Некоторые дискуссионные вопросы средневековой истории Надъясельдья и Погорынья*
1. Характеристика региона
Надъясельдье – это бассейн реки Ясельды (250 км), Погорынье – бассейн реки Горыни (659 км) . Обе реки – притоки Припяти: Ясельда – левый, северный, Горынь – правый, южный. Припять (775 км) – артерия правобережноднепровского Полесья. Полесье давно и особенно в последнее полстолетия вызывает большой интерес ученого мира, поскольку является одной из архаических славянских зон. Ясельда и Горынь примечательны, в частности, следующим. Ясельду и Горынь, а также участок Припяти между устьями этих рек ученые принимают за условную границу между Западным и Восточным Полесьем, при этом, считают, что она имеет глубокие исторические корни, восходящие к эпохе неолита . Кроме указанных рек Ясельды и Горыни в их междуречье и в соседних микрорегионах в Припять впадает ряд других значительных рек. Левые притоки Припяти в этом регионе – Пина (40 км), Бобрик (109 км), Цна (126 км), Лань (147 км), Случь Северная (197 км); правые притоки – Стырь (494 км), Ствига (178 км). Крупный приток Горыни – Случь Южная (451 км), значительный приток Ствиги – Льва или Моства (172 км). В прошлом конфигурация речной системы этой территории была несколько иной . Основное русло Припяти проходило значительно южнее Пинска. Струмень сейчас считается частью основного русла Припяти в районе Пинска, ранее это было отдельное русло или даже отдельная река. В районе Пинска Струмень протекал несколько восточнее нынешнего течения Припяти. Пина впадала в Ясельду, Ясельда впадала в Струмень. По основной части Пины прошел Днепровско-Бугский канал. В ХVI в. Пина начиналась на территории Дрогичинского района и состояла из двух истоков . Северный ее исток начинался к северу от Дрогичина , южный – к западу от Ляхович, недалеко Ляхович они сливались. Верховья бывшей Пины в Дрогичинском районе (ее северный исток) ныне именуются Ляховичским каналом. Полагают, что в более отдаленные времена Пина начиналась в нынешнем Малоритском районе . Связывающим звеном бассейна Припяти с бассейном Вислы, впадающей в Балтийское море, являлся приток Вислы Западный Буг (831 км) с притоками Нарев (438 км) и Мухавец (112,6 км). Ученые многократно касались рассматриваемого региона и, естественно, как и в других подобных случаях, не всегда приходили к единому мнению. Остановимся на некоторых спорных вопросах средневековой истории указанной области.
2. Этнографические регионы Основные этнографические регионы, о которых будет идти речь, следующие. 1) Среднее Погорынье. Это центрально-южная часть нынешнего Столинского района Брестской области Беларуси, основная часть Дубровицкого района Ровенской области Украины и некоторые прилегающие микрорегионы. На основной части Среднего Погорынья распространены среднепогорынские говоры . 2) Берестейщина -- Пинщина. Она занимает основную часть Берестейско (Брестско) – Пинского Полесья. Пинщина является подрегионом Берестейщины-Пинщины. Граница между Пинщиной и собственно Берестейщиной маловыразительна. На юго-востоке историческая и этнографическая Пинщина занимает западную часть Столинского района. 3) Туровщина. Занимает в основном юго-западную часть нынешней Гомельской области Беларуси. В ее состав входит также восточная часть Столинского и юго-восток Лунинецкого районов Брестской области. 4) или 3а) Давид-Городокщина или низовья Горыни. Это довольно обособленная часть исторической Туровщины. Давид-Городокщина испытала значительное западнополесское влияние. К ней примыкают населенные пункты, в которых бытуют говоры переходного характера .
3. Старинные пути Один из древних путей, соединявших Балтийское море с Черным, – это путь по Висле, затем по ее притоку Западному Бугу, далее -- по Припяти и Днепру. Функционировал он уже в начале нашей эры. Существует точка зрения о существовании водного пути из Балтийского моря по Висле, Западному Бугу, Припяти и далее на восток или юго-восток еще в эпоху верхнего палеолита – неолита . Старинные торговые, а позже и военные пути были водными и сухопутными. Наиболее удобно сочетание одного и другого вида путей, когда параллельно с водным путем проходит сухопутный. Для этого необходимо, чтобы хотя бы один берег реки был относительно высоким или чтобы возвышенная местность отделяла от течения реки неширокая ее пойма. В Западном Полесье водный и сухопутный пути сочетались не всегда. Причиной тому или сильная заболоченность, или относительно возвышенный характер местности. Наиболее заболоченными являлись так называемые Пинские болота и верхнее течение Припяти, начиная от района Пинска. Наиболее возвышенный западнополесский регион – центральное Загородье, расположенное на водоразделе Западного Буга и Припяти между городами Кобрином и Пинском. Для водных путей труднопроходимыми являются возвышенные местности, для путей сухопутных – местности заболоченные. Чтобы преодолеть такие местности, водные караваны использовали волоки (при небольшом расстоянии) или речки-«стрýги». «Стрýги» (местный западнополесский народный термин) – протоки, по которых в половодье, особенно весной, стекала талая вода в реку . В некоторые периоды «струги» представляли собой настоящие реки. В настоящее время там проведены мелиоративные каналы. Сухопутные караваны совершали объезды заболоченных регионов или использовали «зи΄мники» (зимние дороги по замерзшему болотистому грунту).
