продолжение. В русских народных сказках, коза, чаще всего выступает как отрицательный персонаж. Да-да, та самая коза-дереза, которая врет, мелко пакостит, но ее всегда выводят на чистую воду, вернее разоблачают. Но, тем не менее, она обязательный участник праздника. В честь чего, ей такие почести? Для чего, она вообще нужна? А, вот оказывается нужна! Мы забываем одну характерную вещь, или говорить более точно, одно действие.
Раньше, в те далекие времена, когда не было еще и помине, разных специальных искусственных молочных смесей для грудничков, чем кормили новорожденных, если у матери не было молока. Молоком! Но чьим? Коровьим? Вряд ли! Коровы, к этому времени, довольно ослаблены. Содержание на сене и соломе, резко понижает жирность молока. Коровы, очень часто в этот период, болеют. А, коза, она всеядна. Кстати, считается, что козье молоко очень полезно для детей, дает им силу и даже укрепляет иммунную систему. Поэтому, коза нужна обязательна. Она своим молоком кормит родившегося Ярило.
Но, давайте немного вернемся к медведю. Известно, что на празднике весеннего равноденствия, проводится обрядовая игра, когда медведь пытается отобрать или похитить собранные подарки. На медведя, вернее для того, чтобы его успокоить и защитить подарки и окружающих, вызывали богатыря. Богатырь естественно побеждал медведя. Побежденный и опозоренный медведь убегал в лес. Самое интересное в том, что эта игра, борьба с медведем, сохранялась на протяжении веков. Даже тогда, когда Русь практически стала христианизированной, на масленой неделе, перед пасхой, проводились медвежьи забавы. Правда, с медведем боролся, уже его дрессировщик. Кстати, таких медвежьих дрессировщиков, очень часто называли, почему-то волхвами? Почему? Остался еще один вопрос, какие подарки пытался отнять медведь?
С этими подарками вообще, какая то путаница. Подарки молодому Ярило? Но, он еще молод и кроме молока ему пока еще ничего не нужно. Что это за подарки? Давайте попробуем разобраться. Что могли приносить с собой люди на обрядовый праздник. Естественно еду и напитки. А, что еще? Ни злато, ни серебро. Люди шли на обрядовый праздник, чтобы вознести свои славления богам и повеселиться на празднике. Кроме еды и нести не чего.
Но, здесь есть еще один вопрос. Много ли могли принести люди съестных припасов на праздник, когда их и так почти не осталось, подъели за зиму! Да, общеизвестно, что после каждого значимого обрядового праздника проводился общий пир. Я, не хочу говорить о княжеских и боярских пирах, там было всего в достатке. Но, княжеские и боярские пиры, были более поздними. Они стали обособленными, когда произошло разделение на правящие и подчиненные классы. Правда, у народного вече оставалось мощное оружие давления. Просто указать путь. Вернемся к подаркам.
У людей, жителей весей, сел, выселок, городов и пригородов, оставалось достаточно мало запасенных продуктов питания. В деревнях же вообще, очень часто с этим возникали проблемы. Да такие, что оставалось только семенное зерно, а на весеннее равноденствие зачастую снег еще полностью покрывает землю. Что же делать? Ведь после обрядового праздника, обязательно должен состояться пир. Выход был придуман и очень простой.
Вы, сейчас очень здорово удивитесь, в прочем, как и я сам в свое время. В разных местностях и землях, это слово звучит по разному, но мы привыкли произносить его как «Коляда»! За две тысячи лет христианства, мы успели привыкнуть к тому, что «Коляда» проходит под новый год или рождество. Но, современный новый год и рождество, всего лишь подмена, настоящих славянских языческих нового года и рождества, которые праздновались весной, на весеннее равноденствие. Рождество, языческое, ничто иное, как рождение Ярило, новой животворящей силой Земли! А, с рождением Ярило, наступал Новый год. С начала давайте попробуем понять слово «Коляда», всегда ли оно так выглядело или звучало. Коляда? А давай те попробуем разложить его. Ведь известно, что многие имена и названия были сложносоставными. Коляда – кол и яда. Кол, это ничто иное как Коло, круг.
