lДа кто ж этим спориит? И я и Мишка смотрим на тот мир со "своей колоколни". Да и любой человек на ВСЕ смотрит "со своей колокольни"...
Но судя по тому что смысл моего поста народ пнонимает не так я я пытаюсь его донести :)) (похоже Автором мне не быть :))), то сформулирую смысл своего комента так:
По книге у Настены сложился определенный образ. На мой субъективный взгял ритуал замены из этого образа выпадает. НО если Автор считает нужым подкоректировать сложившийся образ Настны - то это его право. НО для того чтобы корекция образа не привела к "полному его разрушению" (ну или если кому больше нравиться - к переосмыслению) - то, по моему стоит вводить в ритуале обязательное участие людей которые по ритуалу готовы собой жертвоватть ради ГГ.
*добавленно* ПС. Все это, разумеется, имеет смысл если Автор и далее намерен объяснять ВСЕ процессы в книге с точки зрения позиции совренного человека. Не скатываяь мистицизм и банальную фэнтезюху....
pavelp, А зачем подкоректировать образ Настены? Она просто очень несчастная женщина. Не любви, не семьи, не дома фактически. Посветила себе ремеслу и обрекла сама себя на страдания и одиночество, к тому же и дочь ведет. Что тут коректировать?
Откуда я знаю: "зачем"? Я говорил: "ЕСЛИ" Автор хочет коректировать...
Правда корекция имелась ввиду чуток в другой плоскости (а именно в мировозренческой) - но это такое дело... субъективное...
Настена сложна в понимании. То она как девчонка с шашкой на перевес, то умудреная опытом старуха, то очень опытная лекарка, то крик тоски женской души, то колдунья. Она никак не может найти того на кого переключить всю силу своей души. А дочь она уже начала воспринимать, как младшего ассистента. Даже в дамской главе, она не столько желет дочь, сколько дает наставления, как ученику, а не дочери. Да и Отрок ей нужен, как инструмент для чего то, в открытую не говорит, но она и из дочери делает инструмент, а Юлька по своей наивности не замечает этого. Честно говоря у них. У Настены с дочерью очень странные отношения. Видимо потому что, родилась она, Юлька, не от любви, а от необходимости. Только одно говорит все - шестое поколение лекарок!
На сколько я помню Лис - зверь не Макоши, А Велеса... Да и с чего бабка Настены пришла в Ратное - достоверно не известно, но по-ходу не служить кому-либо, а преследуя свои собственные цели (например Мищка решил что для установления своего влияния на ратнинцев)..
Я воспринимаю Настену, как абсолютно трезвомыслящего человека, который не строит иллюзий в отношении своих сверхъественных спосбностей, и либо знает, либо интуитивно догадывается (точнее где-то знает, где-то догадывается) - о границах своих возможностей. И если сопоставить ее возможности (о которых она знает/догадывается) с реальной жизнью - то все ее способности/умения поддадуться рациональному объяснению с точки зрения современного человека. Грубо говоря - ничего сверхъестественного и мистического - ни в ее лекарских способностях, ни во влянии как жрици Макоши - нет. Именно по-этому обряд замены жертвы (о котором идет речь во 2 главе) - выпадает из ее образа. Т.к. он является чистой мистикой. А для того чтобы этот обряд имел рациональное зерно (кроме мистики) - в нем должны участвовать добровольные участники, согласные свими жизнями замениттьь того кого заменяют (в данном случае Мишку). Но тогда возникает вопрос - о замене Корнея... Он то ведь не знает о том что его "заменяли" - а если такой обряд проходил для Корнея - в нем должны были учасвтовать его дети (млм кто его заменял), и что бы Корней об этом не узнал.... - крайне мало вероятно...
Ну что я могу тут сказать.... Я не отношу себя к знатокам народных средств лечения/исцеления/волхования и т.д. А потому ничего не могу сказать о существующих обрядах, аналогичных тому который описан в книге. Что касается реальной помощи от таких обрядов - это вопрос личной веры/убежденности конткетного человека.
Говоря о необходимости добровльного участия "замещающих" в обряде смысл которого описана в книге - я имел ввиду объективые требования. Т.к. объективно чтобы (если рассматривать персонажей "Отрока"), чтобы Дмитрий пожертвовал собой для спасения Мишки, Дмитрий должен быть морально готов к такой жертве. Если такой готовности не будет - то и его жертва (если таковая и случиться) - будет не более чем случайность. Тогда как обряд "замещения" - позволит формализовать неоформленую готовность самопожертвавания Дмитрия - т.е. раскроет ему глаза - на то что он таки готов пойти на это. А добровольность участия обусловленна тем что - такая готовность долдна быть в принципе (пусть и не оформленная). Т.к. например Вторуша жертвовать собой ради ГГ не будет, не смотря ни на какие обряды.
Грубо говоря обряд "замещения" - не более чем психологический прием, (который соответсвует своему времени), для "кристализации" у сподвижников готовности идти за своим лидером до конца и прикрыть его, если это понадобиться, ценой своебственной жизни. Настена, (как персонаж) - это должна понимать.
Лис это аллегория – власть предержащая сила, вот что нужно. Нужно для выполнения поставленной задачи, если она останется в стороне от политической жизни её будет ждать участь погибшей семьи. Толпа в гневе …. Это смерть. А работа лекаря в то темное время была похожа на работу сапера на минном поле.
Она хочет стать, пытается стать и может стать очень, нужной для клана. Всеми правдами и не правдами. После ссоры Юльки с Михаилом она вправляет той мозги на место и отправляет её обратно с напутствием как надо себя вести. Она владеет многими тайнами Ратного. И Может но не хочет (пока что) использовать эти знания Она преступает через себя и лечит в Ратном Христиан хотя сама является язычницей. Она Язычница но ради СВОЕГО дела готова терпеть, терпеть злые наветы, косые взгляды и черную зависть.
не всегда. Вы што 60 года вспоминаете? А так 100% на мою матиматичку похожий Настенин характер