Марлен Манасов считает, что возить детям шоколад, игрушки, одежду – самая примитивная форма благотворительности: «В Питере «Теплый дом» каждый день работает с детдомовскими детьми. Они вырастают и сами заводят детей, которые тоже попадают в детдома. Поэтому надо помогать тем, кто был с детства лишен семьи и не знал нормальной жизни. Помогать им социализироваться.
Но это сложно. Легче отремонтировать детдом или установить деревянные окна, цены на которые можно узнать на eurokna.ru, и поставить галочку. Хотя ремонт все же лучше, чем ничего. Многие помогают прежде всего своим близким или по религиозному признаку — и это тоже нормально».
Одна из загвоздок состоит в том, что сами компании не могут заниматься сложными социальными программами, контролировать весь процесс. Собственно, для этого и существуют благотворительные организации. А им в России по-прежнему не доверяют. Хотя положительные сдвиги тут, безусловно, наметились.
«Доверие к фондам растет, — уверенно констатирует Марлен Манасов. — Все больше тех, кто доказал попечительского совета фонда. Всех, кто пришел поздравить Когана с днем рождения, он попросил перечислить средства на счет «Теплого дома». Вместо подарка. Сумма вышла значительная. И превысила отдачу от таких акций, как футбольный матч, турнир по пейнтболу, забег или спектакль.
Как и полагается, вся работа, все цифры находятся под постоянным контролем главного управленца (а с полной отчетностью может познакомиться каждый — она вывешивается на сайтах).