Век Альберта Великого и Роджера Бэкона - это эпоха расцвета алхимии. Многие современники этих выдающихся мыслителей совершили не менее замечательные открытия, чем они сами.
Так, человек, сыгравший роковую роль в судьбе Роджера Бэкона, Джованни Фиданца Бонавентура (1121- 1274), сам был увлеченным алхимиком. В ходе безуспешных попыток получения алкагеста, универсального растворителя, он в ванне смешал хлорид аммония с азотной кислотой и получил вещество, способное растворять золото. Вплоть до этого дня считалось, что золото растворить невозможно, именно поэтому оно рассматривалось как «царь металлов».
Восхищенный полученным эффектом, Бонавен-тура назвал открытую им субстанцию царской водкой Адыа Regis (к алкогольному напитку это название отношения не имеет: латинское «Адыа Regis» правильнее было бы перевести на русский язык как «королевская вода»).
В настоящее время известно, что царская водка - это смесь азотной и соляной кислот, однако концентрированная соляная кислота долгое время была недоступна алхимикам, поэтому они использовали вместо нее различные хлориды.
Не менее замечательные опыты с кислотами проводил и другой крупный алхимик позднего Средневековья. Его имя осталось неизвестным: он подписывал свои сочинения именем арабского мастера Абу Джабира и вошел в историю как Псевдо-Гебер. Этот замечательный ученый, вероятно живший в Испании, создал несколько алхимических трудов: «Сумма совершенств, или Учение о высоком искусстве облагораживания металлов», «Книга об исследовании облагораживания металлов», «Книга о философских печах» и др.