1-я цитата. – Здравствуй сватьюшка Славомир, давненько не встречались. – С людоедской ласковостью пропел дед. – Годков десять, а то и поболее. – Корзень, что б ты сдох! – отозвался связанный мужик. «Сколько же у деда имен? Корней, Кирилл, теперь еще Корзень. Не удивлюсь, если и еще есть…». – Ну, сдохнешь-то, как раз, ты, сватьюшка, но не сразу. За паскудство твое ответить придется. – Не пугай, христианин, Светлые Боги… – Вот перед ними-то и ответишь, и по древним славянским обычаям. – Не дал Славомиру договорить дед. – Что ты, христов выблядок, про наши обычаи… – Знаю! – снова перебил Корней. – И за пролитие крови ближних родичей спрошу, как надлежит! Ты, гнида болотная, дядьев с племянниками стравил. Вон, три твоих сына убитые лежат, а там два твоих внука раненые кровью исходят. Помнишь, что по НАШИМ древним обычаям за такое положено? Нет тебе прощения от Светлых Богов славянских! 2-я цитата. «А чего тут думать-то! Если дед не любит, когда его так называют, значит, дело в корзинке с бельем. Остальные-то версии престижные. Только вряд ли… Славомир слово «Корзень» так произносил, как будто тайное имя деда озвучивал – ущерб ему наносил". 3-я цитата. – Кхе! Случай сомнительный. Пусть все решают, а ты, Аристарх, в сотенную ЛЕТОПИСЬ все три случая впиши, чтобы при нужде свериться можно было. «Так я до этой летописи и не добрался, а жаль, много там интересного, наверно, есть». 4-я цитата. – Сейчас… ох! Сейчас, погоди немного, уже отходит. Так Корзень из-за этого на городище пошел? – Почему ты его так зовешь? – Мишка тут же ухватился за возможность получения новой информации. – Его так… – Волхв, пыхтя, изо всех сил растирал себе ноги. Один человек назвал… перед смертью. Провидцем был. Предрек, что если Корзень со Славомиром схлестнутся… – Не со Славомиром! – напористо перебил Мишка. – Он другое имя назвал! В Перуновом братстве у вех иные имена, так же, как у Корнея – Корзень. Так и у Славомира… – Ты!.. – Волхв отшатнулся к стенке сарая и на лице его вновь проступила ненависть. – Ты кто такой? – У Нинеи спросишь. Если разрешит.
Желаю успеха в изысканиях – и вам интересно, и мне, возможно, какую-нибудь идею подкинете.
На улице уже стемнело и рыжая борода десятника Луки светилась в отблесках костра, как глаз светофора. Во внешности лучшего лучника Ратнинской сотни отчетливо проявлялись черты предков-викингов: рыжими были не только волосы и борода, но даже брови и ресницы, глаза были светло-голубыми, а сам Лука высок и широк в кости. Своей скандинавской родословной он, похоже, очень гордился и специально ее подчеркивал – волосы носил длинные, до плеч, а длиннющие, опускающиеся до груди усы, заплетал в косички.
Только не напоминайте мне, что викинги брили голову и носили «оседлець» - в 12-м веке это вышло из моды даже у князей. Христиане заменили Рагнарек на Армагеддон, и, соответственно, никто их вытаскивать из неприятностей за оставленный на голове чуб не собирался.
Ну-с, господа, как вам такой заход?
А с княжичем Михаилом досадно получилось - я его десятилетним сделал, потому что мне попался источник, где была только дата смерти, а вместо даты рождения стоял знак вопроса. Поскольку такое с мелкими князьями того времени творится сплошь и рядом, я и не удивился, и в других источниках копаться не стал. Вот и влип, и уже ничего не исправить. Есть, правда, хоть и натужный, но выход. Точный возраст княжича в книге не указан - есть только примерная оценка ГГ. Ну мог же он на пару лет ошибиться? Скажем, есть ему в 1125 году не 10 лет, а 12. Тогда к моменту смерти ему могло исполниться 16 и ребеночка он сочинить мог. Как на ваш взглад - не сильная натяжка?
Светское государство или клерикальное? Если церковь ни хрена не способна образумить дураков во власти – светское, а если первое лицо ссыт вправить мозги попам, попутавшим рамсы – клерикальное! Чего тут заморачиваться-то? Какая в жопу разница (с точки зрения теории управления) как называется структура, обеспечивающая эффективность государственной идеологии? Главное, чтобы она свои функции выполняла и не претендовала на большее. Если претендует, то по сусалам ее, по сусалам! А если не справляется, то Державе трындец (что мы и наблюдали дважды в ХХ веке), а потому содержать ее надо в порядке. Кормить, поить, холить и драть (при надобности) аки сидорову козу Ностру, дабы тонуса не теряла. И все это к Святости и Вере имеет весьма и весьма опосредованное отношение. Прости, Господи, меня неверующего, блин!
