Мы очень рады видеть вас,
Гость
Автор:
KES
Тех. Администратор форума:
ЗмейГорыныч
Модераторы форума:
deha29ru
,
Дачник
,
Andre
,
Ульфхеднар
Страница
1
из
1
1
Красницкий Евгений. Форум сайта
»
5. Академия (Реальная история)
»
Политика и Религия
»
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ (между 1101 и 1105–1173) и ее сестры
(ПРЕДСЛАВА, ГОРДИСЛАВА, ЗВЕНИСЛАВА...)
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ (между 1101 и 1105–1173) и ее сестры
serGild
Дата: Вторник, 01.07.2014, 18:56 | Сообщение #
1
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Взято из:
Людмила Рублевская
Рыцари и Дамы Беларуси
Имя просветительницы нашей земли, святой благоверной Евфросинии Полоцкой, известно всем. Она одна из первых канонизированных восточнославянских святых. Хотя почитание ее тоже переживало разные времена. В эпоху, когда слово «святой» в официальных документах писалось только в кавычках, Евфросинию Полоцкую называли «мракобеской»...
Сравнивать всегда полезно — обычаи, нравы. Вот как мы воспринимаем двенадцатилетнего ребенка? Как… ребенка. И в школу побежим заступиться за него, наругать приставучего одноклассника...
Тарелку под нос подсунем, пока за компьютером сидит, а то, бедненький, голодным останется...
В Полоцком княжестве девочка, особенно знатного рода, в 10—12 лет должна была стать чьейто женой, хозяйкой дома, соправительницей (если дозволит муж).
Полоцкая княжна Предслава в двенадцатилетнем возрасте (хотя есть версии, что была постарше) оказалась способна на большее — настояла на праве принять венец невесты Христовой. Маленькая девочка пошла наперекор отцу, князю Святославу-Георгию, убедила тетку, игуменью Романову... Тетя боялась постригать племянницу:
«Отец твой, уведав, со всяким гневом возложит вред на голову мою, и еще юна еси возрастом, не можеши понести тяготы мнишескаго жития, и како можеши оставити княжение и славу мира сего?»
Евфросиния отвечала: «Госпоже и мати! Вся видимая мира сего красна суть и славив, но вскоре минует, яко сон, яко цвет увядает».То бишь вся красота мира пройдет, как сон, и увянет, как цветы. Только невидимое, Божественное вечно.
Можно много списать на обязательный подгон событий под каноны, но невозможно отрицать, что Евфросиния обладала сильным характером и действительно готовилась свершать духовные подвиги.
Неудивительно, что она определила не только свою судьбу, но и судьбу своих сестер.
Сегодня мы поговорим именно о них — полоцких княжнах Гордиславе и Звениславе, просиявших рядом с яркой звездой Предславы-Евфросинии.
serGild
Дата: Вторник, 01.07.2014, 18:56 | Сообщение #
2
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Гордислава была младшей сестрой Евфросинии. Именно на нее пал выбор святой, когда нужно было искать помощников. Для начала она обратилась к отцу с просьбой отпустить к ней в монастырь сестру Гордиславу, чтобы та научилась грамоте.
Из этого делают вывод, что сестры получили не вполне одинаковое воспитание. Евфросиния, как известно, приняв монашество, уединилась в кельеголубце Софийского собора, чтобы изучать и собственноручно переписывать книги, то есть по меркам эпохи принадлежала к ученой элите. К ней отовсюду приезжали
побеседовать на богословские темы — ее знания и поступок изумляли еще почти языческий мир. Гордислава, по всей видимости, не была такой ученой, как сестра. Нет сомнения, что ей прочили обычную
судьбу — выйти замуж, обеспечив династические связи и продолжение княжеского рода. Была бы она счастливее, сложись все так? Но Гордислава приехала в монастырь к старшей сестре и вскоре уже была монашкой с христианским именем Евдокия. Имя сестре Евфросиния дала сама. Пострижение состоялось тайно. Иногда можно встретить утверждение, что оно было насильным,— но вряд ли этому можно верить. Евфросиния была для младшей сестры примером — разумеется, повлияла на нее, убедила...
