вот и предлагаю высказаться по теме.
размышлизмы.
скоморохи - у автора показаны с одной стороны как разбойники, с другой как языческие фанатики и даже воины. на мой взгляд в этой модели не мало противоречий и намешанности всего со всем. Более того, поубивав скоморохов, ГГ более их не встречает, а ведь у них могли быть друзья товарищи, такие же фанатичные воины.... и они могли озаботиться поиском мальцов, которые стока проблем принесли их товарищам. но это так - лиричесоке отступление. вренемся к теме. скоморохи - очень важная часть нашей древней культуры, не даром даже богатыри в былинах предстают перед нами то в богатырском облике, то странническом, то игрецов (скоморохов). Это не случайно, именно эти три ипостаси всего скорее связаны с ключевыми формами языческого религиозно-мифологического (скарального) мировоззрения (старейшина, воин, игрец) вывод. Скоморохи могли и грали большую роль, их тотальное отсутствие в Ратном - подозрительно, образ - достаточно слаб и невнятен, хотелось бы чтобы автор подумал и возможно ввел скоморохов в текст вновь, к слову, из них могут получиься идеальные шпиены и агенты)))) Берсерки - предлагаю не заморачиваться псевдоисторическими изысканиями, а сосредоточиться на оценке и роли этого феномена в тексте Автора.
Добавлено (17.08.2009, 17:46)---------------------------------------------воин-берсерк обладает способностью полностью терять человеческий облик сливаясь со "звериным" образом. При этом, он на энергетическом и вполне узнаваемом на физическом уровнях преображается. Сам я был свидетелем когда боец натолько "зверел" что от него явственно начинало ощущаться нечто ужасное и смертоносное. при этом нельзя конечно говорить о телесном преображении - лицо и тело оставались человеческими, но вот эффект точно воспроизводил зверя или иначе - архетип. только вот рассуждать в такой момент об архетипах как то и в голову не лезет))))) ГГ сводит поведение себя в некие моменты к Лисовину - мол это не я преступаю через культурные и прочие границы, а он))) вместе с тем, эта уловка довольно прозрачна и связана с уловкой сознания, которое пытается найти выход из неких уже устаревших (с его точки зрения) форм организации себя. Вывод - берсерк - вполне реальная категория состояний человеческого существа, связанная с отказом от любых рамок и вхождением в архетип Бера-хозяина леса и прародителя - уже фактически хозяина мира мертвых.
О берсерках. Все верно. И этот момент меня тоже раздражал в "засланцах" в других книгах - больно уж они легко (не испытывая ни малейшего психологического дискомфорта) вписывались в социум далеко отстоящих веков, да и не только далеко отстоящих. Уверяю вас, наш 25-30 летний современник испытал бы множество трудностей, попади он хотя бы во времена Хрущева (я уж не говорю Сталина) а ведь это - "дистанция" меньше века.
Возможно я и перегрузил ГГ психологическими проблемами, но вот какая штука: однажды я увидел интервью актера Ульянова о съемках в роли Клааса. Он говорил об ужасных трудностях создания образа человека периода войны гезов. И это народный артист, способный профессионально перевоплощатся в кого угодно! Кино, игра... а если в жизни? Ой, не так-то все просто!
Скоморохи, насколько я понимаю, толпами, действительно, не ходили - спрос-то на их услуги ограничен, расстояния между более или менее крупными населенными пунктами большие, а тут еще и христианство со своими постами существенно сократило количество "рабочих дней в году". Потому-то и подворовывали и грабежами не брезговали - не из врожденного злодейства, а по необходимости, зачастую, просто с голода. И с Православной церковью отношения сложились. мягко говоря, напряженные. Так что, в первой книге у меня все неслучайно. Во-первых "худрук ансамбля народных инструментов"Своята, эксплуатирующий детский труд в преддверии Великого поста, когда работы вообще не будет (мягкий вариант), и во-вторых, группа скоморохов, начисто разошедшаяся с властями (жесткий вариант). И это еще не край - в Европе еще и компрачикосы были. Я, поначалу, тоже хотел в группу Свояты включить какого-нибудь уродца, но потом передумал по принципу: не идеализировать, но и ужасов не накручивать.
По моему, у Автора в книге так и есть. Скоморохи это певцы-языческие лазутчики-тати.
а насчет восстаний - не думаю, скоморохи-веселые-игрецы - они сами по себе и к слову, многие исследователи не отрицают большого значения в развитии русского театра как раз скоморошин.
Добавлено (19.08.2009, 18:46)---------------------------------------------и все же веселые - не бандиты. там все тоньше... но и трактовка автора - приемлема, тем более, она (картинка кто такие скоморохи) не несет ключевой нагрузки.
