1) Боярыня Градислава волхвой быть не может, ибо принадлежит к светской власти. Но, положим, жуткий дефицит кадров, бывает.
2)А вот чего НЕ бывает: а) Пока Михаил мыслит о Велесе в рамках фантазий Топорова и Иванова, это приемлемо - он не историк и не мифолог. Но Аристарх, глава ордена Перуна, просто не может назвать Велеса Змеем! Это то же самое, что Гора назвать крокодилом! У Велеса много воплощений, но на Руси он Медведь! б) С какой радости он так испугался Велесова зверя, что кинулся его рубить? Он же не Михаил, и должен знать, что Велес Перуну не противник. Вы можете представить картину, чтобы Тор гонялся с молниями за Одином, а Гор за Тотом? Велес - бог старшего поколения, по отношению к Перуну. Или Аристарху мудрость не нужна? в) Перун - бог княжеский, бог - судья. Почему же ни Корней, ни Михаил не руководствуются Правдой, когда выносят приговоры? Это атаман может судить по желанию левой пятки, а боярин судит по закону, пусть он и не сильно от оного желания отличается. И он обязан сослаться на бога - охранителя Правды, либо на Христа (а, скорее, на Спаса), либо на Перуна. У нас на дворе просвещённый двенадцатый век!
3) Не буду останавливаться на сельхоз процессе (хотя именно им, а не интригами, занята голова любого феодала при натуральном хозяйстве). Может, оно и не так интересно, но если Михаил не организует расширенное производство, об альтернативности можно забыть - элементарно не хватит еды на кормление войска. Этот вопрос поднял Журавль, но Михаила-то он касается тем же боком. Производительность холопского труда в 12 веке недостаточна для организации армии. Отсюда и усобицы, а не из-за скверных характеров князей.
4) Михаил решил делать ставку на христианство. Это значит, что никакой альтернативы не будет - те же византийцы и монголы уничтожат в 1237 году все надежды на прогрессивное развитие Руси. При том, что даже если это будет католицизм, давить будут «братья Девы Марии», а хрен редьки не слаще.
5) Ярослава Владимировича Мудрым назвал Карамзин. В 12 веке его прозвищем было «хромой» и несколько менее приличных, за его беспринципность и чадолюбие.
6) Не могу понять, зачем ратнинцы столько лет портят отношения с соседями. Язычники народ гибкий, им христианство не помеха. Христианам - да, но ведь ратнинцы здесь собрались жить, а не умирать...
7) А куда Вы остальных богов дели? Почему кузнец не славит Сварога, а охотники не приносят жертвы Деве? В лешего и домового верили и христиане и язычники, где первый гриб на ветку и блюдечко с молоком?
Надеюсь, мои скромные замечания позволят улучшить эту замечательную серию
Вот на сельском хозяйстве того времени стоит сосредоточиться, на том, что еще пишется. Пишите в Академию, пишите в раздел Язычество, предлагайте варианты на будущее, участвуйте в гильдиях, будьте активны, чтобы Автор вас заметил, и ваши замечания получат шанс на реализацию.
Вот предположим: слушал Михаил Аристарха, слушал и понимал, что тот кое в чём врёт. Ну, по крайней мере, привирает. И уверен, что понял, где именно... И через некоторое время, без всякой задней мысли, упомянул при охотниках, что Велес - Змей. На смех сотника, конечно, не поднимут, но объяснят, что он не прав. Что Черный Змей сам по себе, Полоз - сам по себе, Халы в небесах тоже к Велесу отношения не имеют, а совсем он, даже, медведь. А потом, послушает детскую сказку про Николая с Космодемьяном, то бишь Велеса со Сварогом. Их много... А разозлиться Аристарх мог из-за своего бабоненависнечества, решив, что Градислава претендует на того, кого он в наследники наметил...
Христианство... А надо его познакомить с другими христианами, чтобы он понял - нет единого христианства, и опереться-то на него невозможно. Правда, и отвергать поздно. А вот построить общество на свободе вероисповедания в качестве объединяющей идеологемы - можно! У него ведь задача создать сильное государство, а значит, придётся брать у соседей всё лучшее... Кстати, почему не создать у холопов классический русский колхоз - артель? Выкупайтесь, ребята, но все вместе. А МТС (кони, сохи, лопаты) - в Михайловом городке. И всё честно, заранее расписано. В 14 веке такие уже были, почему не сделать в 12? С земли они не уйдут, особенно если им обеспечить защиту и медицину, а работать будут куда лучше.
Кузнец, помнится, в Ратном есть. Он самоучка? Тогда знает, что без Сварожей помощи у много будет много железа переходить в окалину. А если он член братства, владеющий магией цементации и локального легирования стали, тут без Сварога ни от порога. И драка исусовичей с перуничами его касаться не должна, оружие, серпы, иголки нужны и тем и другим. А шумных церемоний тут пока не нужно.
То есть, нет нужды менять написанное, благо все 6 книг идут от первого лица, а эрраре хуманум эст...
Уважаемый Млад! Прочтите, пожалуйста внимательно приведённый Вами фрагмент. Я привёл его как образец абсурда, к которому приводит теория «основного мифа славян». Разумеется, Ящер, Велес и Сварог - боги гораздо более высокого уровня, и описанная ситуация невозможна.
Язычники, в том числе и славянские, не придумывают богов, они находят их в окружающем Мире. Поэтому заимствовать бога у другого народа невозможно, можно лишь имя бога. Имена у него действительно были разные: Шива, Один, Тевтат, Гермес, Меркурий, Тот, отчасти Анубис. Первоначально это бог охотничьей удачи, позднее в нём видят бога - устроителя живого мира. Он бог богатства, отсюда название «скотий бог», от древнего «скот» - богатство, «скотница»-сокровищница. Охотничья удача - следствие охотничьей магии, поэтому он становится богом магии, сперва мужской, а в скандинавской традиции и сейдовской. Как следствие, он покровитель науки, бог мудрости (сопоставим с Даждьбогом - покровителем разума и Сварога - покровителем умения). Кроме того, Велес покровитель искусств поэтического безумия - поэзии, пения, отчасти ритуального танца.
Было бы очень странно, если бы такая часть мироощущения славян оставалась не закрытой до тех пор, пока они не встретились и угро-финами Подробнее точки зрения о Велесе: http://pagan.ru/slowar/w/weles6.php
И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Или вся книга Иисуса Навина
Такие призывы нужно искать дальше, во времена Иисуса Навина:
Таких народов еще не бывало, Здесь первенцев жгут на руках Ваалов Торгуют жены собою в рощах, Их смех и праздники горя горше.
Господь приказал: «Истреби всю мерзость! Гнев Мой и ярость на них разгорелись. Выруби рощи, сожги их храмы, Чтоб дети твои им не стали друзьями. Земля, что течет молоком и медом, Станет землей Моего народа.»
А в истории с Каином я вижу, что Яхве требует человеческого жертвоприношения, Каин совершает его и получает от Яхве благоволение и защиту.
И сказал Господь: всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт 4:1–16).