Как отреагировали родители? Поступок старшей дочери, убежавшей из дому в обитель, опечалил их несказанно. А теперь и младшая ушла из мира. Летопись сохранила их горестные слова: «Для того ли мы родили вас, чтобы вы в этих черных ризах водворились в монастыре и лишили нас тех утех, которых мы ждали от вас?»
Говорят, блаженная Евфросиния имела такой дар духовный, что «на кого взирала очами своими, тотчас узнавала, есть ли в нем дух добродетели и может ли он быть сосудом, избранным для Господа».
Пример с Евдокией это подтверждает. Младшая сестра стала лучшей ученицей просветительницы, потом — ее помощницей. В монастыре на Евдокии лежали хозяйственные дела. Когда Евфросиния Полоцкая уехала в свое последнее паломничество в Иерусалим, именно на Евдокию она оставила оба монастыря — и женский, и мужской.
Ученые предполагают, что Евдокия вела переписку с Кириллом Туровским.
serGild
Дата: Вторник, 01.07.2014, 18:57 | Сообщение #
3
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Звенислава
была двоюродной сестрой Евфросинии, дочерью князя Бориса, старшего брата князя Святослава. Ее династический долг был еще выше: дочь правителя Полоцкого княжества! А Полоцк был
городом могучим, стоял на перекрестье торговых путей. То, что в нем появился храм Святой Софии,— знак величия: такие храмы строились в центрах христианской культуры — Киеве, Константинополе.
Звениславу ждал брак с очень знатным человеком. Но было время междоусобных войн. Отец Звениславы умер. Киевский князь захватил Полоцк и сослал всю семью Бориса в Византию. Есть версия, что Звенислава предпочла ссылке и неопределенной девичьей судьбе постриг, несомненно, под влиянием Евфросинии. Приданое отдала монастырю, сказав: «Вся красота этого мира мне не нужна». Иногда с именем Звениславы связывают старинную полоцкую легенду о красавице, полюбившей своего брата и ушедшей от греха подальше в монастырь... Но это не более чем домыслы.
Евфросиния выбрала для двоюродной сестры, ставшей монашкой, имя Евпраксия и тоже занялась ее духовным воспитанием. Насколько святая игуменья обладала властью над людьми, показывает факт:
когда к ней приехал погостить брат Вячеслав с семьей, Евфросиния просто объявила, что двух племянниц, Киринию и Ольгу, оставляет в монастыре. Родители горько плакали, но не посмели перечить, и их дочери спустя какое то время стали монашками.
Хотя Евдокия оказалась рядом с Евфросинией на духовной стезе раньше, историки сходятся на том, что именно Евпраксия стала самой близкой ее соратницей. И были они «как одна душа в двух телах». Евпраксия руководила переписыванием книг, а дело это было сложное, ремесло редкое и очень доходное: книги стоили не дешевле золота-бриллиантов. Вела занятия в основанной Евфросинией школе для девочек. Сама Евфросиния занималась налаживанием связей между Полоцким княжеством и Византией, строительством церквей и монастырей...
serGild
Дата: Вторник, 01.07.2014, 18:57 | Сообщение #
4
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Как видим, уход в монастырь не стал для княжон заточением. Наоборот — неизвестно, смогли бы столь важную роль в истории своего народа сыграть Евфросиния и ее сестры, оставаясь в миру?
Евпраксия сопровождала старшую сестру во время паломничества в Иерусалим к Гробу Господню... Присутствовала при ее смерти...
Именно ее перу, как считают ученые, принадлежит знаменитое «Житие Евфросинии Полоцкой». Радзивилловская летопись даже говорит, когда и где умерла сестра Евпраксия, в миру Звенислава:
1202 год, село Кидекла на Нерли. Ее похоронили на родине, в Бельчицком Борисоглебском монастыре.
