Поэт Франсиско Кеведо (1580-1645) издевательски советовал алхимикам: «Делай то же, что делали все в подобных случаях и что очень легко: пиши вздор».
Французский писатель Николя Лемери заключил: «алхимия - это искусство безумения, начало которого - ложь, середина - труд, конец - нищета». В сатире Себастиана Бранта (1458-1521) «Корабль дураков» алхимики заняли почетное место среди глупцов всех времен и народов: Алхимия примером служит Тому, как плутни с дурью дружат. Сказал нам Аристотель вещий: «Неизменяема суть вещи», Алхимик же в ученом бреде Выводит золото из меди используя окрасочные камеры...
С наступлением 18 в. алхимия окончательно стала уделом шарлатанов. Самые знаменитые авантюристы того времени - Джузеппе Калиостро, Джон Ди, Клод Луи Сен-Жермен - заявляли о себе как о великих алхимиках. Однако верили им уже совсем немногие... К началу 19 в. казалось, что алхимия прочно заняла в истории человечества место древнего мистического лжеучения, где-то между зодиаком и картами таро.
Однако в середине 19 в. стали появляться и прямо противоположные оценки. Отказавшись от самоуверенно-снисходительного взгляда в прошлое, французский химик Луи Фигье заявил: «... алхимия есть мать нынешней химии. Работы учеников Гермеса Трисмегиста заложили основы современных научных химических знаний». Его поддержал немецкий исследователь Герман Копп: «занятия алхимией стали поводом и случаем к развитию химии». Наконец, даже великий Д. И. Менделеев заявил: «только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительное научное изучение химических явлений».