Яда? Тоже все просто. Вспомните, как в старину назывались, нет, не припасы или просто хлеб, а приготовленные блюда – ядства, в последствии высшие слои общества потеряли букву «д.», и стало звучать – яство. Но в народе, в общей его массе, произошло другое изменение, ядство превратилось в более короткое и емкое яда, а потом в еду. И, исходя из этого исследования, получается интересное предположение. Коляда – круговая еда. Круговая еда, это ничто иное, как общий пир. А, колядовать, получается, есть круговую еду. А, может быть, собирать круговую еду. Ну, хорошо, собирать еду по кругу. Где и когда? Когда рассматриваешь христианское «колядование», то христиане производят это действие, в ночь перед рождеством. Люди надевают на себя маскарадные костюмы ангелов, чертей (?), разные маски и морды, ходят по дворам и домам, поют «колядки», за что им, в зависимости от возраста, дают разную еду и напитки. Детям обычно дают сладости, а взрослым, сами понимаете. Но интересно другое. Когда, в наше время, стали активно проводиться праздники, наши национальные праздники, славянские, то даже ни кто не задумался над тем, когда проводились славянские, не христианские колядки, и стали их проводить их, по старой доброй христианской традиции. В канун христианского рождества. Уважаемые господа, наши предки оставили столько подсказок, ну почему вы не хотите их видеть.
Вернемся к «Коляде». Зимой, в декабре, на зимний солнцеворот, еще очень много заготовленных запасов, их еще не успели подъесть.. Тогда, что же. Скорее всего, колядование, это ничто иное, как подготовка к совместному пиру, еду и припасы для которого готовили заранее. Ответственные за это люди, чаще всего молодежь, потому что именно молодежь, как бы не было трудно, всегда активнее всего готовиться к празднику. Именно молодые, могли с шутками прибаутками проводить подготовку к «Коляде», совместному пиру. Может быть, вернее могло быть правило, чтобы никому не было обидно, чтобы не было разделения на бедных и богатых, колядующие не могли видеть и не видели, что им опускают в коробы. Да, именно в коробы, а не в мешки. Если складывать приготовленные блюда, ядства, в мешок, что от него останется. Да и коробы были более просты в изготовлении и более распространены. Зерно и другие припасы хранились в коробах и ларях. Мешки более позднее изобретение, когда началось цеховое изготовление материй. А, лоза всегда под рукой. А, когда коробы открывали и от туда доставали принесенные припасы, а они в основном, у всех были подобными, пойди разберись кто, что положил в короб. Так, что на общем пиру, на «Коляде», все выступали на равных. Но, у меня, почему-то есть смутные подозрения, что подобные «колядки», проводились на все основные, четыре, праздника солнцестояния. Но, это всего лишь подозрения, потому, что никаких подтверждений пока еще не найдено, даже косвенных.
Что же у нас еще осталось, еще обсудить о празднике весеннего равноденствия. Я, думаю, что это взятие снежного города. Последнего оплота Зимы, или не оплота. Давайте пробовать разобраться.
Зимняя крепость, Детинец Зимы. Что это? Откуда это?
Вообще, если рассматривать воинскую традицию, то раньше воины племен, несущие сторожевую службу, размещались в редких крепостях, на наиболее опасных направлениях. Воинов было не много, я имею в виду настоящих профессионалов. У славян воинскому искусству начинали учить с детского возраста. Воевода, воинов ведущий, смотрел на детей, на их склонность и талант. Отбирал самых талантливых и отделял их от остальных. Из отобранных детей делали настоящих профи. Именно тех воинов, про которых в последствии складывались песни и былины. Но много ли детей мог отобрать воевода у рода- племени? Нет, единицы! Племени больше нужны были труженики, чем воины, которых приходилось содержать за счет племени. Ведь воинов, привлекали только на охоту, да и то, только тогда, когда проходило время непосредственной опасности нападения кочевых племен. А, это время от ранней весны до середины лета, когда проходили основные полевые работы, по закладке будущего урожая. Благо если успевали собрать озимые. Но, если было нападение, то все мужчины уходили на войну. Я, не буду писать о тяжелой судьбе стариков, детей, женщин оставшихся после ухода мужчин, не о том речь. Речь совершенно о другом.
После гибели воинской крепости, то бишь после гибели воинов, основного костяка военной силы, племя фактически становилось беззащитным, а это означало гибель или порабощение. Я, никогда не мог понять, почему, даже в нашей литературе, превозносят английских лучников, восточных бойцов, западных рыцарей. А не понимаю вот почему. Наши лучники били из луков, так же точно, но на большее расстояние. Посчитайте сами. На соревнованиях английских лучников, последним видом соревнований, была стрельба по мишени, на расстояние сто ярдов. Расстояние соревнования славянских лучников, называлось «стрелище», которое потом стало и одной из мер длинны и составляло двести пятьдесят метров. Что больше? О бойцах. Сейчас, да и раньше, опять почему-то превозносили восточных бойцов. А, как же наши, славянские? Да, сохранилось множество гравюр, на которых изображены арабские и индийские воины, с двумя мечами, скачущих на лошадях. Их почему-то считали и считают высшими профессионалами боя.