Три звезды духовного созвездия... Сохранились сведения о том, что они были красивы не только духовно. Род полоцких княжон вообще славился красотой: вспомнить хотя бы Рогнеду, изза которой совершил столько кровавых деяний князь Владимир...
Вспомните полоцкие фрески, предполагаемый портрет Евфросинии: изящный овал лица, огромные глаза... Внутренний свет и благородство... Именно так выглядели княжны земли нашей. Их красота — от вечного, а не от фотошопа. От молитвы, а не из косметического салона. Красота людей, которые предпочли «славе
мира сего» духовное служение. Вспоминая просветительницу и небесную покровительницу нашей земли святую Евфросинию, не забудем же и ее сестер, земных и небесных, Евдокию и Евпраксию.
serGild
Дата: Вторник, 01.07.2014, 20:28 | Сообщение #
5
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Таким образом, Предслава, дочь Святослава-Георгия Всеславича Витебского и его жены Софии, в 12 лет отправилась почитать книжки в дедушкиной библиотеке/бежала от затеваемого брака в монастырь к "тете".
Игуменья Романа (вдова Романа Всеславича, умершего в 1116г) приняла племянницу.
Тут загадка - по династическим канонам Древней Руси Борис и Глеб давались сыновьям подряд и именно в такой очередности. Аналогично Роман и Давид.
Поскольку в 1127г княжит в Полоцке именно Давил - Роман как старший должен был править до него. Но о нем известно, что он владел Друцком (предп) и умер в 1116 в Муроме (ПВЛ)/ в 1114 в Рязани (Никоновск. летопись). Видимо, как князь он оказался не очень, войну с земгалами проиграл (1116-9), вот и лишился стола. А вдова ушла в монастырь. Впрочем, есть и другие версии.
Итак, Предслава пришла к тете после того, как та стала игуменьей, т.е. после 1114-6г.
Допустив, что год рождения ее 1105 - в монастырь она уходит в 1117. 3 года послушничества - и в 1120 она монахиня Ефросинья.
Далее она просит епископа Илью позволить ей переписывать руописи при Софийском храме. Переписывает книги и для частников, с того и живет.
Далее, тот же епископ, отец и князь полоцкий Борис(август1127 - 28 или 29) позволяют ей основать свой - Спасо-Преображенский монастырь, соответственно в 1127-8г.
После чего она просит родителей отпустить к себе сестру Гордиславу - подучить ее грамоте. Видимо та уступала старшей в способностях и внутренней силе. Несколько лет обучения (как мы знаем - минимум три) - и сестренка тайно постригается с именем Евдокии. Видимо пришел ее черед идти замуж (может быть за того же жениха - династические резоны то те же. Возникает вопрос - что же за монстру их сватали?). Но ситуация была весьма напряженной, между первым и вторым походами Мстислава Великого на Полоцк. На хорошую партию трудно было рассчитывать, но и насильно в монастырь отправлять незачем. Так что это все же выбор самой Гордиславы-Евдокии под влиянием сестры.
Третья из сестер - Звенислава Борисовна.
Она пришла в монастырь сама и с крупным вкладом, видимо после смерти отца, когда военная гроза была уже близко.
Затем пришел Мстислав. Всеславичи высланы в Византию. Но, как только Мстислав умирает - в Полоцке происходит бунт/мятеж/перевыборы и новым Полоцким князем становится... Василько Святославич (1132-44), брат Ефросиньи-Предславы, а после него - Рогволод Борисович(1144-51, далее через раз как повезет), брат Евпраксии-Звениславы
Дачник
Дата: Четверг, 03.07.2014, 08:53 | Сообщение #
6
Сотник
Сатрап
Группа: Наместники
Сообщений:
2260
Награды:
1
Репутация:
1960
Статус:
Оффлайн
Цитата
serGild
(
)
Далее, тот же епископ, отец и князь полоцкий Борис(август1127 - 28 или 29) позволяют ей основать свой - Спасо-Преображенский монастырь, соответственно в 1127-8г.
