Предлагаемая мной краска – это простейшая масляная краска (пигменты + олифа). Пигменты (Пигмент был очень похож на цвет¬ную «муку». Чтобы из пигмента изготовить хорошую краску, исходное вещество — мел, уголь, глину — нужно было очень тщатель-но растереть: чем мельче будет «мука», тем лучше краска): 1. Цветные глины (красны, зеленый, голубой цвет ); 2. Киноварь (красный цвет); 3. Охра (желтый, красный цвет); 4. Углекислая соль свинца (белый, красный цвет); 5. Уголь (черный цвет); 6. Мел (белый цвет). Олифа — маслянистая жидкость, которая после нанесения на поверхность высыхает, образуя прочную эластичную водонепроницаемую пленку. Натуральная олифа изготавливается путем кипячения (уплотнения) при температуре 270—280°С (с продувкой воздухом или без) высыхающих масел с добавлением сиккативов. Для изготовления натуральной олифы используют льняное, конопляное и другие высыхающие рафинированные масла. Полимеризацию масла осуществляют в глиняных сосудах с тремя горлышками, для продувки и для введения жидких сиккативов. Натуральная окисленная олифа получается уплотнением льняного, конопляного или другого высыхающего масла путем нагревания с продувкой воздухом в присутствии сиккатива. Сиккативы (ускорителей высыхания масел) — это свинцовые, марганцевые, кобальтовые и другие соли жирных, смоляных и нафтеновых кислот в смеси с растворами высыхающих или полувысыхающих масел в уайт-спирите или скипидаре. Сиккативы добавляют в масляные составы для ускорения высыхания масел.
Свинцовые белила - это затертая на олифе основная углекислая соль свинца, состав которой 2РbСО3•Рb(ОН)2. Хорошая кроющая способность, прочность и долговечность образуемой пленки, устойчивость к действию воздуха и света - вот те достоинства свинцовых белил, из-за которых их стоит производить и применять. Но и антидостоинств у них достаточно: высокая чувствительность к сероводороду и, главное, токсичность. Именно из-за нее свинцовые белила применяют сейчас только в художественных красках (при малых количествах невелик токсический эффект) и для наружной окраски. Свинцовые белила относятся к самым древним пигментам, изготовлявшимся искусственным путем. Сущность любого из методов их получения сводится к следующему: свинцовые полоски помещали в горшок с уксусом и подвергали действию уксусных паров. Слабо закрытый горшок помещали в среду, где легко протекали реакции окисления (в средние века такой средой был навоз или дубильное корье). Процесс превращения продолжался приблизительно четыре недели, после чего готовые свинцовые белила освобождались от остатков свинца, промывались и измельчались. А если полученные белила прокалить в закрытом сосуде то получится самый популярный и массовый пигмент на свинцовой основе - сурик - Рb3O4. Этой замечательной краской ярко-красного цвета красят, в частности, подводные части кораблей.
1-я стадия производства - заготовка сырья, это не просто сена накосить, а целенаправленный сбор определенных растений или ягод, при чем совпадающий по времени с сельхоз. работами. Единственный вариант привлечь с сбору детей. Кору дуба (танин закрепляет краску) можно собирать в любое время с небольшой потерей содержания танина. Для крупного производства нужен большой запас ткани, а сами пока не производим. Придется закупать отбеленный холст, а он у каждого производителя разного качества и опять траты.
2-я стадия производства - отработка рецептуры проблем не составит. Достаточно небольшого количества сырья для опытов. Проблему составит ткань, на которой будут экспериментировать, ее надо много и стоит она не мало - опять имеем ресурсный капкан.
3-я стадия производства - оснастка и прочие основные фонды. Строительство отдельного цеха, приобретение или изготовление металлических котлов (для кипячения), деревянных бочек (для хранения растворов и замачивания ткани), кладка печи (для кипячения и тепла зимой) - стоит не очень дорого, но тоже траты однако.
4-я стадия производства - непосредственно окрашивание тканей. При наличии отработанной технологии и запасе сырья проблем не составляет, на по качеству каждая партия будет отличатся по качеству окраса (от этого и сейчас не избавились), то есть имеем определенный процент брака. Штаты будут 5-6 человек, работа ведется после окончания полевых работ.
ВЫВОД: Без собственной мануфактуры заниматься окрашиванием чужих тканей - путь к банкротству! Раньше на форуме обсуждали создание суконной мануфактуры но уперлись в дефицит сырья - в регионе овечек не разводят. Про лен тоже была речь и проблемы те-же, пахотные земли идут под зерновые, льна сеют мало - места нет.
Все вы понимаете правильно. Но вот такие прожекты пока не покорману для Мишки, да и для всего Погорынья. Но как наработки на будущее они нужны
Но мы историю менять собрались. В том числе и в военном деле. Мишка как то обмолвился что хочет создать регулярную армию. Отсюда и наработки на обеспечение регуляров.