В литературе припятский путь обычно показывается по течению Припяти до ее истоков. В действительности ситуация была намного сложнее . Водный путь шел по Припяти от ее устья, т.е. места впадения в Днепр, до района нынешнего Пинска. Здесь он разветвлялся. Южная ветвь шла по Припяти до ее истоков. Отсюда всего несколько километров до Западного Буга. По Западному Бугу – в Вислу, по Висле – в Балтийское море. Средняя ветвь от района Пинска шла по р. Пине до южной части нынешнего Дрогичинского района. Отсюда по речкам-«стругам», притокам Пины и по речкам-«стругам» притокам Мухавца – в Мухавец, по Мухавцу – в Западный Буг. При впадении Мухавца в Буг расположено Берестье (нынешний Брест). Северная ветвь от района Пинска шла по р. Ясельде до северной части нынешнего Дрогичинского района (район Хомска или средневекового Здитова-на-Ясельде). Здесь она в свою очередь разветвлялась. Северное ее ответвление проходило далее по Ясельде до ее истоков; отсюда – к истокам Нарева до его впадения в Западный Буг, или к верховьям притоков Нёмана, затем в Нёман. Южное ответвление: по речкам-«стругам» притокам Ясельды и речкам-«стругам» притокам Мухавца – в Мухавец. Сухопутный путь проходил по высокому берегу Припяти от ее устья до места впадения Горыни в Припять. Здесь он отклонялся к северу, проходя вблизи нынешних Кожан-Городка, Лунинца, Лунина, Погоста-Загородского; затем поворачивал на юго-запад к району нынешнего Пинска. Здесь путь разветвлялся. Южная его ветвь шла вблизи северного берега Пины до южной части нынешнего Дрогичинского района (район Ляхович); затем – по сухопутью вблизи нынешних Валовля, Городца к району Кобрина на р. Мухавец. Северная ветвь от района Пинска шла по южному берегу Ясельды. В районе Хомска – Здитова-на-Ясельде эта ветвь разветвлялась. Южное ее ответвление проходило вблизи нынешних Симонович, Торокани (теперь переименована в Именин), Городца к району Кобрина, а северное ответвление шло по Ясельде до ее истоков. Здесь оно в свою очередь тоже разветвлялось. Одна ветвь шла в бассейн Нарева, другая – в Понёманье. От района Кобрина рассматриваемый путь проходил вблизи берега Мухавца к району Берестья. Часть сухопутного пути от района Пинска, у южного берега Ясельды, затем к Кобрину именовалась «Старинным Загородским шляхом» . Этот участок пути, а также его продолжение от Кобрина к Бресту имел важное значение в средневековье. Припятские пути пересекались путями погорынскими. Водный путь шел с юга на север по р. Горынь, затем по участку Припяти от устья Горыни до устья Случи Северной, затем по Случи Северной. Сухопутный путь шел по высокому левому берегу Горыни или вблизи его почти до устья этой реки. Здесь путь разветвлялся. Одна ветвь шла на северо-восток в район Турова, другая – пересекала Припять. Здесь она сливалась с припятским путем. Ответвление от нее шло на север вблизи Случи Северной. Припятский путь пересекал еще одни путь. Он шел с Понёманья на Волынь. Проходил этот путь по Ясельде от ее истоков до района Хомска – Здитова-на-Ясельде, затем по притоку Ясельды речке-«струге» Лосинцы, – до истоков, затем по р. Пине от истоков до района села Ляховичи. Весь этот участок пути, а также южная часть этого же пути по левому притоку Припяти, реке Турья, удобные и для водного транспорта, и для передвижения по суше. В местности, расположенной между селом Ляховичи и Припятью, много болот. На этом участке путь проходил по болотистым протокам, сухопутным путям и «зимникам». Кстати, на указанном пути на р. Пине близ ее истоков (ныне Ляховичский канал) возник нынешний районный центр Брестской области Дрогичин (Дорогичин). Это место разветвления пути по речке-«струге» Лосинцы у ее истоков: 1) восточная ветвь на р. Пину, 2) западная ветвь – на речку-«стругу», которая ныне именуется Валовельский канал (бассейн р. Мухавец).
4. Племена Рассматриваемый регион являлся местом соприкосновения нескольких древнерусских племен: дреговичей, древлян, «вервиан-неривян», волынян. 4а. Дреговичи, согласно «Повести временных лет», жили между Припятью и [Западной] Двиной. Археологические данные позволяют уточнить ареал их расселения . Наиболее характерными археологическими эквивалентами дреговичей считаются дреговичские крупнозерненые бусы и (дреговичские) трехбусинные височные кольца . Подробнее остановимся на бусах, поскольку они наиболее полно представляют ареал расселения дреговичей и их колонизационные потоки. Всего обнаружено не менее 224 бусин и не менее 43 колец . Основная масса найденых бусин (138, что′ составляет 61,6 % от их общего числа) распределилась по территории трех областей: на территории центральной и южной части Минской области (42 бусины), в западной части Могилевской области (западнее Днепра; 46 бусин) и в западной части Гомельской области (западнее Днепра; 50 бусин). Это основная территория расселения дреговичей. На этой территории выделяются две группы дреговичей: южная и северная. Южная группа – это потомки одной из групп славянских племен культуры Лука-Райковецкая . Ареал ее расселения: поречье Припяти между низовьями Горыни и Днепром. Ареал северной группы – это часть бывшей банцеровской культуры (банцеровско-тушемлянско-колочинской общности) рубежа IV-V – первой половины VIII вв. Последняя занимала основную часть нынешней Белоруссии и прилегающие регионы России и Левобережной Украины. Банцеровская культура, вероятно, включала славянское и балтское население, в том числе многочисленных славяно-балтских билингвов. Если принять весьма распространенную точку зрения, что славянское население среди носителей банцеровской культуры отсутствовало, то как объяснить следующее? В основном ареале белорусских говоров два диалекта: северо-восточный и юго-западный. Граница переходных говоров между ними весьма широкая, при этом, разные исследователи определяют их ареал по-разному, зачастую взаимоисключающе. Если бы в банцеровской культуре славянский компонент отсутствовал, а славяне в центральной Белоруссии появились только в Х в. в результате переселений с юга и севера, то севернее Минска существовала бы весьма четкая лингвистическая (диалектна) граница. Примечательно, что ареал банцеровской культуры близок к ареалу белорусских говоров ХІХ – начала ХХ вв. Это скорее всего свидетельствует о том, что эпоха банцеровской культуры имела существенное значение в истории этногенеза прабелорусов. К ІХ в. произошла относительная консолидация потомков надприпятской группы племен культуры Луки Райковецкой или ранних дреговичей и части банцеровцев. Фактически сформировался новый этнос – собственно дреговичи или поздние дреговичи. Каковы результаты этой консолидации? В плане культуры стал превалировать южный компонент – ведь археологическая культура собственно дреговичей ближе к культуре племен Правобережной Украины (особенно древлян), чем к культуре кривичей, населяющих северо-восточную Белоруссию и соседние регионы России. Что касается языка, то, как показывает языковая ситуация на рассматриваемой территории в более позднее время, доминирующими оказались говоры славян-банцеровцев , так как юго-западный диалект белорусских говоров при наличии в нем южных черт составляет одно целое с северо-восточным диалектом белорусского языка. Каким был говор ранних дреговичей, проживающих в поречье Припяти? Скорее всего, первоначально это был какой-то архаический восточнославянский говор. Вероятно, он существенно отличался от говора тех славян-банцеровцев, потомки которых позже стали дреговичами, ибо предки южных и северных дреговичей в течении продолжительного времени входили в состав разных археологических