Скука – очень ресурсное состояние. Умение скучать формируется (или нет) в самом раннем детстве. Можно и позднее, но, как всякий навык, чем позже, тем труднее. Надеюсь, понятно, что я не за то, чтобы дети были брошены без внимания. Но я и против того, что ребенок переходит с рук на руки, окружен погремушками, мобилами, развивающими играми с постоянным обновлением. Все эти «нехорошести» вызывают страх остаться один на один с самим собой, незрелые защиты и бегство от трудностей.
Дело в том, что именно скука, если позволить ей быть, состояние, порождающее творчество и настоящую мыслительную деятельность, которая потеряна практически в современном социуме. Ну вот нечем вам заняться и вы решились-таки сделать ремонт в квартире. Вы начинаете искать фирму, которая занимается отделкой офисов и домов в Туле, чтобы сделать во всех комнатах натяжные потолки. И вот вы уже не скучаете, а заняты делом.
Если вы умеете скучать, то вы можете не разбирать дела и решать задачи, размышлять не о чем-то или о ком-то, а начать думать. Один мой знакомый деревенский тракторист, который очень редко бывает трезвым, меня понимает. Как-то, пытаясь выпросить у меня чекушку, он обосновал: «Если я не пью два дня, я ведь думать начинаю! А это больно». Это, конечно, крайняя форма. «В норме», чтобы не думать, можно смотреть телевизор, поиграть на компьютере, поболтать с друзьями или – наше любимое – заняться чем-нибудь. Главное – не бездельничать.
Скука нас страшит не только тяжелыми ощущениями, но и результатами. Ведь думающий человек или творческий (особенно ребенок) довольно некомфортен и порой опасен. Проснувшийся ресурс требует материалов и площадки для воплощения, может быть непонятным, пугающим и разрушительным. Не развлекать себя ничем с часок так же трудно, как сделать полноценную медитацию, но вам может понравиться. Попробуйте не исключать из жизни детей опыт скуки, позвольте им принять ее скрытые дары. |