А, кого на Руси называли обоерукими? Людей, у которых две руки? Но, это глупо! У всех нормальных людей, не инвалидов, две руки. Обоерукими называли воинов дравшихся двумя руками. Сразу отвечаю, на глупый вопрос. Да, все дерутся двумя руками, а еще и ногами, но мало кто способен вести бой, активный бой, двумя вооруженными руками. Возьмите в каждую руку по мечу и постарайтесь ими, без остановки, просто быстро помахать, минут пять. А, потом просто представьте боевую свалку, которая длится несколько часов, где на вас со всех сторон, сыпятся вражеские мечи, топоры, копья. Вам нужно не только все это отбить, но и еще поражать врагов, своим оружием. Могу сказать вам только одно, что все это проходило на очень высокой скорости, а не то, что показывают в кино. В строевом бою, когда бьются, строй на строй, одиночных схваток, как у самураев, нет. Бьют все до чего могут дотянутся, очень часто в одного и того же противника бьет несколько человек. Выживи! Высшим достижением бойца, воина считается умение не только победить врагов, но и умение выжить, одержав победу и не допустить врагов до своих городов. Когда погибали такие воины, то им было не возможно найти замену, а вырасти и обучить, занимало слишком много времени. Почему наших воинов не заслужено отодвигают на задний план, выставляя вперед азиатов? А, ведь наши витязи били их. И не только их, но и этих знаменитых западных рыцарей. Всему этому множество исторических подтверждений, дошедших до нас.
Так, вот. Когда такая застава погибала, племя становилось практически беззащитным. Поэтому и была введена традиция взятие снежной крепости. Взять последний оплот зимы, означало, что холодная и всем надоевшая зима осталась без защиты. Ее захватывали и отправляли обратно в ее царство. Возводя на костер. Но, что нам известно про взятие снежного города, а практически ничего. Есть слабые упоминания о том, что команда, разыгрывающая взятие снежной крепости, делиться на две части. С одной стороны, женская команда, которая защищает эту крепость, а с другой, мужская, которая пытается захватить крепость. Что только не говорилось про правила штурма крепости и не писалось. Что женщины вооружены не только обычным зимним игровым оружием, снежками, но и длинными гибкими прутьями. Этими прутьями можно хлестать, штурмующих крепость мужчин.
Но извините, это что за игровое действо, при котором можно нанести целенаправленные травмы. Это действие, что специально направлено на избиение мужчин? Разве это не веселое действо, связанное с историческим и обрядовым каноном. Ведь давно известно, что на обрядовых праздниках запрещено применение физической силы и нанесение травм. А гибким прутом, в умелых руках, можно нанести очень серьезную травму. Например, повредить глаза, даже случайным попаданием. А, обладая достаточной силой, можно повредить и одежду, ведь сейчас, мы уже практически не носим прочные овчинные тулупы, да и шапки, зачастую просто вязанные. Кто, захочет калечиться. Наверное, нужно все-таки использовать традиционные зимние снежки, и весело, и не опасно. Я, имею ввиду простые, тут же слепленные снежки, а ледышки.
Да еще одно, как можно сжигать, хотя бы «Кострому» или «Зиму», не обрядовым огнем, ведь сожжение является похоронным обрядом. Вообще то, «Зиму» не сжигают, не могут ее сжечь, «Зиму» можно только растопить. Поэтому стоит еще раз обратить свое внимание на «Кострому». Что же такое «Кострома»? Если рассматривать, то получается, что Кос вышло из Коша, круга. Вспомните, хотя бы кошевого атамана у запорожских казаков. Кошевой атаман выбирался кошем, общим кругом всех казаков. Так же кошем, еще называли солнце. А, «Кострома», или более правильно «Кошема», «Солнечная мать » или «Круговая мать». Из этого можно сделать вывод, что «Зиму» не ставили или бросали в костер, а раскладывали костер вокруг нее. Да, именно так и ни как иначе. Дальше. Сейчас принято делать куклу «Зимы» из палок, веников (видел и такое), веток и тому подобному, но это неверно. «Зиму» нужно лепить из снега, ее даже можно нарядить в какие нибудь наряды, но «Зима» должна таить, а не гореть.