культур. Позже, входя в состав дреговичского племени, южные дреговичи не могли не испытать языкового влияния дреговичей северных. В настоящее время на территории ареала южных дреговичей распространены говоры туровско-мозырской группы юго-западного диалекта белорусских говоров . Наиболее ранние памятники дреговичей выявлены на территории поречья Средней Припяти. Это дает основание исследователям считать первоначальным ядром дреговичей их южную ветвь. Выше шла речь об основном ареале дреговичей, где найдено 61,6 % всех бус дреговичского типа. 33 % дреговичских бус (74 бусины) найдены на большой территории, которую условно назовем дреговичской периферией. Распределяются дреговичские бусы в указанной зоне следующим образом: Волынская область Украины – 27 бусин (г. Луцк и его окрестности), Житомирская область – 20, Брестская область Белоруссии – 8 (Каменецкий район – 5, Столинский район – 2, г. Брест – 1), Подляшское воеводство Польши – 7, Ровенская область Украины 7, Гродненская область Беларуси – 5. Дреговичскую периферию можно разделить на две области. Первая – это Понёманье и основная часть Белостокщины. Славяне начали проникать сюда довольно рано, но еще в середине І тыс. н.э. здесь преобладали балты. Позже в этой области поселились представители разных славянских племен (кривичи, волыняне, древляне, мазовшане), но преобладали среди них дреговичи. В настоящее время на этой территории бытуют говоры гродненско-барановичской (понёманской) группы юго-западного диалекта белорусского языка. Вторая область дреговичской периферии – это земля древлян, а также Берестейско-Пинское и Волынское Полесье. Население этих земель, возможно, какое-то время входило в состав дреговичского племенного союза или являлось «конфедератами» дреговичей. В этих землях скорее всего поселились отельные группы дреговичей. Известно еще 12 дреговичских бус, обнаруженных на других территориях: Витебская область Беларуси – 2 бусины, Украина (области Черниговская, Черкасская, Киевская, Сумская, Хмельницкая) – 7, Россия (Брянская область) – 2, Латвия – 1. Подкрепляют сведения о дреговичах другие дреговичские этноопределяющие памятники – это трехбусинные крупнозерненые височные кольца . Выявлено их не менее 43-х. Из них 25 (58,1 найдены в западной половине Гомельской области, 11 (25,6 – в западной части Могилевской области, 5 – в Брестской области (4 в Каменецком районе, 1 – в Столинском), 2 кольца обнаружены в Волынской области. 4б. Древляне (деревляне). Согласно «Повести временных лет», «…зане с±доша в л±с±х», к северо-западу от Киева. Их столица – Искоростень (нынешний Коростень). Ареал расселения древлян по археологическим данным: нынешние области Украины – Житомирская, восточная часть Ровенской (до р. Горынь), северо-западные окраины Киевской. Продолжение этого ареала в Белоруссии – низовья р. Горынь и сопредельные микрорегионы. Но в нижнем Погорынье встречались также поселения дреговичей и, видимо, представителей других племен. Основной этноопределяющий археологический признак древлян – наличие в курганах зольной прослойки выше погребения . На территории Столинского района Брестской области, расположенного в низовьях Горыни, курганы с этноопределяющими признаками древлян выявлены в селах Видибор и Отвержичи . Курганы с этноопределяющими признаками дреговичей – в с. Теребежово. Соответственно в соседнем Житковичском районе Гомельской области первые (древлянские) курганы обнаружены в селе Хильчицы, вторые (дреговичские)– в селах Хильчицы и Рычево . По мнению некоторых исследователей, ареал расселения древлян был более широкий. Е.И.Тимофеев полагает, что к древлянским следует отнести памятники в низовьях Стыри и Стохода . Ю.В.Кухаренко относил к древлянским могильник у с. Дружиловичи Ивановского района Брестской области . По мнению М.Ю.Брайчевского, на западе ареал расселения древлян доходил до Западного Буга . Данные народных говоров дают основание полагать, что древлянский этнический компонент присутствовал в Берестейско-Пинском Полесье . По нашему мнению, древлянский субстрат, возможно, отражен в так называемых севернозагородских говорах.
4в. Западное Полесье или «вервиане-неривяне». Относительно племенной принадлежности средневекового населения Западного (Берестейско-Пинского и Волынского) Полесья у исследователей нет единства во мнениях. Одни ученые относят его к дреговичам , другие – к волынянам , третьи – к древлянам . Однако, наиболее типичные памятники дреговичей локализуются к северо-востоку от Западного Полесья или на его северо-западных (р-н Каменца) и юго-западных (р-н Луцка) окраинах (см. выше о дреговичах). Наиболее типичные памятники волынян находятся к югу от линии Луцк–Ровно , наиболее типичные памятники древлян – к востоку от р. Горынь . Таким образом, средневековое славянское западнополесское население, будь оно дреговичское, волынянское или древлянское, по отношению к каждому из этих племен являются группой периферийной. Если мы сопоставим все названные точки зрения, то получим, что для Западного (Берестейско-Пинского и Волынского) Полесья в канун образования Киевской Руси характерно определенное археологическое единство, характеризующееся в известной степени переходностью между дреговичами, волынянами и древлянами. Но, если это отдельная археологическая общность, то она должна соответствовать какому-то восточнославянскому племени. Правда, наименования восточнославянских племен, зарегистрированных «Повестью временных лет», «распределены» между археологическими общностями. Для населения Западного Полесья в этом выдающемся письменном памятнике, кажется, этнонима нет. В одной из работ мы высказали мнение, что рассматриваемой западнополесской археологической общности мог соответствовать этноним, который использует Константин Багрянородный (De adm. 9:107): вервиане (Βερβιάνοι), а Географ Баварский -- неривяне (neriuanі). Возражают, что вервианами Константин Багрягородный назвал древлян. Но ведь у этого автора для древлян есть наименование, -- это Δερβλενίνοι (De adm. 37:44). Академик В.В.Седов на большом фактическом материале убедительно показал, что на тех восточнославянских землях, где после ХІІ в. смены населения не происходило, ареалы средневековых славянских археологических общностей близки ареалам нынешних диалектных единиц . Нынешние говоры Берестейско-Пинского Полесья, с одной стороны, и Волынского Полесья – с другой, представляют две диалектные единицы . Но генетически они восходят к одной диалектной группе, представляющей собой диалектное единство . Это языковое единство может отражать существование в прошлом единства племенного. Впрочем, западнополесское диалектное единство не является единством абсолютным. В западнополесских говорах выделяется несколько типов . В основных типах отражены связи говоров Западного Полесья с говорами иных регионов (восток, юго-восток, юго-запад) или сохраняется много славянской архаики (городнянский тип) . Это скорее всего является свидетельством того, что Западное Полесье заселялось представителями нескольких славнянских этнических единиц. В результате формирования здесь отдельного западнополесского племени эти единицы скорее всего относительно “перемололись”. Кстати, археологические данные подтверждают заселение Западного Полесья представителями разных племенных общностей . Кто же такие вервиане-неривяне, если таковые населяли Западное Полесье? Может это племя, которое сформировалось в рассматриваемом регионе после значительных приливов извне или племя, которое здесь жило до указанных приливов? А может в этом племени можно видеть и тех, и других?
