Ю. В.: Прежде чем мы приступим к обсуждению того, что можно сделать, подумайте: насколько вам мешает то, что вы предъявили как проблему? Страдает ли из-за этого ваша работа или какие-то другие сферы жизни? К.: Нет, не думаю, что работа страдает.
Ю. В.: Несмотря на напряжение, вы все равно звоните человеку, а, например, не «забываете» о звонке? К.: Всегда звоню, когда нет возможности лично встретиться. Что же… Я запуталась и решила задать коронный вопрос психолога-консультанта, чтобы понять, «в чем тут соль». Ю. В.: Вы пытались как-то справиться с этой проблемой самостоятельно? Что вы предпринимали?
Кирилл начал издалека. Он рассказал о своем детстве. По его словам, он был очень стеснительным мальчиком, боявшимся общения как со сверстниками, так и со взрослыми, например учителями. В двенадцать лет, после того как отец отдал в залог авто, он сам решил бороться с той ролью, которая была отведена ему в классе.
Он настоял на том, чтобы перейти в другую школу. Это был шанс попробовать новое поведение, более смелое и открытое. И у него получилось! Постепенно он учился общаться, боролся со смущением, тренировал открытый взгляд. Его полюбили учителя, так как он относился к ним с уважением и при этом сохранял собственное достоинство. Занял он достойное место и среди сверстников.