О берсерках. Все верно. И этот момент меня тоже раздражал в "засланцах" в других книгах - больно уж они легко (не испытывая ни малейшего психологического дискомфорта) вписывались в социум далеко отстоящих веков, да и не только далеко отстоящих. Уверяю вас, наш 25-30 летний современник испытал бы множество трудностей, попади он хотя бы во времена Хрущева (я уж не говорю Сталина) а ведь это - "дистанция" меньше века.
Возможно я и перегрузил ГГ психологическими проблемами, но вот какая штука: однажды я увидел интервью актера Ульянова о съемках в роли Клааса. Он говорил об ужасных трудностях создания образа человека периода войны гезов. И это народный артист, способный профессионально перевоплощатся в кого угодно! Кино, игра... а если в жизни? Ой, не так-то все просто!
1. То, что КР обязательно попробует на прочность НГ - не подлежит сомнению, вопрос только в том, когда это произойдет. Поэтому надо искать способ подольше не высовываться в качестве НГ. Это - первая задача. 2. Нужна ГК или не нужна? Мое убеждение: мощный государственный сектор - что-то вроде центробежного регулятора надетого на экономику, не даст ей идти вразнос, сглаживая амплитуду колебаний рынка. Однако, госсектор не может и не должен лезть во все сектора рынка (см. "ИМХО о временах застоя" - на этом Хрущов погорел). ВПК, часть добывающей промышленности (крупные месторождения), госмонополия на отдельные виды деятельности, признанные стратегическими или социально значимыми - не больше. Вторая задача: создать госсектор. При этом придется обеспечить его не только материально-технически и финансово, но и НИОКР, и идеологически (пропагандистки). Пример: монополия церкви на производство ритуальных предметов, духовной литературы, подготовку кадров. 3. Отношения с купеческой гильдией. Я из ума еще не выжил (тьфу-тьфу), а значит, и ГГ тоже. Стать держателем крупнейшего пакета акций этой организации вполне возможно. Так же возможно и негласно (под чужим именем) создать объединение "портфельных акционеров" - мелких держателей. (в данном случае имеется ввиду не акции, как таковые, а богатство участников, придет время появятся и бумажные акции). Держать в узде (только, конечно, не натянутой втугую) "серединку" участников, следящим методом управления, получится, никуда не денутся. Только управлять надо грамотно. Третья задача - стать самой богатой семьей НГ, всей Руси, Европы (нужное подчеркнуть). Пример: царствующая династия Великобритании.
Общий вывод. В экономике нельзя решить что-то раз и навсегда, экономическое управление сродни езде на горных лыжах - только решил ехать по жеткой прямой, как почти сразу же сломал лыжи, ноги, или шею (нужное подчеркнуть). Самые удачные экономические программы всегда жестко привязаны ко времени и месту. Рейгономика, тетчеризм, новый курс Рузвельта или НЭП Ленина невозможно применить в другом месте и в других обстоятельствах. Общая задача: экономический штаб в клане должен развиваться столь же приоритетно, как и ГШ.
Скоморохи, насколько я понимаю, толпами, действительно, не ходили - спрос-то на их услуги ограничен, расстояния между более или менее крупными населенными пунктами большие, а тут еще и христианство со своими постами существенно сократило количество "рабочих дней в году". Потому-то и подворовывали и грабежами не брезговали - не из врожденного злодейства, а по необходимости, зачастую, просто с голода. И с Православной церковью отношения сложились. мягко говоря, напряженные. Так что, в первой книге у меня все неслучайно. Во-первых "худрук ансамбля народных инструментов"Своята, эксплуатирующий детский труд в преддверии Великого поста, когда работы вообще не будет (мягкий вариант), и во-вторых, группа скоморохов, начисто разошедшаяся с властями (жесткий вариант). И это еще не край - в Европе еще и компрачикосы были. Я, поначалу, тоже хотел в группу Свояты включить какого-нибудь уродца, но потом передумал по принципу: не идеализировать, но и ужасов не накручивать.