4г. Волыняне. Существует две точки зрения на ареал расселения волынян. Первая точка зрения локализирует этот ареал в южной Волыни, на территории южнее Луцка и Ровно . Согласно второй, волыняне заселяли Южную Волынь, Волынское Полесье и Брестско-Пинское Полесье . Наиболее вероятно, что первоначальным ядром волынян являлась Южная Волынь, а позже в состав волынского племенного союза вошло население Западного (Волынского и Берестейско-Пинского) Полесья . В связи с этим представляют интерес современные народные интерпретации северной границы волынцев. Как сообщила украинский диалектолог А.А.Козачук (устное сообщение), изучавшая лексику волынских говоров , жители северной части Волынской области называют волынцами жителей южной ее части, т.е. территории к югу от Луцка. Себя они волынцами не называют. И это несмотря на то, что их регион теперь является частью Волынской области, ранее – частью Волынского воеводства, ранее – Волынской губернии, ранее – Волынского воеводства, еще ранее – Волынского княжества. Иначе говоря, жители Берестейско-Пинского Полесья, как правило, себя волынцами не называют. Так их иногда так называют жители других регионов. Этот факт зарегистрирован нами в Мядельском районе Минской области и в Круглянском районе Могилевской. У старожилов Брестской области представление о Волыни как о крае с урожайными землями, но крае не близком. Сравн.: “На Волы΄ні ро΄дыть хліб і на голы΄ны” ‘на Волыни и на ветке родит хлеб’ (Дрогичинский район). Рассказывали, что жители Дрогичинского района удивлялись следеющему несоответствию. По рассказам людей старшего поколения, Волынь – это край с урожайными землями, а вот северные регионы “административной” Волыни, т.е. Волынской губернии, сильно заболоченные, земли там бедные. 4д. “Парад” этнонимов. В литературе бытует мнение, что в регионе между верховьями Западного Бега и Ясельдой жило восточнославянское племя, которое первоначально именовалось дулебами, затем бужанами, наконец – волынянами. Почему же менялись названия? Не понравилось старое наименование, собрались, проголосовали, дали этносу наименование новое? Очевидно, что это не так. Готский историк VI в. Иордан писал о славянах, что «их названия теперь меняются соответственно различным родам и местностям» . Надо полагать, когда малое племя возглавляло какой-нибудь племенной союз, оно передавало ему свое имя . Племенные союзы порою распадались, и на их месте образовывались другие союзы, которые могли “возглавить” другие малые племена.
4е. Бужане. Нередко в литературе можно встретить утверждение, что Берестейско-Пинское Полесье населяли бужане, а другие названия этого племени – дулебы и волыняне (см. выше – “Парад” этнонимов.). О бужанах есть два упоминания: в “Повести временных лет” и у Географа Баварского. В “Повести временных лет” говорится: “... Бужане с±доша по Бугу посл±же Велын³не”. В Тверской летописи между словами “посл±же” и “Велын³не” стоит слово “прозвашася”. Скорее всего, это позднейшая вставка. Из приведенного отрывка неясно: 1) по какому Бугу сидели бужане – Западному или Южному, 2) и какое значение, временное или пространственное, имеет здесь слово “посл±же” . Согласно Географу Баварскому, бужане (Busani) являлись многочисленным племенем, «градов» у них – 231 . Исходя из приведенных свидетельств, можно сказать следующее. Мы не можем утверждать, что в Западном Полесье существовала «бужанская» эпоха. Но, в свою очередь, мы не можем исключать, что население Западного Полесья какой-то период входило в состав бужанского союза. Если предположить, что основное ядро бужан находилось за пределами Западного Полесья, -- а это весьма вероятно , -- то нельзя также исключать миграций какой-то части бужан, в западнополесскую область.
Началом Киевской Руси, высокоразвитого восточнославянского государства, обычно считают 882 год, когда князь Олег захватил Киев и сделал своей столицей. До этого существовали отдельные государственные образования: Русь Южная с центром в Киеве и Русь Северная с центром в Новгороде и Ладоге. Русь Южная и Русь Северная тоже не могли возникнуть мгновенно. Им тоже должны предшествовать какие-то иные (прото) государственные образования. В «Повести временных лет» названо несколько племен, которые имели свои «княжения». Среди них были древляне и дреговичи, о которых речь шла выше. Каков характер этих «княжений»? Некоторые исследователи считают их государственными образованиями, иные – протогосударствами. В любом случае элементы государственности были им присущи. Исследователи также считают, что «княжения» имели не только те племена, о которых сказано в «Повести временных лет», но и другие. В арабских источниках говорится о «царях» у дулебов (дулаба) и волынян (валинана), а также о славянской стране Дира, в состав которой входили многие области . Ученые полагают, что страна Дира – это Южная Русь во времена правления князя Дира, о котором говорится в «Повести временных лет». Восточнославянским «протогосударствам» была характерна определенная рыхлость: они могли быть совсем небольшими по занимаемой территории; они могли организовываться в крупные «державы» и создавать большие армии, но через какой-то промежуток времени такие «державы» распадались; часто объединение происходило вновь, а затем -- снова распад, вновь объединение, увеличение территории, уменьшение территории и т.д. В связи с этим интересны сведения арабского историка Аль-Масуди о «племени» валинана (волынянах). Он, в частности, пишет: «Славяне… составляют различные племена, между коими бывают войны и они имеют царей… Из этих племен одно имело прежде в древности власть (над ними), его царя звали Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему повиновались. …Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя,…» . О времени вхождения Западного Полесья в состав Киевской Руси нет единой точки зрения. Часто называют 981 год, когда Владимир Святославич ходил на ятвягов. Скорее всего, -- это время окончательного закрепления Западного Полесья за Киевской Русью. Называют середину Х в. и обосновывают это следующим : арабский автор Х в. Ибрагим ибн-Якуб сообщает, что владения польского князя Мешко соседствуют на востоке с Русью. Нельзя исключать и другого свидетельства: арабский историк Аль-Масуди (1-я пол. Х в.), рассказывая о славянском царе Дира (киевский князь Дир?), называет его первым из славянских царей и говорит, что «он имеет обширные города и многие обитаемые страны…» . В числе этих «многих обитаемых стран» могло быть и Западное Полесье. При всем этом необходимо учитывать, что «княжения» могли входить в состав Руси, затем выходить, снова входить и т.