Монастырь действующий -
Спасо-Евфросиниевский монастырь
Цитата
serGild
(
)
Далее, тот же епископ, отец и князь полоцкий Борис(август1127 - 28 или 29) позволяют ей основать свой - Спасо-Преображенский монастырь, соответственно в 1127-8г.
Согласно летописи монастыря, основание обители -
около 1125 года
Цитата
serGild
(
)
Но ситуация была весьма напряженной, между первым и вторым походами Мстислава Великого на Полоцк. На хорошую партию трудно было рассчитывать, но и насильно в монастырь отправлять незачем. Так что это все же выбор самой Гордиславы-Евдокии под влиянием сестры.
Цитата
serGild
(
)
Затем пришел Мстислав. Всеславичи высланы в Византию. Но, как только Мстислав умирает - в Полоцке происходит бунт/мятеж/перевыборы и новым Полоцким князем становится... Василько Святославич (1132-44), брат Ефросиньи-Предславы, а после него - Рогволод Борисович(1144-51, далее через раз как повезет), брат Евпраксии-Звениславы
В реальности Отрока-Сотника вместо походов Мстислава (пока) произошел ляшский набег, в отражении которого Ратнинская сотня и Младшая стража приняли (и принимают в данный момент времени мира) самое активное участие.
Кстати насчет основания монастыря святой Евфросинией Полоцкой - набег и его отражение происходят в противоположной стороне, сам монастырь рядом с Полоцком, то есть в местах, военными действиями пока не затронутых.
Соответственно основание монастыря может происходит параллельно с событиями Сотника
Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, новоперс. شهربان) — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.
В русском и болгарском языках слово сатрап является синонимом деспота, тирана и самодура.
Ульфхеднар
Дата: Четверг, 03.07.2014, 17:15 | Сообщение #
7
Сотник
Витязь
Группа: Наместники
Сообщений:
4881
Награды:
1
Репутация:
5055
Статус:
Оффлайн
Цитата
Дачник
(
)
В реальности Отрока-Сотника вместо походов Мстислава (пока) произошел ляшский набег, в отражении которого Ратнинская сотня и Младшая стража приняли (и принимают в данный момент времени мира) самое активное участие.
Ну так походы на Полоцк состоятся в 1127 и 1129 годах.
Сообщение отредактировал
Ульфхеднар
-
Четверг, 03.07.2014, 17:18
serGild
Дата: Понедельник, 07.07.2014, 09:31 | Сообщение #
8
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
Цитата
Дачник
(
)
Согласно летописи монастыря, основание обители - около 1125 года
А согласно Житию - разрешение давал князь Борис Полоцкий (1127-28гг).
ARKAN
Дата: Понедельник, 29.09.2014, 20:29 | Сообщение #
9
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений:
1011
Награды:
0
Репутация:
1349
Статус:
Оффлайн
Святыни Полоцка
ARKAN
Дата: Понедельник, 29.09.2014, 20:35 | Сообщение #
10
Сотник
Группа: Огнищане
Сообщений:
1011
Награды:
0
Репутация:
1349
Статус:
Оффлайн
Желающие могут подкрепить изложенную информацию , кратким фильмом ,который обогатит восприятие .
Ссылка для скачивания с сайта кинозал .тв
Crusader
Дата: Понедельник, 17.09.2018, 20:16 | Сообщение #
11
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений:
581
Награды:
1
Репутация:
1054
Статус:
Оффлайн
Для начала выкладываю текст из Православной энциклопедии.
--
ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?),
Иерусалим), прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в
Соборе Белорусских святых), Полоцкая, игумения, основательница 2 мон-рей
в Полоцке, дочь кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучка полоцкого
кн.
Всеслава Брячиславича
.
Житие
Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк)
Е. сохранилось в большом количестве (не менее 130) списков XVI-XVII вв.
