Проворный, быстро перемещающийся по небу шарик Меркурия отождествляли с текучими шариками ртути. Голубоватую планету Венеру сравнивали с медью: ведь оксиды и соли меди имеют ярко-голубую окраску.
Аналогично, железо считалось металлом красной планеты Марса, поскольку ржавчина железа - красная.
Металлом Юпитера первоначально считался «электрум», природный сплав золота и серебра. Эту субстанцию считали металлом царей, уже в Шумере из нее изготавливались короны. Ну, а если Юпитер - царь богов, то, естественно, «электрум» стал его металлом. Однако со временем царский сплав заменило олово - первое время оно было очень дорогим. Наконец, медленно передвигающийся по небу тускловатый Сатурн был ассоциирован с тусклым и тяжелым металлом - свинцом. Что бы обсудить все это ученым понадобилась аренда конференц зала.
В иллюстрациях к алхимическим трактатам каждый металл изображался согласно своей планете. Золото обозначалось солнцем или фигурой в доспехах с солнечным ликом, окруженным острыми шипами лучей, а серебро - лицом в форме полумесяца или прекрасной женщиной с полумесяцем на голове (внимательный читатель помнит, что так же обозначались и сера с ртутью, но алхимиков это не смущало). Медь в алхимических трактатах символизировала обнаженная дева - Венера, железо обозначалось в виде Марса-Ареса, мускулистого воина с мечом и щитом, в высоком шлеме и блестящих доспехах.
Олово олицетворял пышнобородый Зевс-Юпитер с молниями в руках, а ртуть - юный Меркурий в крылатом шлеме. Наконец, свинец изображался в виде Сатурна-Кроноса - мрачного старика с серпом в руках. О планетарных соответствиях металлов немецкий поэт и алхимик Хеффер даже написал стихотворение:
Из мрака выходит кромешный Сатурн, Владыка материи темной, Но властный Юпитер, он грозен и хмур, Сатурна лишил его трона. Об этом вздохнет королева Луна И медная дева Венера, А Марс, пробудившись от вечного сна, Даст Солнцу в рождение веру. (стихотворный перевод Д. Леонтьева)