д. Ведь ранняя эпоха Киевской Руси – эпоха раннегосударственная, не до конца преодолевшая черты протогосударственной эпохи. До реформы великого князя Владимира Святославича в 988 г. в состав Руси входили «княжения», подчинявшиеся великому князю, но в них сидели племенные князья или их потомки. Протогосударственная эпоха в Западном Полесье, как и во всей Восточной Славии, покрыта мраком неизвестности. В письменные источники попали всего лишь отдельные сведения. Там, где эта «протогосударственность» существовала, могли быть свои центры, а эти центры могли обнаружить археологи. Следами этих центров могли быть так называемые «протогорода» и «княжеские» курганы, т.е. не средневековые города, а довольно крупные населенные пункты эпохи становления государственности с некоторыми признаками городской жизни и курганы, характеризующиеся большими размерами . Приведем «список» протогородов и “княжеских” курганов на территории Восточной Славии. 6. Протогорода 1. Киев . До того, как стать несомненным городом, а позже одним из крупнейших городов Европы, Киеву пришлось пережить эпоху протогорода. Таковым он являлся с конца V в. н.э. до рубежа VIII—IX вв. 2. Зимно . Городище Зимно, VI – первая половина VII вв., расположено вблизи Владимира Волынского (Волынская область, Украина), т.е. на границе собственно Волыни и Волынского Полесья. Исследователи считают его центром Дулебского союза. В середине VII в. внезапно погибло в результате пожаров. В слое пожарища обнаружены аварские стрелы. Очевидно, оно было уничтожено аварами. 3. Пастырское, расположенное на р. Тясьмин в Днепровском Правобережье, VI—VІІІ вв. 4. Хотомель в Столинском районе Брестской области, датируется VІІ – VІІІ/Х вв. 5. Изборск на Псковщине, возник на рубеже VII—VIII вв. 6. Старая Ладога, городище возникло в VIII в. 7. Добриновское городище VIII—IX вв. на Буковине . 8. Грайворон на р. Южный Буг, З-я четверть І тыс. н.э. 9. Древний Пинск находился на территории нынешнего села Городище, расположенного в 12 км к северо-востоку от нынешнего Пинска. Поселение Пинеск-Городище возникло в конце VІІІ в. К началу Х в. оно являлось протогородом; было сожжено в начале ХІ в.; после этого Пинск был перенесен на нынешнее место. 10. Рюриково городище у Новгорода, возникло в IX в. 11. Тимерево у Ярославля, IX – начало XI вв. Древнерусские города, которые упоминаются в IX – начале X вв., первоначально являлись протогородами. 7. «Княжеские» курганы 1. Гнездово около Смоленска . Наиболее значительный курган 24-Оль. 1 – высота 7—8 м., диаметр у основания 30—35 м. 2. Черниговские курганы, среди них наиболее выдающийся – Черная могила, высота – 11 м., диаметр у основания – 40 м. 3. Курган Могила Месяца у села Гусинное (Husynne) Грубешовского повета – Польша, недалеко от границы с Украиной, недалеко от городища Зимно и Владимира Волынского. 4. Два кургана в Пинске . Первый раскопан в 1871 г., второй разрушен строителями в 1955 г. Были расположены в урочище Лещ. Высота второго кургана с напольной стороны – 5,5 м., со стороны реки – 7,5 м., диаметр у основания с севера на юг – 31 м., с запада на восток – 35 м. 5. Курган в Бресте . Приводим его описание П.М.Шпилевским (середина ХІХ в.): “... я отправился на Кобринское предместье [в г. Бресте – Ф.К.] – взглянуть на археологическую редкость, о которой я столько раз слышал в Минске и Варшаве. Эту редкость составляет огромный курган на правом берегу Мухавца, окруженный многочисленными насыпными копцами и наполненный странной формы камнями. ... Bокруг кургана и копцов разводят публичный сад, или парк; главный большой курган превращен в какой-то Парнас с извилистыми, спиралеобразными дорожками, обсаженными цветами и маленькими деревцами. Одно, что может некоторым образом наводить на языческое происхождение кургана и копцов, это то, что в настоящее время возле парка (а прежде, до разведения парка, на самом кургане) бывает народное гулянье в Юрьев день с плясками, хороводами и песнями.” Указанные курганы датируются обычно в пределах ІХ – начла ХІ вв. Из приведенных памятников наиболее древние это протогорода Киев, Пастырское городище и городище Зимно. Последнее имеет непосредственное отношение к Западному Полесью: оно расположено на стыке Западного Полесья и Южной Волыни. Принято считать, что оно являлось столицей Дулебского союза до его разгрома аварами в середине VII в. Непосредственное отношение к рассматриваемому нами региону относятся древности в Хотомеле, Пинске, его окрестностях и Бресте. К ним можно еще добавить древности Турова.
8. Хотомель По мнению некоторых исследователей, крупным межплеменным центром и протогородом является городище Хотомель в Столинском районе Брестской области (VІІ – VІІІ/Х вв.). Расположено оно к северо-востоку от города Столина, к востоку от реки Горынm. В.В.Седов, в частности, считает, что, кроме рядовых жителей, в Хотомеле жили воины, которые отправлялись отсюда в далёкие походы. Находки серебряных украшений свидетельствует о проживании здесь знати. Синхронных Хотомелю протогородов в восточнославянских землях немного: ранний Киев, Изборск на Псковщине, городище Пастырское на Черкасщине. Безусловно, первоначально Хотомель являлся центром только малого племени в среднем Погорыньи. Однако, видимо, со временем Хотомельское межплеменное объединение включило значительную часть территории современного Белорусского и Украинского Полесья. О возможности существования в бассейне Припяти и на сопредельных территориях крупного межплеменного объединения высказывают предположение археологи . Ученые дискутируют относительно того, где находилось Дулебское племенное объединение: в Прикарпатье или на Полесье? Между тем не исключено, что мнения и тех и других имеют под собой основание. Центром крупного межплеменного объединения в Прикарпатье, Поднестровье и Западном Полесье являлось городище Зимно. Оно было разрушено аварами в VII в. и перестало существовать. Именно в это время началось возвышение Хотомеля. Не произошло ли тогда перемещение какой-то части племенной элиты с дружиной, ремесленниками и другими жителями из Зимно в Хотомель?
