II. Западные франки посовещались и отправили посольство к императору Карлу Толстому, с приглашением стать их королём. Император Карл, получив известие, немедленно отправился в путь и дошел до Понтьона (885 год); сюда к нему прибыли представители светской и духовной аристократии западных франков и принесли новому королю присягу на верность. Отдельные части бывшей империи Карла Великого вновь соединились в одних руках. Воспользовавшись, тем, что франки заняты централизацией страны и отражением норманнской угрозы Святополк занялся централизацией управления страны и реформами финансов и в армии. С 890 года частью государства Святополка стали также Богемия (княжество Пржемысловичей) и Лужица.