С наступлением христианской эры древняя алхимическая традиция обогатилась библейской символикой. Крупнейший мастер этого периода, Зосима Панополис (ок. 300 г. н. э.), объединил алхимические знания
предшественников с раннехристианскими идеями и написал на основе этого синтеза труд в 28 книгах. Основываясь на библейских текстах, Панополис утверждал, что алхимия имеет небесное происхождение: когда падшие ангелы сходились с дочерьми человеческими (Бытие 6:2), якобы они в награду за любовь сообщали им приемы этого искусства. Нужна квартира на сутки вднх? Посетите наш сайт. Большой выбор предложений квартир на сутки на ВДНХ и других районах Москвы. Доступные цены, ежедневные обновления базы предложений. Основываясь на апокрифических сказаниях, Зосима сообщает, что сестра библейского Моисея, Мария (он путал ее с исторической Марией Еврейской) умела из четырех металлов получать чудодейственное соединение - «яйцо философов», способное производить любые превращения. Зосима явно имеет в виду терасомату, но именно придуманное им понятие «яйцо философов» будет затем фигурировать в алхимических трактатах вплоть до Нового времени.
Слово «химия» Зосима умудрился связать с сыном Ноя - Хамом, которого древние евреи считали прародителем египтян; по мнению Панополиса, именно Хам написал первую в истории книгу о превращениях металлов. Одним из последних знатоков александрийской алхимии был римлянин Юлий Фирмик Матерн (4 в. н. э.). Его восьмитомное сочинение «Матесеос», написанное в 336-354 гг., является подробным учебником античной астрологии, содержит данные из области химии, математики и даже политики.
Источники, на которые ссылается Фирмик, удивительны: например, он цитирует труды Авраама и Эскулапа. Тем не менее, именно в сочинениях Фирмика мы впервые встречаем слово «химия» в привычном для нас смысле - он описывает ее как науку о веществах и их превращениях.