Ну чего вы сцепились, господа! Разумные же мужики, комментарии такие толковые пишете, а тут, прямо, как мартовские коты, ей Богу, даже неудобно как-то.
А Анна на что? Она же для него энциклопедия ратнинской жизни (во всяком случае, той ее части, что доступна женщинам)
Господь с вами!!! Мальчика-горниста??? Я же сам пионером был!!!!!!!!!!!!!!!
И что-то знал (чуть больше средне-обывательского уровня, как любитель истории), и готовился, и у вас, коллеги учусь. (Коллеги - не опечатка. Все вы, в той или иной степени, участвуете в создании "Отрока". Цель свою я обозначил еще после выхода первой книги - пробудить интерес к отечественной истории и к проблемам управления. Поэтому не только не считаю зазорным почерпнуть знания у вас, но и стараюсь это сделать, потому что так смогу передать эти знания читателям. Это вполне соответствует заявленной цели. Или не согласны?
Добавлено (01.11.2009, 14:36)---------------------------------------------Относительно же Юльки... ну, была бы обычная девчонка, тогда бы все ваши замечания были бы верны, но девчонка-то необычная! Возьму даже на себя смелость утверждать, что подавляющее большинство из вас, коллеги, с подобными девчонками не встречалось. Я признаться, тоже, хотя и была у меня когда-то такая знакомая (полковник медицинской службы), но ей уже было крепко за 40. "Создавая" Юльку, я и попытался представить себе эту знакомую в подростковом возрасте. (Вообще то, было очень не просто - мадам полковник курила "Беломор").
Добавлено (01.11.2009, 14:40)---------------------------------------------Относительно фехтования... По-моему, вы как-то подзабыли, что Немой и дед учат ГГ уже больше года. Плюс Алексей. Ну никак ГГ не начинающий, хотя, конечно же, и не мастер - так, азы изучил, да руку поставил.
Добавлено (02.11.2009, 19:31) ---------------------------------------------
Добавлено (02.11.2009, 19:35)---------------------------------------------
О проблемах с полоном уже писал (после захвата Куньего) опять влезать в эту тему неинтересно.
Дойдет дело до этого, тогда и напишу. В 7-й книге, скорее всего. В 6-ю уже не помещается.
Добавлено (12.11.2009, 13:23)---------------------------------------------Что касается стилистики изображения, то мне кажется, что у нас есть некоторая свобода для маневра. Да, основные правила геральдики соблюдать, пожалуй нужно (набор цветов и металлов, направления "рассечения" щита, поворот фигур в одну и ту же сторону и прочее). Однако можно (или даже нужно?) создавать свою славянскую, стилистику. Например, поджарость фигур и тонкость крестов, характерную для западной геральдики, можно заменить на "богатырскую" массивность. Наметы и прочие порождения походов в жаркие страны не употреблять вообще, а для щитодержателей подбирать персонажей из славянской мифологии. Можно, так же, вместо шлемов с определенным количеством прутьев в решетке (в зависимости от титула) и вместо баронских и графских корон, использовать, например, боярскую шапку с разным рисунком на околыше (отвороте) иди украшенную разными, в зависимости от титула, перьями. (это я уже вперед забегаю, поскольку планирую сделать слово "боярин" синонимом слова "рыцарь". Короче, простор для фантазии огромный, единственное условие (вернее, два): 1. основы геральдики не рушитть. 2. Славянские (православные) гербы должны узнаваемо отличаться от западных (католических) своей стилистикой. Желаю успеха!