Ну уж нет! Извините, но если вписываться в исторический процесс, то вписываться! Он (исторический процесс) такая штука, что через любого носителя самых великолепных прожектов переедет и не заметит - исторических примеров куча, даже перечислять не буду. И феодализм без феода тоже придумывать не буду. Все понимаю, многому даже сочувствую, но этап формирования аристократии неизбежен. Простой пример: кто, кроме государства (если нет аристократии) будет меценатом? На монопольное государственное меценатство мы уже насмотрелись в СССР. Я не собираюсь хаять все советское (да и странно было бы) - госзаказ выполнялся тогда так, что мы до сих пор гордимся обширнейшим списком шедевров. Однако ограничения тоже были весьма серьезными. А теперь замените СССР на НГ в котором Православие - государственная религия. Вы согласны оставить НГ без светской живописи, скульптуры и музыки до 18 века? Вы не хотите заменить бродячих скоморохов на профессиональные театры? Как все это делать без аристократии? Надеятся только на купцов? Да, были Венеция, Генуя, Флоренция... НО когда там расцвели искусства? Тогда, когда верхушка купечества начала перенимать замашки аристократии!
Вот видите, как все тесно взаимосвязано! Вроде бы этот пост должен быть в разделе "Берсерки и скоморохи", а оказался здесь. Жизнь на разделы не порубить, а феоды, в отличие от уезда, наряду с резиденциями монархов, это первые места, где представители "творческой интеллигенции" получали постоянное место для жизни и работы, хотя и "худсоветы" там были покруче, чем в СССР.
Ям. Вообще-то, постоялый двор (слово "ям" принесли монголы). 1. Прибыль от проезжих. 2. Сервисная дифференциация "свои-не свои" - стимул к вступлению в "свои". 3. Сбор информации. 4. Промежуточный пункт связи (оптический телеграф, зародыш почты, подмена коней для курьеров...) 5. Рабочие места для выпускников разных факов Академии (начинающие карьеру: военные, лекари, ветеринары, технари, торгаши, нотариусы...) 6. Пункт скупки натурпродукта у окрестного населения без посредников. 7. Эвакопункт в случае войны или стихийного бедствия. 8. Агитпункт (а вы как думали?). 9. Карантинный кордон. 10.Опорный пункт спецслужб. 11.База территориальной полиции (в средневековье функции МО и МВД часто совмещались). 12. Резерв гарнизона ближайшей крепости. 13. Резерв тягла и транспорта (небольшой, но дворов-то много). 14. Резерв продовольствия и медикаментов (небольшой, но дворов-то много). 15. Партизанская база (в случае оккупации или внутренней смуты). 16. Последовательная цепочка препятствий на пути продвижения внешнего агрессора.
Список можно продолжить, и вы увидите, что во главе этой территориальной ячейки должен стоять обученный управленец. А так же выполняется условие невозможности копирования - хрен кто из конкурентов просечет весь список функций и истинную квалификацию хозяина постоялого двора. Плюс, по команде из цента, можно оставить без связи с внешним миром любого феодала (не только магистраль, но и все тропинки). Плюс возможность переадресации товарно-транспортных потоков (опять же, по команде из центра). Плюс стажировка молодых специалистов и аттестация их способностей к практической деятельности. Плюс... да всего и не перечислишь.
Общий итог: первичная ячейка проведения политики центра на местах. А в населенных пунктах те же постоялые дворы, но с несколько расширенными функциями, а в городах Гостинные дворы с функциями регионального управления, первичной переработки информации, решения региональных вопросов... И никто из посторонних не знает! А если узнает что-то, то фрагментарно, не осмысливая масштабов и функций всей сети!
"Дураки и дороги", говорите? А вот вам!
"делай, что должно и будь, что будет". "великая цель". тебе предоставлен шанс и т.д. великую цель для себя гг нашел. метод искупления своих грехов - тоже
Браво, serGild!