9. Упадок Хотомеля. Среднее Погорынье. Расцвет Хотомельского городища приходится на период с конца VII по конец VIII вв. Позже Хотомель постепенно приходит в упадок. Очевидно, с Хотомельским межплеменным объединением (если такое существовало) произошло то же, что и с другими объединениями подобного типа (см. выше сведения Аль-Масуди о племени «валинана»), т.е. оно распалось. От Хотомельского межплеменного объединения отделились различные малые племена и протогосударственные образования. Хотомель, скорее всего, оставался только центром малого “княжения”, которое находилось в среднем течении реки Горынь. Затем Хотомель перестаёт быть княжеским центром. Став “периферией”, этот населенный пункт начинает терять своих жителей, которые покидают его и переселяются в другие места. В Х в. жители окончательно покинули это, ранее знаменитое, поселение. Нынешнее село Хотомель возникло рядом с городищем значительно позже. Наследником малого Хотомельского княжества во времена Киевской Руси является волость и этнографический регион в пределах центрально-южной части нынешнего Столинского района и соседних территорий Ровенской области Украины (район Дубровицы, Степани). Это так называемое Среднее Погорынье. Вероятно, время от времени этот регион входил в состав древнерусской волости Погорины. К ней первоначально относились земли в верховьях Горыни, которые стали владениями киевских князей еще в ІХ в. Куда переселились жители Хотомеля? Высказывались предположения, что могли переселиться в Туров, Давид-Городок. Всё это не исключено. Но необходимо учесть следующие факторы. Во времена, когда уже окончательно сформировалось государство, часто города возникали на торговых путях, в том числе на берегах рек. Но в те эпохи, когда государственные или протогосударственные образования только формировались или когда терирттория государства только складывалась, для населенных пунктов выбирали иные места. Желательно было, чтобы они находились недалеко от торговых путей, но не на самих путях, и эти места обязательно должны представлять своего рода природные укрепления. Для Полесья – это окружение болотами. Таким требованиям соответствовал Хотомель в VІІ–Х вв., Пинск–Городище в VІІІ – начале Х вв., Здитов после перенесения его на север на рубеже ХІІІ–ХІV вв. и др. Таким требованиям в занчительной степени соответствовала Городная, чтó на Столинщине. Мысль о возможном переселении жителей Хотомеля в Городную высказал известный белорусский археолог В.Ф.Исаенко (устное сообщение). Эта мысль, по нашему мнению, заслуживает внимания. В то же время отсутствие конкретных письменных источников того времени, недостаточное археологическое исследование окрестностей названного населенного пункта вынуждает обратиться к ретроспективному методу исследования.
11. Ранние Пинск, Берестье, Туров. После упадка Хотомеля возникают новые центры, которые становятся столицами новых протогосударственных или государственных образований. К таким центрам в Западном Полесье и на сопредельных территориях отностяся Пинск, Брест (Берестье), Туров. Древний Пинск находился на месте села Городище, чтó в 12 км к северо-востоку от нынешнего Пинска. Поселение Пинеск-Городище возникло в в конце VІІІ в К началу Х в оно уже являлось протогородом, а в начале ХІ в было сожжено. После этого Пинск перенесен на то место, где он находится ныне. Протогородской характер поселения Пинск-Городище, а также наличие в Пинске двух “княжеских” курганов (сохранились в ХІХ—ХХ вв.) дают основание полагать, что этот населенный пункт являлся центром “княжения" в докиевскую эпоху. Первые сведения о Пинске относятся к: 988 г. (в “Сказании о Борисе и Глебе»), 1005 г. (в «Уставной грамоте Туровской епископии) и 1097 г. (в “Повести временных лет”). Первые сведения в летописи о Турове относятся к 980 г. Летопись также сообщает, что Туров до вхождения в состав Руси являлся центром “княжения”, где княжил князь Тур. Согласно археологическим данным, Туров возник в конце Х начале – ХІ вв. Предшественником Турова (согласно В.С.Вергей) могло быть городище Хильчицы (VІ—ІХ стст.). Недавно высказано мнение, что первоначальный Туров мог находится в районе села Юровичи Калинковичского района Гомельской области, где имеется городище в 7 гектаров . Пинск и Туров являлись центрами “княжений”. Низовья Горыни являлись регионом, где граничили эти два “княжения” или, иначе говоря, здесь граничили Пинская и Туровская земли . Граница проходила, видимо, немного западнее нынешнего Давид-Городка, как раз на середине пути между Пинском-Городищем и Туровом. Здесь же проходила граница между Пинским и Городецким княжествами в эпоху Великого княжества Литовского. Пинская и Туровская земли в районе Горыни граничили еще с одной землёй – Средним Погорыньем. Скорее всего, во всех этих трех землях в ранний период Киевской Руси сохранялись местные князья, которые находились в зависимости от киевского великого князя. Наличие “княжеского” кургана в Бресте дает основание полагать, что и этот регион мог быть центром небольшого “княжения”.
12. Хотомель и Киев Хотомель, или район нижнего и среднего Погорынья, и Киев, или район этого города накануне образования Киевской Руси, имели ряд общих черт. 1) Оба региона находились на перекрестке важных торговых путей. Район Киева: север – юг по Днепру и запад–восток – по Припяти и Десне; район Хотомеля: север–юг по Горыни и Случи Северной, запад–восток – по Припяти. 2) Оба региона были расположены на стыке расселения нескольких племён: район Киева – поляне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи; район Хотомеля – дреговичи, древляне, «вервиане-неривяне», волыняне. 3) Киев является протогородом с конца V в., городище Хотомель – со второй половины VII в. 4) Древнерусский книжный язык, для которого характерны многие архаические черты, формировался в значительной степени в Киеве. Весьма архаический говор сохранился до нашего времени в Городной Столинского района, которая находится сравнительно недалеко от Хотомеля. Такое сопоставление двух регионов мы привели, чтобы обратить внимание на то обстоятельство, что в нижнем Погорынье были вполне реальные условия для формирования ранней государственности.