В ситуации с дуэлью у ГГ не хватило ресурса по двум направлениям: 1. Нинея не разрешила перемешать десятки и ситуация порождена конфликтом, перенесенным из «прошлой жизни». То есть, недостаточно управленческого ресурса – не хватило полномочий. 2. В младшей страже и воинской школе не сложились традиции и обычаи, они только формируются. То есть, не хватает понятийного ресурса – нет мотивации к одинаковым действиям в одинаковых обстоятельствах. Следовательно ГГ, как управленец, в данном случае слаб. Именно отсюда и возникает обращение к прошлому опыту (к сожалению литературному, а не жизненному) – воспоминания о героях Джека Лондона. Согласитесь, ни в 20 ни в 12 веках ГГ не приходилось встревать между вооруженными подростками, готовыми убить друг друга, причем в силу длительное время вызревавшей ненависти. Но «управленческое решение только тогда может быть добротным, когда дает выигрыш по нескольким параметрам». ГГ закладывает фундамент традиций беспрекословного подчинения командиру и неприкосновенности «своих» кровавым но зато сверхэффективным методом потому, что этот случай долго будет вспоминаться, обсуждаться и в конце концов даже может приобрести название, которое в последствии станет нарицательным. То есть прецедент будет включен в локальную мифологию. Это максимальный результат, который может быть достигнут подобным образом, разумеется, если данным прецедентом наставники и командиры будут пользоваться «хотя бы в устном виде» при дальнейшем воспитании отроков. Таким образом целесообразность действия ГГ подтверждается (помимо самого факта выживания ГГ) не только прекращением конфликта и усилением его личного авторитета но и закладкой фундамента традиций. Плюс, наглядной демонстрацией того, что Нинеины отроки обязаны подчиняться ГГ на общих основаниях и никакого исключения для них делаться не будет. Способ, разумеется «непопулярный», основывается на ошибочной оценки ситуации (Джек Лондон не катит), однако нужный результат достигнут, что и подтверждается впоследствии словами Алексея. И, наконец, хочется обратить внимание еще на одно обстоятельство. Припомните, ГГ уже принял однажды для себя решение - двигаться в русле исторического потока. Поэтому действия его надо оценивать с точки зрения реалий и ценностей 12 века. Тем кто считает что действия ГГ всегда должны быть безошибочными, несмотря на то что он человек, и ничто человеческое ему не чуждо, рекомендую дальше «Отрока не читать».
К сказанному могу добавить: читайте посты Admin_kes а, его рассуждения о взаимодействии личностей внутри ГГ, а соответственно и о мотивации принимаемых им решений, на мой взгляд очень правильные и основываются на наших многочисленных и длительных беседах
Да, но шастать на ладьях мимо Киева... стремно больно, да и ладьи где-то надо взять, и если все-таки прищучат из русла никуда не денешься, а в степи верхом - Москва-Воронеж, хрен догонишь.
Только ни Аристарх, ни его современники про характерные явления эпохи ничего не знают, потому что живут в этой самой эпохе. Соответственно и придумывают понятные для себя объяснения.
Ну, Нестор тот еще источник в смысле достоверности (или тот, кто потом Нестора редактировал), но замечание принимаю. Будет вставка, насчет того, что хоть и разнились обычаи, но люди ко всему приспособиться умеют.
А в Царьграде, как раз, насчет казней не стеснялись.
Принимается! Действительно, Каин в данном контексте уместнее.
Ну, а насчет антихристианской тенденциозности, то чего же еще ждать от Аристарха-Туробоя? Но сарказм по этому поводу будет уже во внутреннем монологе ГГ, что лежит за пределами истории ратниской сотни.
ml-ad, рискну обратиться к Вам с просьбой. Вас не затруднит вкрадце объяснить разницу между капищем и славищем? Не хочется косячить, даже несмотря на то, что подавляющее большинство читателей этой разницы не только не понимает, но не знает и самого слова "славище".
Вот именно, что ЗА порожцы. Ниже порогов власть Киева и Переяславля была чисто номинальной, а вот выше порогов все было строго.
Хорошо, заменю развратника на сластолюбца - одним архаизмом больше, одним меньше... И выбора не оставлю - просто не могло прийти в голову и все! Насчет исторических корней "ягодки" не знаю, но появилось у меня это слово не случайно. Надо было найти что-то простецкое, даже грубоватое, поскольку Бурей и ласковые прозвища - вещи несовместные. Вспомнилось: "баба ягодка опять", попытался представить себе "ягодку" в устах Бурея - вроде бы вписывается. Так и осталось.
Да, когда писал этот эпизод, вспоминал Квазимодо. Видать, не я один. Значит, получилось.
Хотите верьте, хотите нет, но срочную службу я проходил именно в г. Сколе. (название - от местного племени "скеля")
Убойный аргумент, и столь эффектно приведен, браво! Можно еще вспомнить Уинстона Черчиля... да и еще много кого можно вспомнить. Исключения? Да, пожалуй. Уникумы? Нет! Вполне реально. Моя бабушка по матери, когда в 92-м праздновали ее 90-летие, сказала: "Я почему так долго живу? Я коммунизм посмотреть хотела. А теперь... что ж...". И не дожила 2-х недель до 92-летия. Специалисты говорят, что цель, захватившая человека полностью, может продлить ему жизнь, но вот если она достигнута - беда. Почему, думаете, старики дотянувшие до 100 умирают, зачастую, не прожив и года после юбилея? А у Нинеи цель есть!