Для остальных, кому интересно (или непонятно). В управлении нет понятий: хорошо-плохо, добро-зло, нравственно-безнравственно. Есть только "целесообразно-не целесообразно". Но это, ни в коем случае не значит, что цель оправдывает средства! Средства достижения цели определяются наличием ресурсов и искусством управленца. Ресурсы имеются ввиду не только материальные, но и нематериальные, например, степень доверия населения, сложившиеся традиции реакции на те или иные обстоятельства и т. п. (СМ. разговор ГГ с Корнеем в Отишии). Слабый правитель, не располагающий достаточной ресурсной базой, зачастую не может применить ничего, кроме "непопулярных мер". Наличие же обширной ресурсной базы, зачастую порождает решения, непонятные обывателю, не имеющего представления о ресурсной базе власти. Так, например, многим представляются странными такие постулаты как: "Великодушие - оружие сильного". "Милосердие выше справедливости", "Получив по левой, подставь правую". Но задумайтесь: какая мощная ресурсная база (прежде всего, нематериальная) стоит за теми, кто эти истины практикует! Я специально подобрал примеры из трех разных культурных традиций: мусульманской, иудейской и христианской. Как видите, принципиальной разницы нет - сильный может себе позволить, а слабый ни в коем случае - сомнут. Искусство же управленца, в данном случае, проявляется в выборе средств. Разумеется, при должной ресурсной базе - при ее отсутствии или недостаточности, выбирать не из чего. Поэтому лозунг Иезуитов "Цель оправдывает средства" (цель-то у них декларировалась вполне благая) свидетельствует либо о слабости, либо о консерватизме, заставляющем пользоваться средствами из прошлого - страхом, жестокостью, мистицизмом, иллюзией вездесущности. Попробуйте с этой точки зрения взглянуть, например, на сталинские времена, сразу станет видна истинная цена штампов, вбиваемых в голову СМИ. Только не думайте, что я пытаюсь поймать вас на удочку "понять, значит, простить". Вовсе нет, но всегда полезно иметь собственное мнение вместо навязанного.
В Вашем раскладе нет места аристократии. О ее необходимости я уже писал.
Или слабости (которая, впрочем, может проистекать и из некомпетентности тоже).
Возможен и иной вариант. Разговор среднего сына со старшим: Ты что (пик) совсем (пик)?!! Мне повышение светит, а ты (пик) тут (пик), ща как свистну родню, такое тебе (пик) покажем (пик) до смерти не вылечишься!
Ну, и третий вариант. Государев указ. Понеже весь род таких-то, позабыв христианский долг, а так же и свой долг перед сюзереном и добро ему Нами сделанное, осмелился (сепаратизм, чернокнижие, особо извращенные формы излишеств, "желание странного") того ради Мы (перечисление титулов) глубоко скорбя, но исполняя монаршии обязанности, повелеваем: (военным то-то, духовенству то-то, юристам то-то). Оставшихся в живых сочувствующих - в монастырь, непричастных к е. м., а владения и титул - особо отличившемуся такому-то.
У монарха выбор вариантов широчайший, у бедных родственников, гм, тоже, а прямые репрессии из центра - редкость. Всемилостивейший, милосердный, мудрейший, весь в заботах о благополучии народном, первый аристократ среди как бы равных. Иезуитство? Не-а! Управление!
Ну вы уж совсем... не то майор НКВД ночью приснился, не то ВВП в сортире застал.
Возможно я неверно выразился, или был неверно понят. Речь не идет об общем отставании или, наоборот, опережении - у вех свои плюсы и минусы. Просто, если у конкурентов имеется некий компонент, который сочтен необходимым и нам, то до приобретения этого компонента, анализ фиксирует отставание на данном участке. На мой взгляд, приобщение высших слоев общества к музыкальному и литературному творчеству (не отвергая того, что уже есть) дает дополнительный толчок развитию общей культуры и облегчает формирование светского сектора в искусстве.
Мейстрим, мейстрим... да не приму я никогда западный мейстрим, поставивший Папу выше императоров! И азиатчины не приму. А славянский путь? Вот это-то мне и интересно - а как было бы, если б взлет Руси не был прерван? Потому и "Отрока" пишу, что интересно.
Относительно же несовпадения взглядов... Знаете, я хоть и был упертым коммунякой, но чисто человеческие отношения, например, с Галиной Старовойтовой у меня были вполне нормальными. Это, конечно же, не только моя заслуга, а и ее - ну не трогали мы при общении некоторые темы, но остального-то было гораздо больше, а собеседницей она была интересной. И уж конечно же я не злорадствовал, когда ее убили (а были, ведь, и такие).