13. Туров или Пинск? Около 988 г. великий князь киевский Владимир Святославич провел административную реформу. Он ликвидировал племенные династии в государстве и ввел институт посадников. Страна была разделена на несколько больших волостей. Целью Владимира было укрепление своей власти в государстве. В качестве посадников или «держателей» волостей он посадил своих сыновей. Одна из волостей включала большую часть бассейна Припяти, бассейны среднего течения Западного Буга и верхнего Нёмана. В этой волости посажен Святополк, позже получивший прозвище Окаянный . В это время ему было всего около 10 лет, следовательно сам он тогда был не в состоянии управлять волостью. В этом ему, очевидно, помогали опытный великокняжеский посадник и боярин-огнищанин. После того, как Святополк вошел в возраст, он начал проводить самостоятельную политику, во многом независимую от Киева. Он вступает в близкие отношения с польским князем (затем королем) Болеславом Храбрым и около 1012 г. женится на его дочери . Таким образом, его волость из обыкновенной административной единицы фактически превращается в полусамостоятельное княжество. В 1015 г. Святополк вступает в борьбу за великокняжеский престол в Киеве, некоторое время является киевским великим князем (15.071015 – 26.11.1015 и 14.08.1018 – зима 1018 / 1019 гг.), в 1019 г. терпит поражение от Ярослава Мудрого, бежит через Берестье (Брест) в Польшу. Письменные источники не дают однозначного ответа, в каком полесском городе посадил Владимир Святославич Святополка. Согласно “Повести временных лет”, это был Туров, согласно «Сказанию о Борисе и Глебе», таким городом был Пинск. Оба памятника – «Повесть» и «Сказание» – примерно одинаковой древности, оба сохранились в многих списках (особенно «Сказание»). В связи с этим одни исследователи стольным городом Святополка считают Туров , другие – Пинск (Пинск) . Кто из них прав? Итак, согласно письменным источникам, Владамир Святославич посадил в Турове или Пинске Святополка около 988 г., во всяком случае, не позже . Но существовали ли в это время Туров и Пинск? Согласно археологическим данным, Туров на его нынешнем месте существует с конца Х – начала ХІ вв. Если исходить из этого, то в 988 г. Турова на его теперешнем месте не было. Но в «Повести временных лет» город упоминается уже в 980 г., причем говорится, что Туров существовал задолго до этого и в нем правил князь Тур. Таким образом, история Турова по летописным данным начинается намного раньше, нежели этот город на его нынешнем месте начинает свою историю по данным археологических источников. Это дало основания исследователям (В.С.Вергей, О.В.Иов) высказать предположение, что первоначально Туров находился на другом месте. Гипотеза эта вполне допустима, и нам известны случаи в средневековье, когда города меняли свое местоположение. Пинск, по археологическим данным, на его нынешнем месте существует с сер. – 2-й пол. ХІ века . Отсюда, как кажется, вытекает неопровержимый вывод, что в 988 г. Пинск не существовал и, следовательно Святополк не мог быть там посажен. Взгляд на раннюю историю Пинска изменился, когда археологи обнаружили раннее протогородское поселение не в самом Пинске, а в его окрестностях, в селе Городище, расположенном в 12 км к северо-востоку от нынешнего Пинска (см. выше). Таким образом, довольно распространенная аргументация, что Святополк не был посажен в Пинске, потому что самого Пинска тогда не существовало, отпадает. Если он не был здесь посажен, то по каким-то другим причинам. К 988 г., когда Святополк стал посадником или держателем большой волости, оба города, Туров и Пинск, существовали и имели к этому времени немалые традиции (прото)городской истории. Кроме того, вероятно, оба они являлись центрами «княжений», а эти «княжения», как и большинство им подобных, около 988 г. были Владимиром Святославличем ликвидированы. Возникают вопросы и другого порядка. Итак, согласно ранним источникам, Святополк в 988 – 1019 гг., т.е. более 30 лет, являлся правителем большой волости, расположенной в Припятском Полесье и на сопредельных территориях. Все ли это время его «столицей» являлся один о тот же , т.е. только Туров или только Пинск? Источники не дают на это прямого ответа. Кроме того, почему по одним источникам «стольным» городом называется Туров, а в других Пинск? Возможно ли, чтобы он имел сразу две столицы и чтобы он менял свою резиденцию? Или могло случиться, что в каких-то письменных источниках Туров заменили на Пинск или Пинск на Туров? Если это так, то зачем и почему? Дискуссии на тему «Туров или Пинск» начались в ХIХ веке и однозначное решение предложено не было. Здесь нужно особое внимание обратить на имеющиеся в нашем распоряжении документы и попытаться разделить 30-летнюю эпоху правления Святополка (с 988 по 1019 гг.) на периоды. В «Сказании о Борисе и Глебе» основное внимание уделяется событиям 1015–1019 гг. , а события 988 г. даны ретроспективно: это экскурс в прошлое. Едва ли следует сомневаться в том, что в 1015–1019 гг. Святополк сидел в Пинске. «Сказание о Борисе и Глебе» в древней Руси пользовалось большой популярностью и сохранилось, по крайней мере, в 172 списках . Во всех списках фигурирует Пинск, ни в одном списке Турова нет, что позволяет с большой степенью уверенности предполагать, что в прототексте «Сказания» упоминался именно Пинск. Таким образом, «Сказание о Борисе и Глебе» явно свидетельствует, что в 1015—1019 гг. резиденцией Святополка был Пинск. Впрочем, уже с 1015 г. Святополк начинает пробиваться к Киеву. В 1015 г. какое-то время мы его видим в Киеве на великокняжеском престоле. Пинск являлся столицей и резиденцией Святополка в предыдущие годы. Описывая события 1015 г., автор «Сказания о Борисе и Глебе» или уже забыл, или не знал о том, что ранее Святополк сидел в каком-то другом городе и где он был посажен в 988 г. Итак, с какого времени Святополк несомненно сидел в Пинске? Видимо, с тех пор, когда он достиг определенного возраста и стал проводить самостоятельную политику. Напомню читателю, что в 988 г. ему было около 10 лет., в 999 г. – около 20, а в 1004 г. -- около 25 лет. Можно полагать, что где-то к 1000 г. Святополк мог стать более или менее самостоятельным князем и сделать Пинск своей более или менее постоянной резиденцией. Согласно «Хронике» Титмара (1013—1018 гг.), «Хронике» Галла (Gall Anonym. Chronica Polonorum; начало ХІІ в.) и некоторым другим источникам , в 1018 (или 1917) г. Ярослав (Мудрый) овладел городом Святополка и увел из него жителей. Таким городом, по мнению исследователей, мог быть либо Туров, Пинск, где княжил Святополк, либо Вышгород, где находилась его штаб-квартира . Но из всех названных городов такое разорение можно допустить только для Пинска, т.к. протогород Пинск-Городище, который обычно отождествляется с древним Пинском, в начале XI в. прекращает свое существование; археологические данные свидетельствуют о наличии следов пожарищ . Пинск приходит в упадок и возрождается лишь к концу ХІ в. Этого никак нельзя сказать о Турове и Вышгороде, которые, судя по данным летописей, в ХІ в. оставались значительными древнерусскими городами. В 1019 г. Святополк потерпел поражение от Ярослава Мудрого и бежал через в Польшу. Центром волости становится Туров. Туровская волость при Ярославе Мудром является обычной административной единицей. Вернемся к периоду 988 –1000 гг. Где был посажен Святополк и где он сидел в этот период? Заметим, что в 988 – 1000 гг. Надприпятье с сопредельными территориями (Средним Надбужьем, Верхним Понёманьем) представляло обычную административную единицу. Святополк был посажен в одном из городов Припятского Полесья. Посаднику киевского князя необходимо было укреплять позиции Руси в пограничных регионах – в районе Берестья и в Верхнем Понеманье и, возможно, преодолевать остатки племенного сепаратизма и в Турове, и в Пинске. Наблюдать за ситуацией из Киева естественно было легче, если резиденция находилась в Турове, а не в далеком Пинске. Но следить за ситуацией в районе Берестья и в Верхнем Понеманье из Пинска было значительно удобнее. Поэтому можно предположить следующее: первоначально основным местом пребывания Святополка являлся Туров. Но с самого начала «правления» ему, очевидно, надолго приходилось задерживаться и в Пинске. Пребывал он какое-то время и в других городах. Можно предположить, что какое-то время Туров и Пинск являлись для него равнозначными резиденциями. Наконец, основной своей резиденцией он сделал Пинск. Описывая события 988 г., «Повесть временных лет» называет резиденцией Святополка Туров и, видимо, летописи в данном случае следует доверять. Но в то же время «Повесть» – произведение политизированное. Святополк был серьезным соперником Ярослава Мудрого. Можно предположить поэтому, что после окончательной победы над Святополком многое было сделано для того, чтобы принизить роль этого князя. Кто убил Бориса и Глеба – недостаточно ясно . «Повесть» и тексты борисо-глебовского цикла однозначно говорят, что убийцей был Святополк и называют его Окаянным. Резиденция Святополка – г. Пинск (Пинск—Городище) – сожжена, и ее жители уведены. В 1019 г. Ярослав Мудрый восстанавливает, таким образом, «историческую справедливость», возвращая Турову тот статус, который он получил в 988 г., т.е. Туров снова становится центром большой волости. Очевидно, киевские великие князья отдавали предпочтение Турову, а не Пинску.