в составе сборников и Миней четьих, списки подразделяются на неск.
редакций (Воронова Е. М. Житие
Евфросинии Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не
учитывают всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в
уточнениях). Исследователи (архиеп. [url=http://www.pravenc.ru/text/Филарет (Гумилевский).html]Филарет (Гумилевский)[/url], В. О.
Ключевский
, Е. Е.
Голубинский
, А. И.
Соболевский
) единодушны во мнении, что первоначальный текст Жития, изобилующий
многочисленными историческими реалиями, был создан в домонг. время,
однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное
влияние стиля «плетения словес», к-рый получил известность в рус.
литературе не ранее рубежа XIV и XV вв. Наиболее ранний список
пространной редакции Жития Е. был найден Б. М. Клоссом - ГИМ. Епарх. №
406, нач. XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу Е., происходит
из западнорус. земель, создана не в Полоцке (см. ниже). С уверенностью
можно говорить о редактировании Жития Е. в 30-х гг. XVI в. при
составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней (этот вариант представлен и
во всех позднейших списках Миней четьих) и при включении Жития в 60-х
гг. того же столетия в
«Книгу степенную царского родословия»
. В 1700 г. новая редакция пространного Жития Е., основанная на версии
Великих Четьих-Миней, вышла в свет в составе «Книги житий святых» свт.
Димитрия Ростовского
(К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.). Пространные редакции Жития Е. создавались в XIX-XX вв.В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие Е., созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в
Западнорусской митрополии
. Древнейший список краткого Жития Е. обнаружил Клосс в Прологе посл.
четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка данной редакции входят в
Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки (ныне ф. 19 БАН
Литвы): № 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) -
1-я четв. XVI в.), в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития
свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского
происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более
ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в
Степенной книге (см.: Кучкин В. А.
Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662
гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории
Жития Е. в великорус. рукописной и старопечатной традиции (кроме его
включения в ВМЧ) присущ определенный политический оттенок. Вполне
вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной
книги связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление
проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим
за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая
Русь».
А. А. Турилов
Биография Согласно Житию, Е. была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались ее
руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в
12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя
служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич, а
его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила
игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве имя в
честь прп.
Евфросинии
Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала,
особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С
разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле
полоцкого Софийского собора, имевшего богатую б-ку. Е. переписывала
книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.
Келья Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г.
Однажды во сне Е. явился ангел и указал новое место для подвигов -
загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной ц.
Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил
создание в Сельце
полоцкого Евфросиниева женского монастыря
и назначил Е. его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий
кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Е. кн. Святослав Всеславич, бояре и
«честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена
грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас,
да по моем животе никто же не посудит моего даяния» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1.
С. 210). Е. основала жен. монастырь в 1127-1128 гг., поскольку в этот
короткий период кн. Борис Всеславич сидел на полоцком столе.
Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для
девочек, в к-рой, в частности, обучалась младшая сестра Е. Городислава,
принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в мон-рь пришла
двоюродная сестра Е. кнж. Звенислава Борисовна, принявшая здесь
иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле
родителей). Е., Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц
Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Е. Кироанна
(в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в мон-рь также
поступали мн. жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко
едина душа» и выражали «едину мысль в молитвах к Богу». Е. учила
монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии
приведены 2 фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой
является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу:
«Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год
приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и
смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист
принесетеся на трапезу Христову» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214). Икона
Преображения Господня наряду с поясным образом Спасителя помещалась на
печатях Е. (известны фрагменты 3 вариантов печатей святой, 2 обломка
печатей были найдены на Городище (княжеская резиденция) в Новгороде, что
свидетельствует о контактах Е. с новгородскими князьями; см.: Янин, Гайдуков. 1998. С. 41, 127).
Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц.
Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в.
(ГИМ)
Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение
Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству.
Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя
(сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при
строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого
плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на
следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день
храм был закончен, на нем был водружен крест.
Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв.
Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При
нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в
Эфесе
Эфесскую икону Божией Матери
, по преданию написанную евангелистом
Лукой
. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп.
Мануилу I Комнину
и патриарху
Луке Хрисовергу
«дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк.
Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700
вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была
передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы,
украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню
выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее
всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161
г. местный мастер Лазарь
Богша
выполнил для Е. крест (см.
Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест
), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из
Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба
Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч.
Димитрия Солунского
, частицы мощей первомч.
Стефана
и вмч.
Пантелеимона
и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не
сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была
сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина.
1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е.,
реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным
контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали
предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией,
установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого,
полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2.
Стб. 293).
Поклонение кресту, устроенному прп. Евфросинией Полоцкой. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк)
В конце жизни Е. решила совершить паломничество в Иерусалим. Поручив
попечение об обоих основанных ею мон-рях сестре Евдокии, Е. в
сопровождении брата кн. Давида и сестры Евпраксии отправилась в путь.
Близ К-поля они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель «с
великою честью» отправил паломников в столицу. Е. молилась в к-польском
храме Св. Софии и др. церквах. Получив благословение патриарха,
преподобная отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью
латинян. В Иерусалиме Е. остановилась в рус. мон-ре Пресв. Богородицы.
Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него
«злата много», золотую кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре
святая заболела. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в
лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело
было погребено в мон-ре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом.
Год кончины Е. в Житии не указан. В западнорус. публикациях 1-й пол.
XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в
качестве даты смерти Е. указывается 1173 г., эта же дата принята
большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается
тем обстоятельством, что в 1173 г. скончался венг. кор. Стефан и имп.
Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего
ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия
венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому,
повстречался с Е. и ее спутниками, направлявшимися в К-поль. Впрочем,
также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину Е. к 1167 г.,
когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию.
Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли
послы рус. князей и митрополита.
---
Предслава Святославна -- старшая дочь младшего из сыновей Всеслава Полоцкого, в отличие от версии, используемой КЕСом здесь рассматривается тождество её дяди Бориса и дяди Рогволода, т.е. в 1127-28 гг. Всеславичей остаётся всего трое: Давыд (свергнутый вечем после первого похода Мстислава на Полоцк), сменивший его Рогволод-Борис (что может быть ошибкой поздних составителей жития!) видимо, более лояльный к ВКК, и Святослав-Георгий, отец будущей Евфросинии и родоначальник младшей ветви князей Полоцких, как ни странно, пережившей все старшие по кр.мере на два или три поколения, что наверняка связывают с Евфросинии в конце 12-начале 13 века ставшей местночтимой святой.
С уважением, Павел.
Crusader
Дата: Понедельник, 17.09.2018, 20:19 | Сообщение #
12
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений:
581
Награды:
1
Репутация:
1054
Статус:
Оффлайн
В данный момент собираю материал в развитие этой темы, хочу подчеркнуть, что упоминаемая в житии её двоюродная сестра Звенислава Борисовна (буд. Евпраксия) сбежала в монастырь, не желая выходить замуж.
Кто-то из современных белорусских писательниц (не могу вспомнить имя) предположил, что не желала выходить замуж за Изяслава Мстиславича, когда он был князем Полоцким и Минским, но это не более, чем литературная версия; судя по всему, Изяслав был к этому времени женат первым браком.
С равным успехом она могла быть невестой Михаила Вячеславича Туровского; соображения об этом позднее изложу в теме "Четвёртый".
Ещё в 16-нач. 17 вв. на территории бывшего Полоцкого княжества обращались книги из Евфросиньиного скриптория, единственные на Руси книги 12 века с автографами переписчика, если, конечно, это не польское враньё; только зачем полякам было бы врать? *смайлик разводит руками
С уважением, Павел.