Получается, что после взятия крепи «Зимы» и ее разрушения, победители начинают поиски «Зимы», а когда находят, то обкладывают ее дровами. Жрец приносит храмовый огонь, сохраненный после зажжения молодого огня, и именно от этого огня, все участвующие в обрядовом праздники зажигают свои факелы, а затем костер вокруг «Зимы».
Ну, наверное, осталось сказать о последнем. О зажжении обрядового огня.
Я, присутствовал на многих обрядах, в разных местах и меня всегда поражало то, что праздничный обрядовый костер зажигался от чего угодно, от спички, бумажки, зажигалки. Правда и сам грешен, также зажигал. Но это не правильно. Обрядовый костер должен зажигаться от обрядового огня. Что такое обрядовый огонь. Обрядовым огонь считается, если он взят и доставлен на обрядовый праздник из храма или добыт на месте проведения обряда, при соблюдении определенных правил и обрядовых действий. Огонь, зажженный от спичек, зажигалок, огнив и прочих вещей является бытовым, и сколько вы не считайте над таким огнем заговоров, закликаний или славлений, обрядовым он не станет. Не станет огонь обрядовым даже после того, если волхвы с умным видом постоят над ним, долго и нудно произнесут свои речи, даже если призовут своих любимых духов, даже если потрясут своими бубнами и спляшут. Обрядовый огонь добывается обрядовым действием. Для получения обрядового огня, наверное, проще обратиться к жрецу, он выполнит все необходимые действия и добудет вам обрядовый огонь. От этого обрядового огня вы зажжете празднично-обрядовый костер.
Так же являются обрядами многие другие действия, о которых многие не подозревают, а считают их обычными. Многие считают не которые проводимые обряды основными, да они могут основными, но только на вашем персональном уровне. На весеннее равноденствие сохраняется молодой огонь, добытый на зимнее солнцестояние. Но это отступление, об этом будет отдельно. Ну, а сейчас, наверное, стоит перейти к самому обрядовому празднику. Да, еще одна меленькая сносочка.
Обряд проводится в храме или обрядовом месте. Обрядовым местом считается, то место, на котором постоянно проводятся обряды, при отсутствии действующего храма.
Стоит четко разделять обряд и обрядовое действие. Где проводится обряд понятно. Обрядовые действия проводятся на обрядовых праздниках и не являются обрядом. Обряд проводится жрецами, в установленные традицией сроками и не совпадает по времени проведения с обрядовым праздником. Почему? Да, потому, что жрец не может размножиться и быть одновременно во всех значимых обрядах и обрядовых действиях. Обрядовый праздник, является праздником, а не обрядом. Хотя разделение на обряд и обрядовое действие не освобождает жреца от его обязанностей и действий. Да, еще одно. Жрец не работает с духами. Жрец славит богов, а не с их слабоподобными заменителями.
В заключении я хочу привести, вернее, предложить возможный вариант проведения обрядового праздника Весеннего равноденствия. Повторюсь, предложить.
Обрядовый праздник Весеннего равноденствия.
Место для проведения праздника подбирается так, чтобы оно было легко доступным, довольно обширным. Обширным, место проведения праздника, должно быть для того, чтобы на нем могло разместиться довольно большое количество народа, участвующего в празднике, крепость «Зимы» (я, пока буду использовать это имя, так как не знаю настоящего названия), а так же чтобы можно было проводить игры и общий пир «Коляда».
В ночь перед праздником проводится колядование, подготовка к пиру. Собирается молодежь и обходит все дома, и собирает с каждого дома добровольное ядство. Основное правило, что собирающие не могут видеть, что опускают в колядный короб. Собранные коробы выставляются в храме, если нет храма, то коробы ставятся в заранее определенное место. Также заранее выстраивается крепость «Зимы». Заготавливается большое количество дров, которые должны быть сложены в легко доступном месте. Эта кладка дров также является берлогой медведя. В потайном месте лепят «Зиму» и по желанию одевают ее или нет. Для проведения праздника выбираются или назначаются ведущие праздника, приглашается жрец. Жрецу не нужно давать наставлений, он сам знает, что и как делать. Ведущие праздника обычно мужчина и женщина. Также назначается бабка повитуха, для приема родов Ярило. Мужчина для роли медведя, женщина для роли козы. Это обязательные персонажи действия. Все остальное зависит от способностей и таланта организаторов праздника.
