Сегодня генуэзская оборонительная система – колоссальный музей, с недавних пор дополненный прекрасным, соответствующим ему по величине Городским парком у стены (Parco Urbano delle Mura). С точки зрения осмотра наиболее выгодное положение в нем занимает форт Кастелляччо. Расположенный достаточно высоко, причем в самой живописной местности, недавно отреставрированный, он закрыт для широкой публики, и полюбоваться им можно лишь издалека. Любителей поздней фортификации ожидают прекрасно сохранившиеся Пуин и Фрателло Миноре, которыми в 1750 х годах завершилось устройство генуэзской крепости. Столь позднее их появление на свет объяснялось угрозой со стороны австрийской армии, без труда захватившей некоторые стратегически важные высоты города, на тот момент не защищенные стеной. Прибрежная часть городских окраин представляет собой курортный район, названный Итальянской (Генуэзской) Ривьерой вследствие престижности и популярности, но главное, из за близкого соседства со знаменитыми курортами Франции. Вдали вечными снегами белеют Лигурийские Альпы – настоящий ледяной склад, откуда генуэзцы круглый год черпают лед, к радости своей обходясь без дорогих холодильных установок. Вряд ли хоть одна европейская столица может похвастать числом и столь отменной сохранностью укреплений, какие имеет Генуя.
Возведенный немного раньше, Диаманте, словно бриллиант, сияет в оборонительной «короне» Генуи. С террас этого форта хорошо виден весь город, который, протянувшись на 35 км вдоль побережья, поднимается от моря обширным амфитеатром. Из крепости просматривается не только сама Генуя, но и ее предместья. В Генуи много интересных музеев и церквей, конечно не сравнимых с музеями Рима или Флоренции, но заслуживающих внимания.
Иезуитская церковь Сан Амброджо на площади Маттеотти, сильно отличаясь от романских собратьев, представляет собой творение не менее прекрасное, но созданное в стиле барокко. Она была построена в XVI веке и сразу обрела убранство настолько внушительное, что уже тогда считалась музеем. Основное богатство этого храма составляет живопись: «Видение» над главным алтарем, созданное молодым Рубенсом, «Святой Игнатий, исцеляющий бесноватого» кисти Рубенса зрелого, «Мучение апостола Андрея» работы Семино Старшего, «Успение» кисти болонского академиста Гвидо Рени, чье творчество прошло путь от блистательного реализма до скучной условности. Отсутствие шедевров скульптуры здесь восполняют архитектурные детали, например 4 цельные колонны из черного мрамора. |