Сообщение отредактировал
Crusader
-
Понедельник, 17.09.2018, 20:24
Crusader
Дата: Пятница, 28.09.2018, 17:44 | Сообщение #
13
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений:
581
Награды:
1
Репутация:
1054
Статус:
Оффлайн
Уважаемые софорумчане, прошу прощения за грубый недосмотр; оставляя в стороне различные варианты родословия полоцких Всеславичей у разных историков, возвращаемся к тому, который принял КЕС:
"Вот они, полоцкие соперники Мономашичей - князья Рогволд Друцкий, Ростислав Лукомский, Святослав Витебский, Брячеслав Изяславичский, с главой рода Давыдом Всеславичем князем Полоцким. Всего пять князей, имена которых донесли до нас летописи и иные сохранившиеся с тех времён сведения" [Сотник-1, Вместо предисловия].
А дальше рисуем генеалогическую таблицу:
Всеслав Брячеславич, кн. Полоцкий +1101
4 вышеупомянутых сына: Рогволд, Ростислав, Святослав, Давыд (Глеб Минский +1119, оставил 4 сыновей, здесь не упомянутых)
Рогволд (Борис, если верить некоторым источникам), видимо, старший из Всеславичей, в силу каких-то обстоятельств лишённый полоцкого стола. КМК - в силу очень слабого здоровья; из истории известно, что Всеслав сидел в киевском порубе вместе с двумя старшими сыновьями, неизвестными по именам.
Вторым сыном был или Глеб Минский, или Роман +1116, в летописи упомянутый как Полоцкий.
Следующим по старшинству скорее всего был Давыд; в своё время лишённый (Глебом?) удела, восстановленный у власти не без помощи других Рюриковичей (но не Всеславичей), княживший в Полоцке с неизвестного года (возможно, наследовавший своему отцу с 1101, а возможно - его предшественниками были Роман и Глеб Минский). У Давыда два или три сына, упомянутый КЕСом Брячеслав Изяславльский (косвенный довод в пользу того, что Давыд после 1101 княжил не в Полоцке, а в Изяславле), а также Володша и Микула (не известный летописи).
Ростислав Лукомский, о котором известно только то, что он, скорее всего, старше Святослава и вместе с Давыдом и Святославом был сослан в Византию.
Святослав (Георгий) Витебский, отец Евфросинии Полоцкой, её сестры Градиславы/Гредиславы/Городиславы и, скорее всего, трёх сыновей - Василька, Вячка и Давыда.
С уважением, Павел.
Crusader
Дата: Воскресенье, 30.09.2018, 17:37 | Сообщение #
14
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений:
581
Награды:
1
Репутация:
1054
Статус:
Оффлайн
Ниже для сравнения приводится другой вариант родословной таблицы полоцких князей, вернее только та часть, которая относится к младшей ветви потомков Святослава (Георгия) Всеславича.
Убедительная просьба ко всем софорумчанам не очень заморачиваться многочисленными титулованиями "князь Полоцкий", в контексте данной таблицы это "один из князей полоцких", а не верховный правитель земли.
Святослав (Георгий) Всеславич, кн. полоцкий.
Дети:
Предслава (Евфросинья, монахиня +1173)
Градислава (, монахиня)
Вячко, кн. полоцкий
Дочери:
Кириния (монахиня)
Ольга (то же)
Давыд, кн. витебский
Василько, кн. полоцкий
Дети:
Всеслав, кн. полоцкий, витебский +1186
Брячислав, кн. витебский, см. ниже
Володша, кн. полоцкий
Всеволод
Изяслав, кн. городенский +1185
Мария
Это поколение современников и младших современников нашего ГГ.
Судя по имеющейся таблице (Славянская энциклопедия, М. Олма-пресс, 2005, стр. 173; таблица восходит к работе Баумгартена Н.А. Родословные отрывки. Летопись историко-родословного общества, М. 1909, вып. 1-17), потомство Брячислава, кн. витебского, продолжалось в течении ещё пяти или шести поколений, его правнучка Александра Брячиславовна (в монашестве Параскева) стала супругой Александра Невского, а её внучатая племянница Мария Ярославна Витебская +1349 - первой супругой Ольгерда Гедиминовича. Обе они заняли место в ряду предков московских великих князей.
