.... 2. «Следует ли, — спросил владыку, — совершать молитву над оскверненным [19] глиняным сосудом, или только над деревянным [следует это делать], а остальные нужно разбивать?» — «Как над деревянным, так и над глиняным сосудом, а также над медным, и стеклянным, и серебряным, — [отвечал Нифонт],— над всем совершается молитва».
..... 4. А про тех, кто даёт взаймы ради так называемой «лихвы»[20], так велел наставлять владыка: если [это станет делать] священник, то скажи ему: не следует [тебе] служить, если этого не оставишь. А если мирской, то скажи ему: не следует взимать много, и на мне, скажи, грех будет, если я об этом промолчу. Если же не могут отвратить себя [от этого греха], то скажи им: будьте милосердны! Берите немного[21]: если по пять кун дал, то возьми три куны или четыре.
..... 10. «[Как нужно поступать,] если католик захочет принять православное[22] крещение?» — «Если будет человек некий по вере и в крещении католиком и вдруг захочет прийти к нам, пусть семь дней ходит в церковь. Сперва ты дай ему имя и в день читай ему четыре молитвы, которые говорятся десять раз, ни давай ни мяса, ни молока и молись о нем, как об оглашенном. И так в восьмой день пусть вымоется и придет к тебе. Помолись над ним по обычаю (как это принято), и одень его в одежду чистую (или пусть сам он себя оденет), надень на него одежды крестильные и венец. Затем помажь его святым миром, и дай ему свечу. На литургии дай ему причастие и поступай как с новокрещеным.
.... 11. Следует ли резать в воскресенье скот или птицу, если необходимо? — Воскресенье — почитаемый и праздничный день, для того чтобы идти в церковь и молиться. Пусть это не станет [препятствием] для такого [благочестия]. А если все-таки в воскресенье захотят что-нибудь резать — нет ни беды, ни греха. Просто так ли что случится, или праздник[23], или [придет] гость, или что-то еще. Отнюдь это не запрещено. ..... 27. Священник, который был со своей женой, читать евангелие вне алтаря и есть дору. 28. Священнику, принадлежащему к белому духовенству, который был со своей женой за день, служить можно, ополоснувшись до пояса, но не кланявшись и не мывшись.
..... 33. Тем, кто Роду и Рожанице[24] отрезают хлеб, сыр и дают мёд, настрого запретил это делать. «Где-то, — сказал он, — написано: «Горе устраивающим пиршества Рожанице».
..... 57. Спрашивал я, стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой. Разгневался Нифонт: «Неужели вы учите, — сказал,— воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом». Я сказал: «Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы [правило] соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю [надо воздерживаться]. И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал». — Так не написал,— сказал [Нифонт], — ни митрополит, ни Феодос. Только лишь [в] воскресенье Светлой Седмицы — праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать снова. А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу и снова вечером в понедельник к жене.[25]
.... 65. «Нет ли в том греха, если кто-то по грамотам[26] ходить начнет?» — «Если он, порезав, бросит (выбросит), а слова будет знать, [то в этом нет греха]».
.... 69. Сказал я ему: «Если, владыко, одни открыто водят наложниц, и дети от них родятся, а другие тайно живут со многими слугами (рабынями), что лучше?» — «И то и другое плохо»[, — ответил Нифонт].[27]
..... 74. «А [ещё я прочитал, что] если в воскресенье, субботу или пятницу ляжет человек [с женой], и зачнет она дитя,— то ребенок будет либо вором, либо блудником, либо разбойником, либо трусом, а родителям — епитимья 2 года».— «А такие книги[28], — сказал Нифонт,— нужно сжечь».
..... 87. Сказал я ему: «Услышав от других епископов, так делают люди: если находят в силках удавленного зверя, то зарежут, не вынимая. Силки ради этого поставили». — «Лгут,— отвечал Нифонт,— не говорил этого ни один епископ». Затем владыка процитировал [Писание]: «Так говорит Господь: «Я сказал вам: есть мясо, так же, как траву, а кровь всякого животного проливать на землю»[29]. Если ешь [мясо с] кровью — ты противник Бога. Ешь [только тогда], когда [из мяса] вытечет кровь. Все это Он строго запрещал».
.... 88. Принесли ему на пир тетеревятину, а он повелел перебросить ее через тын: «Не следует причащаться, — сказал он,— если [ее] ел. Иаков, брат Господа, ничего не возбранял, кроме блуда, жертв идолам, мяса удавленных животных, крови [в пищу], мертвечины»[30].
..... 91. А об одежде сказал Нифонт, чтобы ходили в чем хотят, — нет вины, хотя бы и в медвежьей [шкуре][31].
.... 101. Спрашивал я [мнение владыки] и о том, как [некоторые люди] заказывают за упокой себе служить сорокоуст, и сами ещё живы[32]. — «Нельзя, — сказал [Нифонт] этого запрещать, если приходят, желая спасения душе своей. Но когда делаешь это, [вспоминай] Георгия, митрополита русского, который написал: «Нет такого [обычая] нигде». Лучше было бы, если бы такие люди поручили бы это [своим] хорошим друзьям, дав им что-нибудь, а они после бы [их смерти] выполнили бы [это поручение] или пожертвовали бы нищим и всем принимающим «ради Христа». Когда служишь в таких случаях сорокоуст, научись [от слов Георгия] и говори: «Брат, ты теперь больше не греши! Мертвые-то не грешат!».
кстати, еврейская пасха в 6644 была 19 марта, а не 21, плюс еще много неточностей и неясностей итпа начало года с сентября, хотя считается, что в то время он был с марта...