порнуху - оставлю без комментариев.
Что то не то
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфически рыцарские идеалы. Одним из элементов светской культуры стала рыцарская культура. В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь. ... Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа. ... В конце XI в. в Провансе возникает лирическая рыцарская поэзия трубадуров ... С возникновением рыцарской лирики связано и формирование светской музыкальной культуры. Истоки светской рыцарской музыкальной культуры восходят к народной музыке (хороводным песням лирического содержания, народным танцевальным песням). Песни исполняли сами трубадуры, труверы, шпильманы, профессиональные музыканты - менестрели. Трубадуры и миннезингеры сами сичиняли музыку к своим произведениям. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra....%D0%B9% 20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B
Одним из элементов светской культуры стала рыцарская культура.
В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь. ... Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа. ... В конце XI в. в Провансе возникает лирическая рыцарская поэзия трубадуров ... С возникновением рыцарской лирики связано и формирование светской музыкальной культуры. Истоки светской рыцарской музыкальной культуры восходят к народной музыке (хороводным песням лирического содержания, народным танцевальным песням). Песни исполняли сами трубадуры, труверы, шпильманы, профессиональные музыканты - менестрели. Трубадуры и миннезингеры сами сичиняли музыку к своим произведениям.
Конечно, религиозная культура доминировала, но светская уже была.
Что то, товарищ лейтенант, у вас легенда хромает.
светская культура средневековья пронизана церковной сверху донизу и не оппонирует ей. да был слой смеховой культуры, но и она по сути была интегрирована (почитайте Бахтина).
плотность населения - это вообще - супераргумент)))) вы что всю европу с Русью равняете? а зачем? далее - не надо иллюзий в 12 веке эти университеты были крайне малочисленными и преимущественно богословскими. в целом если есть желание разбираться - давайте разбираться, но не надо только демонстрировать стереотипное и навязанное нам европейцами и западниками-европоцентристами представление о Европе.
Добавлено (22.08.2009, 16:36)---------------------------------------------а частушки - это вообще 19 век, или вы кадрили тоже к 12 веку относите вместе с парочками (наряд такой) и штиблетами?
Бросьте. Чисто славянские пути тоже привели к анархии и беспределу. Междоусобица перед монголами, во время ига и после него(смутное время). Только столь не любимый вами майорат введенный для императорскиой семьи положил конец хаосу.
Причиной войны стали недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и ее фаворитами (сам король был слабовольным человеком, к тому же, иногда впадавшим в полное беспамятство). Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя сначала регентства над недееспособным королём, а позже — и английскую корону. Основанием для этой претензии служило то, что Генрих VI был правнуком Джона Гонта — третьего сына короля Эдуарда III, а Йорк — правнуком Лайонела — второго сына этого короля (по женской линии, по мужской линии он был внуком Эдмунда — четвертого сына Эдуарда III), к тому же дед Генриха VI Генрих IV захватил престол в 1399, насильственно принудив короля Ричарда II к отречению — что делало сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров. http://ru.wikipedia.org/wiki....E%D0%B7
Нарушение законов Майората.
Столетняя война, во первых, тоже самое. Во-вторых, это не междоусобная, а экспансионная война.
РИ.
Далее, если в Европе носителями светской культуры было рыцарство, то не были ли русские аналоги рыцарей-княжеские дружинники носителями русской светской культуры? Ведь очень многие дружинники погибли в боях с монголами. А новая поросль дружинников уже оказалась под влиянием восточной культуры, принесенной монголами.
давайте так - если обсуждать то всерьез. майорат как я и отметил никоим образом на междуусобицы не влияет. что и требовалось доказать. а на активность младших сыновей в госслужбе - сомнительно особенно в условиях Руси. вывод - смысла в нем мало. надо искать эффективные инструменты, но только не в логике 21 века а в логике 12. или принять за базу, что 12 - это просто антураж, картонные декорации, а ккнига - о нас с вами. то есть о 21 веке, тогда и вопросов нет. тогда и майорат - пусть будет и все остальное.
33 комментарий.
Отметили, но не доказали. В Англии, если уж на то пошло дело междоусобная война за престол(Алая и Белая роза) вспыхнула после 300 лет правления(1154—1455). Восстания баронов не в счет. А сколько раз резались наши князья с момента смерти Святослава и до монгольского нашествия?
Вспомните опричнину.
И где вы видите нарушение логики?
тему берсерков мы пока не обсуждаем, очевидно ее время еще придет.
а вот опричнина да еще ка крагумент предложенный адмиралом - меня не устроил.