Мои предложения:
рано или поздно Мишка Лисовин вооружится послезнанием, скорее всего, полученным от Четвёртого, в которого наверняка вобьют все эти генеалогические заморочки в силу его статуса, а т.к. династия Лисовинов займёт место реальных Гедеминовичей, то почему бы ему не завещать потомкам родниться именно с этой ветвью Рюриковичей, дабы успешнее потеснить Даниловичей московских.
С уважением, Павел.
serGild
Дата: Вторник, 20.11.2018, 09:49 | Сообщение #
15
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
http://www.krasnickij.ru/forum/39-1633-1
Тоже про Евфросинью.
Может склеим темы?
Crusader
Дата: Четверг, 22.11.2018, 19:53 | Сообщение #
16
Полусотник
Группа: Ополченцы
Сообщений:
581
Награды:
1
Репутация:
1054
Статус:
Оффлайн
Да, пожалуйста. Я сейчас нечасто бываю в интернете, прошу прощения, что не сразу ответил.
С уважением, Павел.
serGild
Дата: Суббота, 01.12.2018, 19:11 | Сообщение #
17
Ближник
Книжник
Группа: Советники
Сообщений:
4173
Награды:
0
Репутация:
4063
Статус:
Оффлайн
темы склеены
Красницкий Евгений. Форум сайта
»
5. Академия (Реальная история)
»
Политика и Религия
»
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ (между 1101 и 1105–1173) и ее сестры
(ПРЕДСЛАВА, ГОРДИСЛАВА, ЗВЕНИСЛАВА...)
Страница
1
из
1
1
Главная страница форума
1. Княжий терем (Обсуждение книг)
Тексты
Работа с соавторами
Общение с Авторами
События в Отроке
Персонажи "Отрока"
Думная палата
2. Застава (Административный раздел)
Учебка: В помощь новичкам
3. Военная слобода
Тактика и стратегия
"Армия СССР - наша память, гордость и боль"
Архив ВИГ
4. Детинец (Мир "Отрока" и не только - АИ обсуждение нововведений)
Региональная экономика
Прикладная экономика
Политика и право
Культура и Идеология
Технология
Альтернативная История
5. Академия (Реальная история)
События и Персоналии 12 век
Политическая История 12 век
Военная история 12 век
Культура и этнология 12 век
Социально-экономическая История 12 век
Право 12 век
Справочник по технологиям первой половины 12 века
История
Политика и Религия
Русь и Новое Государство Михаила
6. Город (Творчество форумчан)
Литературная Гильдия (ЛиГ)
Заявки на соавторство
Готовые тексты читателей (Фанфики)
Жители Ратного
Младшая стража, Михайлов городок
Походы и Битвы
Промышленная слобода
Торжище
Фантастика
Проза
Стихи
Ярмарка
7. Посад (Гильдии по интересам)
Люди Лиса
Гостиная гильдии ридеров
Женская Гильдия
Гильдия модераторов
Гильдия Волонтеров
Гильдия Академиков
Гильдия мастеров
Гильдия градостроителей
Гильдия наполнителей Вики 21-12
Гильдия экономистов
Христианство
Язычество славян и русов
Сообщество на мейле
Гильдия Умельцев
Слобода (Блоги участников)
Гильдия Кулинаров
Кулинария
Клубы по интересам
Интернет, компьютеры и все про них
Охота и рыбалка
О спорте
Кабак
8. Остроги (Закрытые разделы гильдий)
9. Печатный Двор
Библиотека
Гильдия Печатников и ОФормителей
Гильдия Библиотекарей
Гильдия Медиатека
Иллюстрации
Галерея
Живопись
Картины
Поиск:
legionerus
,
Andre
,
© 2024
Хостинг от
uCoz
|
Карта сайта