14. Снова Туровская волость В 988 г. в составе Киевской Руси была образована волость, которая включала большую часть бассейна Припяти и сопредельные территории (Среднее Побужье, Верхнее Понеманье). Административным центром ее, скорее всего, первоначально являлся Туров. К рубежу Х--ХІ вв. эта административная единица превратилась в фактически независимое княжество. Князем являлся Святополк, сын Владимира или Ярополка, прозван позже Окаянным. Фактической столицей княжества становится Пинск, который находился тогда на месте нынешнего села Городище Пинского района. В 1019 г. Ярослав Мудрый разбил Святополка. Пинск был сожжен, а княжество преобразовано в волость, которая во времена Ярослава Мудрого являлась обыкновенной административной единицей. Центром волости являлся Туров. Пинск вскоре восстанавливается, и уже на нынешнем его месте.
15. Туровская волость-княжество Ярослав Мудрый около 1042 г. посадил в Турове своего сына Изяслава в качестве посадника (в 1052 г. он посажен также в Новгороде). В 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого Туровское княжество восстановлено. Его князем стал Изяслав Ярославич, который княжил в Турове до 1073 г., затем в 1077–1078 гг. В 1054–1068, 1069–1073, 1077–1078 гг. он являлся великим князем киевским. Затем в Турове княжат: Всеволод Ярославич (1073–1077 гг.; в 1077–1093 гг. – великий князь киевский); возможно, Ярополк Изяславич (1078–1987 гг.; владел также Волынской землей и другими волостями, его резиденцией был г. Владимир-Волынский); возможно Давид Игоревич (с 1073 г.); Святополк Изяславич (1088–1113 гг.; в 1093–1113 гг – великий киевский князь; также полоцкий и новгородский князь); Ярослав Святополкович. В 1113–1125 гг. Туровская волость становится непосредственным владением великого князя киевского Владимира Мономаха. После его смерти в Турове княжили: Вячеслав Владимирович (1125–1146 гг. с перерывами; в 1132, 1139, 1142, 1150; 1151–1154 гг. являлся великим князем киевским; также смоленский, переяславский, пересопницкий князь); Изяслав Мстиславич (1133–1134 гг.; также полоцкий, минский, переяславский, новгородский, владимиро-волынский князь); Святослав Всеволодович (1142 г.), Ярослав Изяславич (с 1146 г.), Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1150–1154 гг.), Святослав Всеволодович (около 1154–1155 гг.), Борис Юрьевич (1155–1157 гг.). Великую Туровскую волость в ХІ – первой половине ХІІ вв. можно назвать волостью-княжеством. Она сочетала черты большой административной единицы и феодального княжества. В это время она находилась в зависимости от Киева. В Турове преимущественно сидели потомки Изяслава Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Многие князья были одновременно князьями туровскими и великим князьями киевскими, могли сидеть в одно и то же время в разных городах. Находясь на туровском столе, они ожидали своей очереди, чтобы занять великокняжеский стол. Многих князей из династии Изяславичей и с других династий сажали в Турове великие князья, затем снимали их, сажали в других городах. В данном случае такие князья являлись обыкновенными посадниками. В состав большой Туровской волости, как и в других подобных территориальных образованиях, входили меньшие волости и «волостки» В большинстве случаев города являлись экономическими центрами определенных округ. Такие округи являлись «обычными» или малыми волостями или «волостками». Если в летописи называется город, то нередко имеется ввиду город с округой или волость.
16. Суверенное Туровское княжество. Его распад В 1158 г. Туровом овладел Юрий Ярославич, внук туровского князя и великого князя киевского Святополка Изяславича. Против Юрия Ярославича выступил великий князь киевский Изяслав Давидович с каолицией других князей. Но победа была за Юрием Ярославичем. Туровское княжество становится независимым или, говоря современным языком, суверенным. Юрий Ярославич княжит в Турове до 1162 г. Во второй половине ХІІ в. из состава Туровского княжества выделились княжества Пинское и Дубровицкое. Под 1160-90-ми годами летописи несколько раз упоминают князя Святополка Юрьевича Туровского, сын Юрия Ярославича, умершего в 1192 г. (или в 1190 г.). Три раза, под 1168, 1183, 1187 гг. упоминается князь Глеб (Юрьевич), который в 1168, 1187 гг. называется упоминается туровским князем, а в 1183 г. – дубровицким. Под 1170 г. упоминается князь Иван Юрьевич из Турова. Неоднократно в летописи (1174, 1204, 1244, 1274 гг.) употреблены слова «туровские князья», «князья из Турова», хотя имена князей не называются. В состав Великого княжества Литовского Туровское княжество вошло, по-видимому, в начале ХIV в. Им владел Свидригайло, а затем князья Острожские, Глинские.