При просмотре иных фильмов вас захватывают эпизоды пожаров, крушений, опасных дрейфов во льдах, поражают красотой чудесные кадры подводного мира. Но мало кто знает, что подчас созданию таких кадров предшествует большая и сложная работа кропотливых энтузиастов мастеров комбинированных съемок. Производственные возможности комбинированных съемок огромны. Они освобождают от строительства громоздких и дорогостоящих декораций. С их помощью на экране могут быть воплощены самые фантастические сюжеты, самые замысловатые выдумки режиссера, оператора, художника. Чтобы ближе познакомиться с такими съемками, побываем на одной из научно-популярных киностудий. В режиме онлайн фильмы и сериалы не так смотрятся как на большом экране.
Просторный павильон залит потоками света. Огромный, высотой с двухэтажный дом, плоский фон с нарисованным северным небом стоит за большими столами - макетами, на которых видны ледяные «торосы» и крохотные черные «палатки» героев-полярников. Здесь все честь честью: радиомачты, метеобудки, бочки, баллоны и даже не разгруженные нарты. «Чудеса в решете!» воскликнули вы. И не ошиблись. Решето здесь играет первостепенную роль. Вы замечаете его в руках мастеров-макетчиков. С помощью решета они наносят на макет сухие «фактуры снега»: мел, магнезию, бледно-голубые краски, соль и даже чешуйчатый нафталин. А хаотически набросанные куски мипоры, пропитанные парафином, превратились в массивы ледяных торосов. Вот оно «колдовство» современного волшебника результат скрупулезного терпеливого труда.
Внимание! командует режиссер.— Начали...
Завыл мощный вентилятор, и резкий поток ветра устремился на заснеженные ледяные «поля», со страшной силой завыла «пурга».
Трещина! раздается короткая команда. И перед нами огромным зигзагом надвое раскололась бескрайняя равнина. Растет и ширится трещина, обнажая черно-синюю воду «Ледовитого океана». Медленно, громоздясь друг на друга, надвигаются на палатки «льды», взламываемые скрытым под ними коленчатым валом. На экране это грозное явление будет сопровождаться звуком. И даже самый хладнокровный человек встревожится за судьбу лагеря, когда увидит зловещую трещину, услышит пронзительный свист ветра.
Съемка окончена. Из-подо льда вырастает фигура огромного «великана», который поправляет крохотную палатку для следующего дубля. Иллюзия грандиозности разрушилась. На столе — аквариум. В нем с предельной точностью воссоздается явление, не поддающееся в обычных условиях фиксации на пленку. Кадры, снятые в таких случаях, зачастую становятся ценным научным пособием. Прежде чем начнется съемка, познакомимся со сценарным заданием: «Раннее утро на тихой реке. Опустившись под воду, зреет плод белой нимфы. Вот лопнула полусгнившая стенка плода, и семена, окруженные чехольчиками с воздухом, поплыли по течению. Но не из всех семян вырастает новое потомство: стайка рыбок поедает часть из них.
— Что же здесь сложного и почему нельзя снять такое простое явление в природе? — спросите вы. Дело в том, что неизвестно, когда именно лопнет стенка созревшего плода, и растение выбросит семена. Мы не знаем, окажутся ли в то время поблизости голодные рыбки. Поэтому— для воссоздания нужного эпизода — из окрашенного парафина готовится модель созревшего плода кувшинки с одной очень тоненькой стеночкой. Модель установлена в воде ма свинцовой трубке-стебле. Началась съемка. Трубка-стебель наполняется горячей водой, вода под давлением проникла внутрь плода. Тонкая парафиновая стенка лопнула, съежилась, плод вытолкнул крохотные семечки. Находящиеся поблизости голодные рыбки, заранее приученные кормиться в этом месте, устремились за семенами и съели часть из них...
Поднимаемся на второй этаж и снова попадаем в огромный павильон. На фоне розовой дымки сверкают наступающие на растительность Пермского периода ледники Антарктиды. Зловещая, гнетущая тишина. У подножий гор — бесконечное число мелких озер, из которых поднимаются гигантские каламиты. Светятся в золотых лучах их красные стволы. Подобно зеленым змеям, извиваясь, тянутся вверх растения. На моховых коврах, словно животные, лежат покрытые рубцами стволы лепидодендров, сломанные бурей. Поистине сказочное зрелище. Прошлое нашей планеты, воссозданное руками художника. Грандиозная панорама покоится на столе. Вы устали, но все же воспользовались приглашением и зашли в просмотровый зал. Погасли люстры, и на экране возник пункт запуска ракет в космос. Окруженная дымом и огнем, покидает землю ракета. Но что это? У края кадра около автомобиля лежит обыкновенный молоток, забытый макетчиком. Масштаб нарушен, Макет разоблачен. Молоток оказался в два раза больше, чем машина. Ракета стала игрушечной. Мы умышленно показали бракованный дубль,— пояснил художник комбинированных съемок.— Наспех сделанный макет, плохая дорисовка кадра, разоблаченные зрителем, сосдают «провал» кадра, и фильм не «действует», становится неинтересным. Тогда в адрес художника, оператора, макетчика летят отнюдь не лестные реплики. Чем лучше и тщательнее построен макет, тем искуснее сделан комбинированный кадр, трюк, тем становится работа художника. И тогда зритель недоуменно спрашивает: «Где же в фильме комбинированные съемки?» Такой вопрос — высшая награда за кропотливый труд. В короткой журнальной заметке трудно рассказать о всех кинематографических «чудесах». И мы расстанемся с волшебными павильонами до следующей интересной встречи — путешествия на натуре, где будут сниматься актеры. |