Много лет назад молодой инженер КБ Армпромсовета, объединявшего всю местную промышленность республики Армения, Азатуи Аветисовна Сарафян предложила изготавливать из отходов производства гераниевого масла дубитель кожи. Разработали технологию, изготовили дубитель, обработали им кожу, сделали две пары туфель и выдали их по акту уборщице и бухгалтерше. Те, чувствуя себя участницами важного научного эксперимента, носили эту обувь беспощадно. Но сносилась она позже такой же, обработанной обычным, более дорогим и дефицитным дубителем.
Сарафян, как умела, составила заявку и послала во ВНИИГПЭ. Получила отказ: неправильно составлена. Пыталась внедрить в производство — не встретила ответного энтузиазма и махнула рукой, решив, что не только перевозка опасного груза должна осуществляться профессионалами, но и в других областях и сферах нужно знать свое дело. Правда, все равно до сего дня корит себя председатель республиканского совета ВОИР А. А. Сарафян, что не нашлось у нее тогда упорства.
Родилась Сарафян 25 октября. Никто в глухом сирийском городке Алебе, куда после двухлетних скитаний добрались ее родители, бежавшие из родных мест во время турецкой резни, не знал о восставшем в этот день далеком Петрограде. Лишь 5 лет спустя привезла мать трехлетнюю Азатуи в Советскую Армению, уже из Константинополя.
Семья жила трудно, и в 14 лет у Сарафян началась «сладкая жизнь» — она поступила на кондитерскую фабрику завертывать конфеты в фантики. Учиться не бросила. Закончила школу, затем Ереванский политехнический институт, стала химиком-технологом, во время войны работала на химзаводах, в год победы вступила в партию, а вскоре ее уже избрали парторгом Армпромсовета, назначили начальником КБ.