1. Раздробленность очень сильно ослабила военный потенциал Руси. 2. Рюриковичи, по сути, «крышевавшие» Русь, отнюдь не приветствовали вооружение и военное обучение народа. 3. Значительная часть войск погибла не на стенах городов, а раньше – в поле. Эта группа факторов свидетельствует о том, что на стенах осажденных городов, в основном, держало оборону плохо вооруженное и обученное ополчение. Плюс, уцелевшие военачальники не имели опыта управления таким ополчением. 4. Население северо-восточной Руси, по которой пришелся удар первого похода Батыя, привыкло, что со степняками воюют где-то там – в Перяславском, Черниговском, Киевском, Галицком княжествах, а не тут – в Залесье. 5. Слухи о разгроме рязанской и владимирской ратей наложились на воспоминания 12-летней давности о Калке. 6. Никакой идеологической работы (типа «Вставай страна огромная!») среди населения не велось и вестись, в тех обстоятельствах, не могло. 7. Надеяться было не на кого – каждый город оставался один на один с нашествием. 8. (Для тех, кто принимает теорию этногенеза). Русь находилась на рубеже фазы пассионарного надлома и инерциальной фазы этногенеза, когда пропорция людей долга и людей, ищущих успеха с риском для жизни, резко понизилась, не только из-за естественной убыли, но и за счет вытеснения пассионариев на окраины этноса. Эта группа факторов свидетельствует о низком (нижайшем – на грани паники) моральном и боевом духе обороняющихся. 9. Противник располагал хорошо вооруженным и опытным ядром войск. 10. Командование (от Субэдэя до сотников и десятников) прошло не одну военную компанию. 11. Дисциплина была железной. 12. В распоряжении командования были союзники, которых, в случае нужды, можно было использовать, как мясо (и это умели делать). 13. Часть союзников была достаточно серьезно замотивирована местью, например, черемисы, совсем недавно потерявшие место впадения Оки в Волгу.
Что ж мы имеем при обороне, скажем, Владимира? С одной стороны плохо вооруженное и неопытное ополчение, плохо управляемое, с моральным духом ниже плинтуса, против многочисленного хорошо вооруженного и опытного противника, связанного железной дисциплиной, вдохновленного предыдущими победами и прекрасно управляемого. И все это на протяженных городских стенах, когда нападающие имеют свободу маневра, а обороняющиеся, даже если возникала необходимость переброски сил с одного участка на другой (или подключения резервов), просто не способны были этого сделать, и прорыв укреплений в одном месте, тут же превращался в общее поражение обороняющихся.
Нужна в таких условиях миллионная армия? Можно обойтись без чудо-оружия? Пример же Козельска – железный аргумент в нашем споре о численности гарнизона замка или небольшой крепости. Хорошо обученные, вооруженные и замотивированные люди, при малой протяженности оборонительных укреплений, МОГУТ устоять перед численно превосходящим противником в течение длительного времени!
Опровергните мои аргументы, добавьте свои. Система, создаваемая ГГ должна быть лишена перечисленных слабостей, причем, через десятилетия после его смерти!
Вот почитаешь такие комментарии и другими глазами на собственный текст смотреть начинаешь. Спасибо.
