Но как же быть с доброжелательным нейтралитетом, который настоятельно рекомендовал Фрейд? И. Я.: Прежде всего я думаю, что этот принцип нейтралитета устарел. Это интересно в теории, но в терапии не приводит к успеху. Психотерапия - это прежде всего отношения, и лечит именно эта связь. К тому же я уверен, что сам Фрейд занимал очень активную позицию, встречаясь со своими пациентами: он внедрялся в их жизнь, очень много с ними разговаривал.
Я главным образом работаю с отношениями, которые мои пациенты поддерживают с другими людьми. Часто именно для этого они и приходят консультироваться: чтобы изменить свои отношения с родителями, возлюбленными, друзьями... Но дело в том, что с этими людьми я никогда не встречусь. Поэтому я рассматриваю те отношения, которые развиваются между пациентами и мною.
Я открываю им глаза на некоторые вещи, если считаю, что это может быть для них полезно, могу указать на какие-то изъяны, и мы можем вместе работать, анализируя эти трудности и сложные узлы. Например, один из моих пациентов был зациклен на ремонте. Чем больше сделает, тем лучше. Пришлось ему внушить, что ремонт насосов пневматических — не главное в его жизни, у него еще семья есть.
Но если вы говорите о себе, не рискуете ли вы блокировать «перенос» вашего пациента: помешать ему сделать из вас любимого отца, отсутствующую мать? И. Я.: Для того чтобы произошел перенос, вовсе не обязательно быть молчаливым и непроницаемым, он произойдет в любом случае, поскольку это очень мощная сила. Вы знаете, я сам три года проходил курс психоанализа со специалистом, который стойко придерживался традиций и был очень «дистантным». И у меня осталось чувство, что я только зря потерял время.