Собранная «Коляда», в коробах, выставляется на месте проведения пира. У нее выставляется охрана, из людей способных оказать сопротивление непрошенным гостям, захотевшим или похитить, или испортить «Коляду».
Праздник начинается, не с зачитки, так называемого канона. Не нужно собирать людей и выстраивать их кругом вокруг костра, а потом обносить всех пивом (обрядовым напитком) и просить представиться, и произнести тост. Зачем? Люди сами во время праздника познакомятся, если захотят. А, делать такие представления для того, что выделить каких то значимых людей, на фоне остальных, чтобы унизить этих остальных. На обрядовом празднике все равны. Праздником руководят избранные урядники, а обрядовое действие творит жрец. Остальные, какие бы регалии у тебя не были, ни кого не должно волновать. Если же ты с этим не согласен, что ж проводи обрядовый праздник для себя любимого отдельно.
Праздник начинается с команды урядника, по которой женщины занимают оборону в «крепости Зимы», а мужчины готовятся брать ее штурмом (на щит). В принципе, собравшиеся на праздник, могут просто разделиться на две команды, защитников и штурмующих. В этот момент, ни каких закликаний и оберегов не читают, нет нужды, да и рано еще.
Ведущий обрядовый праздник обращается к тем, кто приготовился к штурму «Крепости Зимы». Он говорит о том, что стало трудно жить, что не осталось корма для животины, ну и тому подобное.
Я, специально не хочу ничего приводить или сочинять, урядник сам найдет нужные слова, ведь он тоже готовиться к проведению обрядового праздника, да и на месте у всех есть свои отличия в уряде.
Происходит штурм и взятие крепости. Это веселое действо, на котором нет месту насилию и грубой физической силы. За этим должны строго следить урядник, жрец и охранная дружина.
После взятия крепости, уже объединенные команды по призыву урядника начинают поиск спрятавшейся «Зимы». Зиму находят, и урядник приводит жреца. Жрец проводит около «Зимы» обрядовые действия, для того чтобы она ни кого не заморозила и очерчивает вокруг нее круг. Жрец призывает собравшихся на праздник собрать дров и сложить вокруг «Зимы» костер, чтобы растопит ее и тем самым уничтожить ее силы. Люди складывают костер. Жрец проводит обрядовые действия и заранее принесенным обрядовым огнем зажигает огонь. После того, как «Зима» растаяла, и костер прогорел, начинается следующий этап обрядового праздника.
На время прогорания костра, урядникам стоить подумать, как занять людей от простого стояния у костра.
После того, как «Зима» растаяла и ушла, а костер прогорел, жрец начинает закликание Ярило. Во время закликания на месте бывшего костра выстраивается дом (небольшой шалаш из веток). Жрец призывает кого нибудь из женщин помочь Ярило родиться. Обычно выбранная заранее повитуха, которая знает, что и как делать, заходит в построенный дом и принимает роды. Вернее помогает Ярило родиться.
Жрец принимает из рук повитухи новорожденного Ярило и показывает его всем присутствующим, поздравляет всех с новорожденным. Урядница праздника говорит, что младенца нужно накормить и требуется привести козу. Начинается игра по ловле не послушной козы. (Как все обыгрывается, решают устроители праздника.) После того когда козу поймали и привели к дому новорожденного Ярило, урядник уводит мужчин, для того чтобы приготовить пир. Женщины кормят новорожденного козьим молоком и совершают обряд новорожденного и оставляют его матери в доме. После чего присоединяются к пиру, который приготовили мужчины. Жрец, если он мужчина, уходит вместе с мужчинами. Он не имеет права проводить или просто присутствовать при женском таинстве.
Хочу сделать маленькое пояснение, чтобы не было удивленных вопросов, по поводу того, что мужчины готовят пир. Хозяйка в доме женщина и именно в доме, она готовит еду. Мужчина хозяин в поле и в лесу, и именно ему готовить общий пир.
Мужчины, с урядником, возвращаются к месту предполагаемого пира и обнаруживают, что охрана пытается отогнать от коробов медведя. Урядник просит мужчин, чтобы кто-нибудь вышел и победил медведя. Побежденный и обиженный медведь убегает в лес. Мужчины раскладывают пир. Приходят женщины. Начинается пир. На пиру звучат здравницы в честь Ярило и Матери Земли, проводятся игры и соревнования. Праздник заканчивается по решению урядника.
На последок хочу повториться, что приведенный выше обрядовый праздник, всего лишь схема, в которой приведены лишь узловые, обязательные действия, а как и где его проводить должны решать организаторы. Сами!