Учитывайте, пожалуйста,тот факт, что по сети гуляет множество черновиков и обнаруженный вами "косяк" может быть исправлен в бумажном варианте
Я уже высказывался устами ГГ, что спор об обрядах это - борьба за паству и к истине не имеет отношения. Однако (и я хотел бы это подчеркнуть) мне известно, что такое святыня, и я понимаю (надеюсь, что понимаю), что такое намоленность. А еще я читал, как относились к росписям Сикстинской капеллы современники., точно процитировать не могу, но смысл был такой: "художник самовыражается, а нам здесь молиться, а как молиться, если кругом голые блудницы? Да, наследие античности, да культ здорового и красивого тела, но потому-то я и говорю о четком и недвусмысленном разделении духовного и светского искусства! Католики (не художники, а иерархи) на мой взгляд совершили принципиальную ошибку - соединив наследие античного искусства с христианством. Не потому, что это было искусство язычников (я неверующий и в ужас от этого не впадаю), а потому, что античность и христианство - две разные философии, две разные идеологии, два разных мировоззрения. Возможно специалисты со мной не согласятся, но мне кажется, что католиков подвело общее наследование античному Риму - вся европейская культура опирается на него, как на фундамент и странно было бы ожидать исключения для живописи. На Руси этого не произошло, и слава богу! желание ГГ (а, следовательно, и мое) дать старт светскому искусству на полтысячелетия раньше, чем в РИ, ни в коем случае не антитеза искусству религиозному, но есть шанс, что это скажется не только на общекультурных процессах, но, возможно, подтолкнет личности типа Андрея Рублева к развитию канона, который, как здесь уже говорилось, унаследован от Византии в застывшем, неизменном виде.
Спасибо за предложение, я действительно благодарен и за оценку "случайной главы" и за предложение проконсультировать насчет древней веры. НО. Однажды, еще на СИ, я попросил консультации по православию и ответ был таким... в общем я понял, что консультироваться можно по техническим вопросам, по гуманитарным, по каким-нибудь еще, а вот по вопросам ВЕРЫ нельзя. До чего сам дошел, до того и дошел. Вот и дохожу, как могу, и вместе со мной доходит ГГ - так получился фрагмент из 6-й книги, который здесь обсуждался. Откровенно говоря Ваш, ml-ad, отзыв поразил меня. Я что-то пытаюсь понять и почувствовать в православии, а выходит, что без всякого напряжения, что-то понял и прочувствовал в язычестве. Никак не ожидал!
А что касается понимания внутреннего женского мира. Знаете, понять его мужчине невозможно, можно только прикоснуться, а для этого надо просто любить женщин. не любить многих женщин, не боготворить одну из них, а любить ЖЕНЩИНУ! Это значит любить их всех.
И в СССР, где-то до середины 60-х. Моральный кодекс строителя коммунизма не очень-то и отличался от десяти заповедей, а идеологическая практика почти мгновенно (по историческим меркам) соскользнула в языческое многобожие. Легенда об умирающем и возрождающемся божестве - "Сталин - это Ленин сегодня". "Чернобог" - Троцкий. Пантеон верховных богов и божков региональных. Капище на Красной площади. Самого корежит от сказанного, ибо был и остаюсь коммунистом, но тут дело в принципе - свято место пусто не бывает, а если пустеет, то Державе конец, что мы с вами и наблюдали. И не от хорошей жизни члены государственного руководства при Ельцине так активно "работали подсвечниками", хотя верующими из них были ноль целых фиг десятых. И сейчас госидеология цепляется, как за соломинку, за победу в Великой Отечественной и за "три основных конфессии России". Нету больше ничего в идеологии, а значит, не будет ничего путного и в госстроительстве. Хотите смейтесь, хотите плачьте, но ломоносовское "из ничего ничего не бывает" работает и здесь. Я бы (уж простите за самомнение) добавил к знаменитому "посадить дерево, построить дом, вырастить сына" добавил бы: "и всю жизнь строить..." "Царство Божие", "Коммунизм" (именно так - с большой буквы и в кавычках) или что-то еще, как говорила Нинея, "цель на всю жизнь", пусть и несбыточная. Мне выбрать такую цель для ГГ было относительно легко, а вот нынешней России... Ельцин, помнится, дал задание специалистам сформировать государственную идеологию... до сих пор формируют. Это не сарказм, это, если угодно, слезы управленца. Но формируется, едрена-матрена! Сама! Медленно, зачастую, вопреки усилиям властей, но формируется, что свидетельствует о жизнеспособности этноса (или суперэтноса). И, по моим ощущениям, формируется на основе (или с изрядной долей) имперского мышления, нравится это кому-то или нет. Дурак Чубайс заявил, что у того, кто мечтает о возрождении Союза нет мозгов. Но "цель на всю жизнь" и для грядущих поколений, как раз и свидетельствует о наличии человеческого сознания, ибо твари бессловесные таких целей иметь не способны в принципе.